Автор: Коробейникова Галина Анатольевна
Технология объёмного моделирования и конструирования из бумаги – одно из направлений художественного конструирования. Дети в основном создают сказочные фигурки, макеты для игр, поделки для украшения интерьера и придуманные образы.
Магия превращения плосок бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным никого. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента, не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность развить этот вид конструирования у детей дошкольного возраста. Моделирование из бумаги способствует развитию фантазии, мелкой и крупной моторики рук, внимания и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей (конструкций), которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить более сложные модели.
Технология объёмного моделирование из бумаги.
Актуальность.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать
неповторимые изделия. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима
(легкость обработки, минимум инструментов, доступность). Способность бумаги сохранять
придаваемую ей форму, достаточный запас прочности позволяет делать не только забавные
поделки и нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков,
подставки под карандаши, пеналы и т.д.), но и создавать более сложные поделки.
Работа с бумагой — складывание, вырезание, плетение — не только увлекательна, но и
познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества, развивать фантазию и воображение.
Процессы моделирования и конструирования, лежащие в основе содержания программы, дают возможность включения в ее структуру элементов как технического, так и декоративно-прикладного творчества. Используются разнообразные техники (оригами, конструирование, аппликация). Программа работы с детьми, выстроена в логике «от простого к сложному».
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие технических способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цели и задачи
Цель: формирование технических способностей, стимулирование интереса к творчеству посредством конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
— познакомить с разными свойствами бумаги, картона, и их использованием в техническом моделировании;
— познакомить с инструментами, применяемыми при конструировании;
— учить следовать устным инструкциям;
— дать понятие о контуре, силуэте, понятие о разметках;
— обучить техническим приемам работы с разными материалами: способам применения шаблонов, соединения деталей из бумаги, картона;
— познакомить с приемами декоративно-художественного оформления моделей.
Развивающие:
— развитие навыков организации рабочего пространства;
— развитие мелкой и крупной моторики рук и глазомер;
— развитие интереса к моделированию и конструированию;
— развитие творчества, фантазии, воображения, интереса к процессу работы и получаемому результату;
— развитие технических, художественно-творческих способностей;
— развитие самостоятельности и образного, пространственного мышления;
— развитие воли, терпения, самоконтроля.
Воспитательные:
— формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
— воспитывать аккуратность, бережное отношение к материалам;
— воспитывать трудолюбие и уважение, как к своему и чужому труду;
— воспитывать аккуратность, бережное отношение к материалам;
Предлагаемая концепция программы базируется на важнейших дидактических принципах, таких как системность, доступность, последовательность, наглядность, интегративность.
Календарно-тематическое планирование по конструированию для детей старшего дошкольного возраста.
1 |
Знакомство с бумагой, чертежом. Изготовление вертолётика. |
2 |
Знакомство с бумагой, чертежом. Изготовление угловой закладки. |
|
Плетение из полосок бумаги |
3 |
Коврик |
4 |
Коврик как основа для изготовления кружки, кошелька, сумочки |
5 |
Дом многоэтажный |
6 |
Изготовление поделок по замыслу в соответствии с пройдённой темой |
|
Работа с выкройкой, шаблоном |
7 |
елочка из полосок , диагональных |
8 |
Букет для мамы |
9 |
Цветок из полосок |
10 |
Изготовление поделок по замыслу в соответствии с пройдённой темой |
|
Создание объёмного шар из полосок бумаги шириной 1 см |
11 |
Тыква |
12 |
Кошка |
13 |
Животные домашние |
14 |
Животные лесные |
15 |
Животные жарких стран |
16 |
Дед мороз |
17 |
Изготовление поделок по замыслу в соответствии с пройдённой темой |
|
Создание поделок из 2 объёмных шаров (полоски бумаги шириной 1 см) |
18 |
Петух |
19 |
Дед мороз |
20 |
Снеговик |
21 |
Изготовление поделок по замыслу в соответствии с пройдённой темой |
|
Работа с чертежом |
22 |
Самолет |
23 |
Корзина |
24 |
Цыпленок |
25 |
Поросенок из кругов |
26 |
Изготовление поделок по замыслу в соответствии с пройдённой темой |
|
Создание поделок из модулей |
27 |
Снежинка |
|
Создание поделок из конусов |
28 |
Дед мороз |
29 |
Снегурка |
|
Создание поделок из базовой формы коробочка |
30 |
Собака |
31 |
Грузовик |
32 |
Лиса |
33 |
Легковой автомобиль |
34 |
Слон |
35 |
Автобус |
36 |
Котик |
37 |
Баран |
38 |
Корова |
39 |
Черепаха |
40 |
Скорая помощь |
41 |
Машина по выбору |
42 |
Животное по выбору |
43 |
Изготовление поделок по замыслу в соответствии с пройдённой темой |
44 |
Изготовление поделок по замыслу в соответствии с пройдённой темой |
|
Создание поделок из базовой формы цилиндры, использование бросового материала (втулки от туалетной бумаги и бумажных полотенец) |
45 |
Самолет |
46 |
Заяц на 4 лапах |
47 |
Цветок |
48 |
Ромашка |
49 |
Котик |
50 |
Машина гоночная |
51 |
Филин |
52 |
Изготовление поделок по замыслу в соответствии с пройдённой темой |
|
Оригами |
53 |
Самолет по схеме |
54 |
Ловцы (кит) |
55 |
Ловцы (собака) |
56 |
Ловцы (крокодил, медведь,) |
57 |
Ловцы (акула) |
58 |
Ловцы (панда) |
59 |
Изготовление поделок по замыслу в соответствии с пройдённой темой |
|
Создание объёмных поделок из многослойных петель (полоски бумаги шириной 1 см) |
60 |
бабочка |
61 |
Цветок |
62 |
Стрекоза |
|
Создание объёмных поделок из кругов |
63 |
Колибри |
64 |
Попугай |
65 |
Бабочка |
66 |
Зонт из кругов |
67 |
Нарцисс из квадратов |
68 |
Заключительное занятие с родителями. Павлин. Создание объёмных поделок из многослойных петель (полоски бумаги шириной 1 см) |
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны:
- уметь планировать последовательность выполнение моделей;
- работать аккуратно, опираясь на правила техники безопасности;
- уметь работать с инструментами;
- уметь читать простые схемы, пользоваться технологическими картами;
- уметь самостоятельно выполнять простые модели в технике оригами;
- уметь самостоятельно выполнять простые объёмные модели;
- уметь эстетично оформить творческую работу;
- уметь проводить анализ и самоанализ моделей
Работа с бумагой — складывание, вырезание, плетение — не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.