8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Автор: Мальцева Галина Викторовна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

по работе с детьми, имеющими нарушения

опорно-двигательного аппарата

 

Согласно взглядам Е.М. Мастюковой, физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Двигательные нарушения, делающие невозможными активные движения, отражаются на нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений составляет основу физического воспитания этих детей. Уже доказана необходимость как можно более раннего начала лечебно-воспитательных мероприятий, потому что именно в первые годы жиз­ни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Кроме того, на ранних этапах развития детей образуются различные привычки за счет автоматизации двигательных функций. Если у ребенка с НОДА они изначально формируются неправильно, то устранить их потом крайне трудно.

У большинства детей с НОДА отмечается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных расстройств.

Целью физического развития детей,  страдающих опорно-двигательной патологией, является создании при помощи коррекционных физических упражнений и специальных двигательных режимов,  предпосылок для успешной бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни.

Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняю­щих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание.

Задачи физического воспитания дошкольников с  НОДА можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят: общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные (которые справедливы и в работе со здоровыми детьми).

Вторую группу составляют двигательные коррекционные задачи, т.е. поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям.

Двигательное развитие детей оказывает мощное влияние на их общее развитие. В связи с этим необходимо планировать в процес­се физического воспитания следующие специальные коррекционные задачи:

— развитие речи посредством движения;

— формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлении;

— изучение в процессе предметной деятельности на   физкультуре различных физических  свойств материалов, а также назначение предметов;

— формирование в процессе двигательной деятельности различных видов мышления;

— управление эмоциональной сферой ребенка, развитие его морально-волевых качеств личности, осуществляемые в процессе специальных двигательных заданий, игр, эстафет.

— развитие всех психомоторных нарушений (памяти, внимания, ко­ординации статической и динамической, произвольного торможения, переключаемости движения, пространственной организации движений);

— развитие реакции выпрямления и равновесия;

— развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности;

— развитие зрительно-моторной координации;

— развитие торможения и преодоление неправильных поз и положений.

В процессе обучения нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Основными задачами физических упражнений являются стимуляция общего физического развития ребенка и коррекция его нарушенных двигательных функций.

Определив и уточнив с врачом особенности двигательного развития ребенка или группы детей, составляется предварительная программа коррекции двигательных нарушений средствами физического воспитания. При обследовании определяется тот уровень двигательного развития, на котором он остановился. И если ребенок еще не может принять положение на четвереньках и ползать, то именно с этого и начинается работа. С этой целью в сентябре и проводится диагностика. Анализ результатов диагностики даст возможность педагогу правильно подобрать игры и упражнения к обучению и определить оптимальные методы и приемы в работе с детьми. Составить индивидуальную программу на каждого ребенка. Однако эта коррекционная программа по физическому воспитанию должна как бы «заглядывать» немного вперед и предусматривать также применение таких комп­лексов корригирующих упражнений, которые бы соответствовали более высокому уровню двигательного развития.

Определить необходимость посещения детьми индивидуальных, фронтальных занятий и адаптивной гимнастики.

После  первого  полугодия  определяется динамика (мониторинг)

достижения планируемых результатов освоения программы и уточняется программа индивидуального развития на второе полугодие. В конце года, в мае, проводится повторная диагностика (мониторинг) по определению сформированности двигательных навыков и состояния психомоторики.

Физкультурные занятия проводятся 5 раз в неделю инструктором по физической культуре (АФК), 4 из которых в утренние часы по под­группам детей из 5 человек и одно- во второй половине дня, проводи­мого па воздухе, зимой — в тренажёрном зале с продолжительностью:

— год обучения дети (4-5 лет) — 20 минут;

— год обучения дети (5-6 лет) — 25 минут;

— год обучения дети (6-7 лет) — 25-30 минут.

При организации физических упражнений с тренажерами нами был использован дифференцированный подход к детям. Для его реализации следует за ранее распределить детей на две подгруппы на основе трёх основных критериев: состояния здоровья, уровня физической подготовленности и двигательной активности. Распределение детей на две подгруппы даст педагогу возможность осущест­влять дифференцированный подход, т.е. проводить физическое разви­тие, различающиеся по содержанию двигательных заданий и игровых упражнений, по физической нагрузке, а также методам и приёмам. Детям с низким уровнем физической подготовленности и с большими двигательными нарушениями необходимо замедленный показ дви­жений с четким и подробным их объяснением. Во время выполнения заданий важно создавать доброжелательную обстановку, подбадривать детей, поощрять их.

Обучение движениям отличаются коррекционной направленностью    и строгим индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Одним из главных вопросов является рациональное дозирование физических нагрузок. ‘Гак, малые нагрузки не дают желаемого эффекта, а большие нагрузки опасны для здоровья детей. Поэтому нагрузка строго индивидуализирована при обучении, осуществляется постоянный врачебный контроль.

Основной способ обучения — коллективно-индивидуальный метод работы с детьми.

    Его положительным моментом служит:                                 

— формирование двигательных и других   взаимоотношений между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми;

— возможность использования подражательных реакций, соревновательности.

В работе с детьми основу обучения составляет игровой метод,

посредством которого реализуется такое основополагающее на­правление, как «коррекция движения через игру». В плане обучение строится в виде одной большой тематической игры, состоящей из взаимосвязанных (или обособленных) игровых ситуаций, заданий, упражнений игр, подобранных

таким образом, чтобы содействовать решению поставленных педагогом коррекционных задач. Например: «Теремок», «Три поросенка».

Кроме перечисленных основных методов, используют специфические методы работы:

 — методы музыкально-ритмической терапии;

 — метод цветовой терапии;

 — метод аналогий с животным и растительным миром;

 — метод «театра физического воспитания».

Одним из принципов построения обучения является частая смена видов деятельности, так как при смене объектов и видов де­ятельности внимание ребенка снова привлекается, и это даст возможность продуктивно продолжать обучение.

Например: «Зайчики» — собирают морковки с грядки; «Зайчики» — переправляются через ручей по мостику (ходьба по доске шириной 30 см, лежащей на полу), «Зайчики» —  убегают  от  волка —  прыжки  с  продвижением вперед на двух ногах).

Фронтальное обучение чередуются с индивидуальными, во время которых один ребенок выполняет упражнения, а остальные отдыхают. Промежутки отдыха между упражнениями должны быть небольшими, чтобы у детей   не пропал интерес к упражнению.

Все дети должны видеть результат своих двигательных усилий. Большая часть упражнений с детьми первого года обучения выполняется в положении «лежа» и «сидя». Для детей, которые с трудом ориентируются в пространстве и не могут запомнить своего места, расставляются ориентиры — кегли, кубики и т.д. У многих детей с НОДА движения размашистые, неловкие. Поэтому при проведе­нии упражнений детей располагают так, чтобы они не мешали друг другу.

Структура занятий. В каждом занятии условно выделяются вводная, основная и заключительная части.

В вводной части ставится задача организовать детей, привлечь их внимание и подготовить организм к выполнению основных движений. Для этого используются дыхательные, логоритмические, упражнения на расслабление и по психомоторике. Длительность вводной части 3-5 минут.

В основной части решается задача обучения ребенка новым движениям с коррекцией тех или иных двигательных нарушений. Поэтому

в этой части проводятся основные общеразвивающие и корригирую­щие упражнения. В первую очередь делаются упражнения для головы, плечевого пояса, рук, затем туловища и ног. Особого внимания требует коррекция неправильных поз и положений головы и конечностей. Каждое упражнение выполняется 3-4 раза. В основную часть занятий постепенно вводятся подвижные игры. Продолжительность основной части занятия 12-15 минут.

В заключительной части занятий ставится задача постепенного пе­рехода от повышенной двигательной активности к спокойному состо­янию и другим видам деятельности. С этой целью снова проводятся упражнения на расслабление, дыхательные, а также упражнения па сохранение позы. Все занятия закапчиваются непринужденными, спокой­ными движениями. Длительность заключительной части 5-7 минут.

Коррекционная направленность физического развития.

 

Для детей первого года обучения наибольшее значение имеют упражнения по развитию ходьбы, ползания, лазанья и перелазания, а также упражнения с мячом. Первостепенное значение имеют упражнения в ходьбе. Педагог постепенно подводит детей к правильным и экономичным движениям. Следит за тем, чтобы дети не опускали голову и не закидывали ее назад. Умение смотреть вперед при ходьбе формируется постепенно при помощи специальных упражнений и игр, например, игра «Пойдем в гости к куклам», «Смотри па флажок».

Важно научить детей при ходьбе поднимать ноги, а не волочить их по иолу. Для этого используются специальные упражнения с переступанием линий, кубиков и т.д. Детей учат свободно двигать руками во время ходьбы. Для формирования правильной линии опо­ры полезна ходьба по ребристой доске, вдоль каната (боком), ходьба но гимнастической лестнице. Для развития равновесия и координации движений широко используют различные игры-упражнения, например: ходить стайкой за педагогом, ходить в заданном направлении друг за другом, между предметами (стульчиками, игрушками), перешагивая линии, палки, кубики, держа в руках различные предметы (флажок, шар, мяч и т.д.), весьма эффективна тренировка равновесия посредством ходьбы с положенным на голову мешочком с песком. Широко используются игры «Но тропинке», « По длинной извилистой дорожке», а также игры с перешагиванием через предметы, напри­мер «Перешагни через палку», «По кочкам», «Через ручейки».

Важное значение в развитии основных движений имеют игры-упражнения в ползании, лазанье, например «Доползи до игрушки», «Воротники».

Игровые упражнения с предметами имеют особое значение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, так как они способствуют развитию функции захвата и удержания предметов, что составляет основу предметно-практической деятельности. Эти упражнения развивают мышечные ощущения в руках, формируют интерес к предметам и игрушка, учат использовать их по назначению, т.е. способствуют развитию произвольной психической деятельности. Полезными являются упражнения в катании мячей, шариков, обручей до определенного места, в ходе их выполнения у детей раз­виваются отталкивающая функция рук, зрительно-моторная координа­ция   («Скати с горки», «Мяч в кругу», «Мяч в ворота»).

В прыжках необходим тщательный индивидуальный подбор прыж­ковых упражнений, которые будут способствовать развитию коор­динации движений, укреплению мышц нижних конечностей и тазового пояса.

Перед обучением детей с НОДА прыжкам необходимо отработать ритмичные приседания со сгибанием и выпрямлением туловища, то есть простые подводящие упражнения.

Для обучения детей подпры­гиванию и прыжкам в длину используются различные игровые приёмы и упражнения имитационного характера (прыгать «как зайчики», «как мячики»).

Упражнения по развитию основных движений проводятся в виде подвижных игр. При их организации нужно учитывать не только двигательные возможности детей, но и общий уровень их психи­ческого развития, их недостаточный объем знаний и представлений об окружающем, повышенную истощаемость, неумение общаться со сверстниками, нарушения речи. Поэтому подбираются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица знакомы детям, или с ними предварительно знакомят, используя картинки, игрушки, сказки.

Подвижные игры, включенные в обучение, с одной стороны, яв­ляются средством развития и воспитания дошкольников, а с другой стороны, помогают преодолевать гипокинезию, которая неблагоприятно влияет на растущий организм ребенка. На первом голу обучения используют игры-упражнения без определённо­го сюжета, в которых необходимо выполнить лить простые игровые действия, например, «Принеси флажок», «Позвони в колокольчик», «Прокати мяч» и т.д., цель которой — научить детей двигаться в указанном направлении, произвольно его изменяя в соответствии с заданием; ориентироваться в пространстве. Игра «По тропинке» также является игрой-упражнением. Она нацелена на тренировку детей в ходьбе по ограниченной площади, на развитие чувства равновесия, ловкости.

После проведения подобных игр вводятся игры с простым сюже­том. Например, в игре «Поезд» дети садятся па гимнастическую ска­мейку «поезд» и отправляются в путешествие. Педагог дает свисток, поезд трогается, дети движениями рук имитируют движение колёс, произнося «чу-чу-чу». Они приезжают в лес, выходят из вагона, гуля­ют, собирают цветы (разноцветные кружочки разбросанные по полу), идут на лужайку, по которой протекает ручеек, через него переброшен мостик (на полу лежит доска), переходят по мостику друг за другом на другой берег. Затем возвращаются в поезд, и, садясь на него (гимнастическую скамейку) возвращаются домой.

В подвижной игре закрепляются различны с навыки движений, развивается быстрота, ловкость, мышечная сила.

На развитие ориентировки детей в пространстве направлены игры «Где звенит?», «Найди флажок».

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Основной коррекционно-восстановительной работой на I году становятся наглядные и практические методы. При организации обучения важно выбрать способ передачи ребенку собственного опыта.

Более доступным способом передачи ребенку знаний и умений оказывается показ (показ упражнения, имитация, наглядные пособия в виде картинок, игрушек). Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения.

 При показе ребенок видит не только результат действия взрослого, но и вес этапы действия, которым он может подражать. Многие дети на I году обучения не могут действовать не только по образцу, но и по подражанию. В этих случаях используются жестовые инструкции, а если и это не помогает, выполняются совместные действия и задания, прием «Рука в руке». Разучивая упражнения, необходимо создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью используется показ, объяснение, практическое апробирование. У детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями. Чем младше дети, тем они меньшим запасом двигательных представлений обладают и тем больше места в создании этих представлений занимает показ. С увеличением двигательного опыта шире используется объяснение.

На этом этапе обучения больше отводится места игровым   и   сюжетным занятиям, посредством которых реализуется главное направление, как коррекция движений через игру.

На втором году обучения основными задачами остаются: обогащение двигательного опыта в разнообразных движениях, в играх, в быту; коррекция и предупреждение неправильных движений и положений тела, головы и конечностей. Обучение выполнению движений по инструкции взрослого, формирование пространственных ориентировок и последовательности движений.

При разучивании движения большое место занимают такие методы обучения как имитация, зрительные и звуковые ориентиры. Имитация широко используется при освоении движений, как ходьба, бег и др. Дети могут подражать движениям, повадкам животных (лиса, медведь .), птицам (петух, курица-наседка, воробышек, цапля), насекомых (бабочка, жуки, комар, пчела), различным видам транспорта (поезд, трамвай, автомобиль, самолет).

Зрительные ориентиры (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучи­ваемом движении. Например: яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, ползанию. Задание коснуться предмета, подвешенного выше поднятых рук, побуждает ребенка увеличить силу толчка и подпрыгнуть па соответствующую высоту; задание при наклонах достать ру­ками носки ног способствует увеличению амплитуды движения.

Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регули­рования темпа движения, а также как сигнал для начала и окончания действия для фиксирования правильного выполнения упражнения (лазание под веревку, к которой привязан: колокольчик). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши.

Словесные методы используются в виде коротких указаний. На этом этапе проводится работа над пониманием и выполнением словесной инструкции, которая должна быть доступной, понятной, краткой. Например, «Пройди по дорожке в гости к кукле, туловище держи прямо, плечи развернуто, голову не опускать, смотри на куклу» или «Возьми мяч, поставь ноги на ширину плеч, брось мяч вниз о пол и лови его 5 раз подряд, не теряя его». При разучивании движений, за­креплении двигательных навыков и умений слово применяется в виде коротких указаний, которые могут быть использованы для уточнения задания; напоминание, как действовать; для предупреждения и исправления ошибок у детей; оценки выполнения упражнений; поощрения. Указания могут даваться до и во время выполнения упражнения. В первом случае они применяются как способ предварительно­го инструктирования. Во втором — как оценка правильности выполнения задания. К каждому движению подбирается индивидуальный речевой — материал. Например: ходьба по кругу, высоко поднимая колени с проговариванием: «По ровненькой дорожке шагают наши ножки, шагают паши ножки. Раз- два, раз-два».

При обучении обращается внимание на построения. В ходе его организованного передвижения у детей формируются пространственные представления. Детей учат ходить друг за другом, становиться парами, в круг, ходить в определенном направлении к указанным педагогом ориентирам.

В прыжках для увеличения высоты прыжка и силы толчка применяют зрительные предметные) ориентиры, которые побуждают ребёнка подпрыгнуть повыше. Например, «Поймай бабочку (комара)», «Достань ленту», «Ударь в бубен, позвони в колокольчик». По мере ус­воения подпрыгивания, задания усложняются например, предлагается подпрыгнуть на месте 3-4 раза и повернуться направо, налево. Подпрыгивая, можно продвигаться в разных направлениях (вперёд, назад, в стороны, змейкой). В этом возрасте вводят прыжки с высоты (5см), обучают мягкому и бесшумному приземлению на полусогнутые ноги, по мере усвоения высота увеличивается, усложняется задание, в точ­но установленное место.

Большое место на этом этапе, так же как и на предыдущем, отводится тренировке ползания, лазания, подлезания и перелазания. Эти упражнения обязательно носят игровой характер: детям дастся задание ползти в определенном направлении до какого-либо ориентира (например, до корзины с игрушками). Проводятся игры — упражнения с подлезанием под веревку, дугу, скамью. Большое внимание обраща­ется на ползание в определенном темпе. Тренировка умения изменять темп по команде воспитателя приводит к большей автоматизации движений рук и ног. Упражнения в ползании постоянно» сочетаются с движениями направляющего характера (доползти и встать), с заданиями на равновесие (ползание по доске).

Тренировка лазания способствует преодолению свойственного многим детям страха высоты, воспитывает согласованность движений рук и ног. Навыки лазания развиваются индивидуально.

Для развития ползания, лазания и перелазания широко используются различные игры, например «Воротики», «Перелезь через бревно», «Сквозь обруч».

Развитие точности движений в ползании происходит в игре «Не на­ступи на линию», в которой надо проползти между двумя начерченными линиями длиной 3-4 метра на расстоянии 40-50 см друг от друга.

Большое место отводится упражнениям по бросанию и ловле предметов. При обучении широко используются мячи разных размеров: большие мячи дети должны захватывать и нести двумя руками, маленькие — одной.  Дети ловят мяч, брошенный с небольшого расстояния (0,5 — 1 метр). Детей обучают попаданию в горизонтальную цель (корзину), находящуюся на полу, на расстоянии (около 1 метра). Ребенок учится бросать двумя руками, а также одной, сначала более сохранной рукой. В ходе занятий дети скатывают мячи, шарики по наклонной доске, ката­ют мячи друг другу из исходного положения сидя и стоя.

В специально организованных играх с мячами и другими предметами детей учат ориентироваться в направлении движения (направо, налево, назад, вперед), например «Передай мяч».

Полезной является игра «Прокати обруч», в которой развивается умение производить с предметами разнообразные движения, а также укрепляется мелкая мускулатура кисти. Эта игра направлена на развитие ориентировки в пространстве, умения прокатывать обруч в заданном направлении.

Развитию зрительно-моторной координации, навыка бросания предметов и начальных упражнений по бросанию в цель способствуют игры   «Попади в воротики» и «Целься вернее».

Для развития у детей умения слушать текст и выполнять движения в соответствии с ним, также подпрыгивать, хлопать в ладоши, находить свое место по команде педагога можно применять игры «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках». При проведении подвижных игр важно, чтобы каждый ребенок принимал в них посильное участие; необходимо избегать переутомления и перевозбуждения детей.

Построение обучения па этом году идет по типу сквозной тематической игры, что стимулирует интерес детей и позволяет дозировано, через мини-игры овладевать конкретным движением.

В ходе работы используется игровой метод и тематические занятия. Например, используя’ тематическую игру «Аквариум», мы вводим целую серию ситуационных игр — упражнений: «Рыбки плавают», «Водоросли», «Живые улитки» и др. В данных мини-играх предусмат­риваются различные варианты двигательных действий (как по форме, содержанию, так и степени сложности). Для стимулирования инте­реса, развития познавательных и психических процессов, при показе движений вводится его словесное объяснение через текст в стихотвор­ной форме. Например:

Рыбки плавают, в воде

Вижу, вижу их везде.

Разбежались кто куда-

Не поймать их никогда!

Простейшие рифмы позволяют запомнить алгоритм движения. В игре, подражая действиям взрослого, воспитанники учатся выражать эмоции, ориентироваться в пространстве, с помощью движений   выражать   интерес к воспроизведению заданного образца.

При сочетании упражнений с проговариванием стихов и пением улучшается координация движений даже у детей, плохо чувствующих музыкальный ритм.

Включать текст в упражнения следует после того, как движения станут полуавтоматическими. Предварительно разучивает с детьми текст, воспитатель, в индивидуальной работе в режимные моменты дви­гательной   активности.

Третий год обучения является подготовительным к школе. Важнейшими задачами физического воспитания являются:

·        развитие и совершенствование навыка ходьбы;

·        дальнейшее развитие равновесия и координации движений;

·        развитие зрительно-моторной координации;

·        развитие и совершенствование навыков самообслуживания при
использовании функционального оборудования на занятиях;

·        развитие координации движения мелких мышц, кистей рук;

·        подготовка руки к письму;

·        развитие пространственных двигательных ориентировок;

·        отработка качественной стороны и закрепление ранее приобретенных моторных движений.

Длительность обучения  увеличивается до 30 минут. При проведении  обращается внимание на согласованность выполнения упражнения, в общем для всех темпе. Детей учат свободно ориентироваться в направлении движений (правая и левая сторона) при различных построениях, у них развивают зрительный контроль над выполнением движений, их приучают к адекватной оценке своих достижений и успехов товарищей.

При обучении детей самостоятельному построению в круг, в пары, в шеренгу применяются как звуковые, так и зрительные сигналы (хлоп­ки, удары в бубен, слово, прекращение музыки, зеленый и красный флажок и т.п.).

Тренировка ходьбы предполагает развитие согласованных движений рук и ног. В целях коррекции широко используются разные спо­собы ходьбы (па пятках, на внешней стороне стоны.). Большое внимание при ходьбе обращается на осанку, положение головы. Для лучшего ощущения положения туловища широко используется ходьба с предметом па голове, а также ходьба с произвольно-фиксированным положением рук (руки на пояс, в стороны, вверх).

На третьем году обучения начинают проводить игры — эстафеты, которые тренируют ловкость и быстроту движения, усложняются игры с мячом. Например, в игре «Подбрось — поймай» ребенок несколько раз бросает мяч вверх и ловит его, а педагог считает, сколько раз он пой

мает мяч. Используются игры «Подбрось повыше», «Перебрось через веревку», «Целься вернее», «Попади в круг», «Попади в обруч».

Дети совершенствуют свои приобретённые навыки с мячом, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, перебрасывать его через сетку, забрасывать в кольцо, сбивать мячом кеглю, катить мяч в ворота и другие.

 Игры «Пройди и не сбей», «Пройди и не задень» требуют от детей развития правильной координации.

Для упражнений детей в подпрыгивании, спрыгивании, перепры­гивании используются игры «Дотронься до мяча», «Позвони в коло­кольчик», «С кочки на кочку».

Для развития координации мелких движений кистей рук и ориенти­ровки в пространстве можно использовать игру «Перенеси кегли».

Развитие равновесия и произвольности движений происходят в играх «Стой!», «По узенькой дорожке».

Общеразвивающие и корригирующие упражнения выполняются как без   предметов, так   и разнообразными игрушками, мячами, палками.

     Дыхание детей становится более произвольным, поэтому при выполнении упражнений педагог напоминает о необходимости полного выдоха и обучает их этому.

      При проведении занятий на третьем году обучения особенно важно поощрять самостоятельность и активность детей, развивать их волю и стремление к преодолению трудностей. При этом необходимо давать посильные для них задания и оказывать дозированную индивидуальную для каждого ребенка помощь.

     Третий год обучения — это закрепление навыка и совершенствование техники, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях. При этом обучение проходит при наличии сюжетных и тематических занятий, больше отводится времени учебно-тренирующим занятиям.

     Для успешного проведения коррекционно-компенсаторной работы на этом этапе следует руководствоваться некоторыми методическими советами:

·        одни и те же упражнения целесообразно «обыгрывать»;

·        залог успеха занятий в их доступности;

·        перед ребенком надо ставить конкретные задачи;

·        упражнения должны выполняться разнообразно: то быстро, то

медленно, то с паузами, то непрерывно. Одни и тс же упражнения следует выполнять с большими, средними и малыми амплитудами с одновременным изменением темпа, это способствует развитию эмоциональной подвижности;     

·        нужно добиваться сначала практического усвоения действия в целом,

а потом работать над его совершенством.

На третьем году обучения при использовании наглядного метода большее место отводится словесному методу.

При подборе игр следует учитывать следующие моменты:

— содержание должно быть доступным и опираться на реальные возможности  конкретного контингента детей.

I год обучения — «По ровненькой дорожке», «Лошадки»;

II год обучения — «Мыши и кот», «Мышеловка»;

III год обучения — «Мы веселые ребята», «Мяч водящему».

— введение игр и их насыщенность разнообразными моторными действиями нацелено на постепенное усложнение или облегчение, и сходя из овладения определенными двигательными умениями и возможностями конкретного ребенка. Постепенно сюжет игры может усложняться. Например: П/и «Ловишка», «Ловишка с ленточками».

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создают возможности для развития речи, упражнения в счете.

Подвижные игры различаются по сложности движений, по содержанию сюжета, по характеру взаимоотношений между играющими, по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения. В играх «Принеси мяч, игрушку», «Догони собачку», «Кто дальше?» дети выполняют одно движение (ходьба, бег, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным. В дальнейшем в игры включаются более сложные действия, и количество движений увеличивается.

Сюжеты также усложняются: для малышей «птицы летают и возвращаются домой», «автомобили ждут и останавливаются». Количество ролей у малышей незначительно (1-2). Главную роль, выполняет педагог по физической культуре, а дети изображают одинаковые персонажи, например: педагог — кот, все дети — мыши («Кот и мыши»), в играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (3-4), например, в игре «Гуси-лебеди» есть пастух, волк, гуси, кроме того, роли распределяются между всеми детьми.  В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся па группы, учитывается результат всего коллектива «(чья группа попадет большее количество раз в цель»); проводятся соревнования на качество выполне­ния («чья колонна лучше построится», «кто ни разу не уронит мяч»). Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движения, ловить

и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «Ловишки», быстро остановиться), напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко. Он также следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение па корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюда­ет за общим состояние и самочувствием каждого ребенка.

Игры большой подвижности повторяются 2-3 раза, более спокойные — 4-5 раз. Паузы между повторениями — 0,3-0,5 минут. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения. Общая продолжительность П/и в основной части не должна превышать 3-4 минуты.

Игры и усвоение программных задач проходит более эффективно при условии использования разнообразного инвентаря.

Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях необходимо физкультурное оборудование: гимнастическая стенка, скамейка, инвентарь (палки, обручи, мячи.), а также разные атрибуты и игрушки, которые эстетично оформлены и изготовлены с учетом особенностей детей.

Физкультурное оборудование расширяет возможности использования упражнений. При этом у детей формируются разнообразные двига­тельные навыки (к примеру, лазание по гимнастической стенке, по канату, езда на велосипеде и на самокате и др.). Специфические свойства отдельных предметов определяют структуру движений: гимнастическая скамейка — равновесие и ползание; мяч — катание, перебрасывание, отбивание; флажки — взмахи, покачивания, вращательные движения.

Важно разностороннее употребление каждого снаряда, например, лесенка, может быть вертикальной, горизонтальной, наклонной, стационарной и приставной, положенной на пол и приподнятой на высоту и использоваться для лазанья, пролезании, перешагивания.

Упражнения с пособиями способствуют развитию физических качеств: ловкости (перешагивание через предметы), быстроты двигатель­ных реакций (упражнения с мячом), глазомера (метание в цель) и др. Мелкий инвентарь, предметы для общеразвивающих упражнений (погремушки, флажки, обручи и др.) должны быть яркими, многокрасочными, как основных цветов, так и оттенков. Красивая окраска предмета радует глаз ребёнка, способствует развитию цветоразличения. Помимо стандартного оборудования и мелкого раздаточного инвентаря, на занятиях используются также природный материал (шишки, жёлуди, каштаны, палки, камушки). Педагогу необходимо поддерживать у детей интерес к пособиям, их использованию в подвижных играх и различных двигательных действиях. Для этого нужно научить детей разнообразным способам действий с тем или иным пособием. Для удобства пользования мелкими пособиями необходимы соответствующие каждому из них подставки, сетки, корзины. Они устанавливаются так, чтобы дети сами могли взять из них нужное, для игры и положить обратно по сё окончании.           Это важно для воспитания у ребят самостоятельности, бережного отношения к пособиям, соблюдения определённого порядка.

При выполнении упражнений на гимнастической стенке, скамейке значительно увеличивается амплитуда движений, возрастает растяжение косых мышц спины и плечевого пояса, что содействует улучшению гибкости опорно-двигательного аппарата. Действия на уменьшенной или приподнятой площади опоры (бревно, наклонная доска) балансирование на набивном мяче развивает у детей равновесие. Прыжки со скакалкой, отбивание мяча помогают воспитанию у ребёнка чувства ритма, дают возможность выполнять упражнения в разном темпе. Фор­мированию правильной осанки помогают упражнения, выполняемые у стенки-щита, упражнения с палкой (палка па лопатках), мячом (бросание из-за головы двумя руками) и другие.

Применение снарядов и инвентаря усиливает влияние упражнений на организм. Увеличение физической нагрузки связано с достижением более полной амплитуды движений, ростом мышечного напряжения в связи с преодолением сопротивления опоры или предмета (палки), его массы (набивной мяч).

Использование пособий при обучении оказывает большое влияние на эффективность освоения движений, добиться более чёткого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий: мышечно-двигательных, осязательных, зрительных, слуховых, равновесия, возникающих в процессе выполнения упражнений с предметами. Предметы являются зрительными ориентирами, огра­ничителями движения. Например, палка позволяет точно фиксировать положение рук, что способствует качественно выполнить упражнения; достигнуть предельной амплитуды; скоординировать движения определённых частей тела (приседая, держать палку перед собой). Предметы дают возможность обучить детей дифференцировке мышечных ощущений (упражнения с мячом разной массы), способствуют отчетливости слухового восприятия движения (упражнения со скакалкой, мячом).

Использование различных, но однотипных пособий позволяет варьировать материал и создать условия, усложняющие задание (ходьба, бег по доске разной ширины, приподнятой на разную высоту). В упражнениях с предметами дети узнают их свойства: цвет, форму, массу, качество материала, особенности движения в пространстве и взаимо­действия, запоминают направление движения.

Упражнения с физкультурными пособиями способствуют развитию кисти и пальцев, это активизирует деятельность анализаторских систем и влияет на речевое и умственное развитие в целом. Совершенствование координации мелких мышц подготавливает руку ребенка к письму. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы в оформлении физкультурных зон вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, повышает интерес к упражнениям.

Тематические игры на занятиях по физической культуре позволяют детям закреплять материал, полученный ими на других занятиях и про­ектировать учебно-воспитательный процесс как комплексный, единое образовательное пространство с учётом этапов психомоторного разви­тия детей.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правиль­ного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Дыхательные упражнения (ДУ) стимулируют работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствуют умению управлять собой. Надо учить детей дышать через нос. Глубокий медленный выдох помогает ребенку расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Надо учить ребенка правильно дышать, не задерживать дыхания. Представить вдыхаемый воздух в виде глубокого ручейка, который заполняет организм сверху донизу. Выдох должен быть длиннее, чем вдох и по возможности полным. Прежде чем приступить к дыхательным упражнениям, необходимо потянуться всем телом, выполнить, упражнение не напрягаясь.

Любое ДУ начинать с энергичного вдоха, выдох должен быть в два раза продолжительнее вдоха.

    Например, «Цветок распускается»:

И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).

Ребенок медленно поднимается на носки, вытягивает руки вверх и в стороны, делая вдох (цветок раскрывается).

Возвращение в и.п. — выдох. Выполнять медленно 3-4 раза.

В упражнения на развитие дыхания также включается речевой мате­риал, произносимый на выдохе.

И/у «Сова» дети сидят по-турецки, руки опущены внизу.

Взмахивая руками через стороны вверх-вниз — вдох.

С произношением звука уф — ф- ф- через рот.

Упражнения на релаксацию выполняются как под музыку, так и без ее сопровождения. Они помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоцио­нальное напряжение.

Например, «Тряпичная кукла» (лежа на ковре). Вначале надо поз­накомить детей с тряпичной куклой, у которой все конечности мягко подвижны. Предложить детям лечь на спину, закрыть глаза и расслабиться (как тряпичная кукла). Убедиться, хорошо ли расслабился ребенок, можно, взяв  его за руки, потрясти их.

Во время проведения занятия по физической культуре важна роль воспитателя не как пассивного наблюдателя, а активного помощника педагогу по физкультуре.

          Во время строевых упражнений, при выпол­нении различных видов ходьбы воспитатель подходит к ребенку и поп­равляет руки, голову, плечи в том упражнении, в котором у ребенка возникли затруднения. При выполнении ОРУ помогает начать упражнение в нужную сторону, выпрямить или поднять руки, следит за точ­ностью выполнения движения. При освоении ОВД в младших группах воспитатель индивидуально помогает в освоении обучаемого движе­ния. При выполнении одновременно 2-х заданий воспитатель страхует и наблюдает за выполнением более лёгкого, уже усвоенного движения, а педагог по физкультуре за новым, более сложным. В подгото­вительных группах, где занятия могут быть построены по типу круговой тренировки, когда дети выполняют задание поочерёдно по кругу, педагог следит за последовательностью прохождения детьми этапов и количеством выполнения того или иного задания, воспитатель наблюдает за детьми. Когда задание выполняется подгруппой, то воспитатель занимается с детьми, которые успешно освоили движение, а педагог с детьми отстающими.

Успехов, Вам дорогие коллеги, в работе с детьми с ОВЗ!

          Теперь мы, точно знаем, что не бывает детей с ограниченными возможностями работы, есть дети с ОГРОМНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ!!!

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

по работе с детьми, имеющими нарушения

опорно-двигательного аппарата

 

Согласно взглядам Е.М. Мастюковой, физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Двигательные нарушения, делающие невозможными активные движения, отражаются на нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений составляет основу физического воспитания этих детей. Уже доказана необходимость как можно более раннего начала лечебно-воспитательных мероприятий, потому что именно в первые годы жиз­ни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Кроме того, на ранних этапах развития детей образуются различные привычки за счет автоматизации двигательных функций. Если у ребенка с НОДА они изначально формируются неправильно, то устранить их потом крайне трудно.

У большинства детей с НОДА отмечается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных расстройств.

Целью физического развития детей,  страдающих опорно-двигательной патологией, является создании при помощи коррекционных физических упражнений и специальных двигательных режимов,  предпосылок для успешной бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни.

Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняю­щих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание.

Задачи физического воспитания дошкольников с  НОДА можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят: общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные (которые справедливы и в работе со здоровыми детьми).

Вторую группу составляют двигательные коррекционные задачи, т.е. поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям.

Двигательное развитие детей оказывает мощное влияние на их общее развитие. В связи с этим необходимо планировать в процес­се физического воспитания следующие специальные коррекционные задачи:

— развитие речи посредством движения;

— формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлении;

— изучение в процессе предметной деятельности на   физкультуре различных физических  свойств материалов, а также назначение предметов;

— формирование в процессе двигательной деятельности различных видов мышления;

— управление эмоциональной сферой ребенка, развитие его морально-волевых качеств личности, осуществляемые в процессе специальных двигательных заданий, игр, эстафет.

— развитие всех психомоторных нарушений (памяти, внимания, ко­ординации статической и динамической, произвольного торможения, переключаемости движения, пространственной организации движений);

— развитие реакции выпрямления и равновесия;

— развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности;

— развитие зрительно-моторной координации;

— развитие торможения и преодоление неправильных поз и положений.

В процессе обучения нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Основными задачами физических упражнений являются стимуляция общего физического развития ребенка и коррекция его нарушенных двигательных функций.

Определив и уточнив с врачом особенности двигательного развития ребенка или группы детей, составляется предварительная программа коррекции двигательных нарушений средствами физического воспитания. При обследовании определяется тот уровень двигательного развития, на котором он остановился. И если ребенок еще не может принять положение на четвереньках и ползать, то именно с этого и начинается работа. С этой целью в сентябре и проводится диагностика. Анализ результатов диагностики даст возможность педагогу правильно подобрать игры и упражнения к обучению и определить оптимальные методы и приемы в работе с детьми. Составить индивидуальную программу на каждого ребенка. Однако эта коррекционная программа по физическому воспитанию должна как бы «заглядывать» немного вперед и предусматривать также применение таких комп­лексов корригирующих упражнений, которые бы соответствовали более высокому уровню двигательного развития.

Определить необходимость посещения детьми индивидуальных, фронтальных занятий и адаптивной гимнастики.

После  первого  полугодия  определяется динамика (мониторинг)

достижения планируемых результатов освоения программы и уточняется программа индивидуального развития на второе полугодие. В конце года, в мае, проводится повторная диагностика (мониторинг) по определению сформированности двигательных навыков и состояния психомоторики.

Физкультурные занятия проводятся 5 раз в неделю инструктором по физической культуре (АФК), 4 из которых в утренние часы по под­группам детей из 5 человек и одно- во второй половине дня, проводи­мого па воздухе, зимой — в тренажёрном зале с продолжительностью:

— год обучения дети (4-5 лет) — 20 минут;

— год обучения дети (5-6 лет) — 25 минут;

— год обучения дети (6-7 лет) — 25-30 минут.

При организации физических упражнений с тренажерами нами был использован дифференцированный подход к детям. Для его реализации следует за ранее распределить детей на две подгруппы на основе трёх основных критериев: состояния здоровья, уровня физической подготовленности и двигательной активности. Распределение детей на две подгруппы даст педагогу возможность осущест­влять дифференцированный подход, т.е. проводить физическое разви­тие, различающиеся по содержанию двигательных заданий и игровых упражнений, по физической нагрузке, а также методам и приёмам. Детям с низким уровнем физической подготовленности и с большими двигательными нарушениями необходимо замедленный показ дви­жений с четким и подробным их объяснением. Во время выполнения заданий важно создавать доброжелательную обстановку, подбадривать детей, поощрять их.

Обучение движениям отличаются коррекционной направленностью    и строгим индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Одним из главных вопросов является рациональное дозирование физических нагрузок. ‘Гак, малые нагрузки не дают желаемого эффекта, а большие нагрузки опасны для здоровья детей. Поэтому нагрузка строго индивидуализирована при обучении, осуществляется постоянный врачебный контроль.

Основной способ обучения — коллективно-индивидуальный метод работы с детьми.

    Его положительным моментом служит:                                 

— формирование двигательных и других   взаимоотношений между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми;

— возможность использования подражательных реакций, соревновательности.

В работе с детьми основу обучения составляет игровой метод,

посредством которого реализуется такое основополагающее на­правление, как «коррекция движения через игру». В плане обучение строится в виде одной большой тематической игры, состоящей из взаимосвязанных (или обособленных) игровых ситуаций, заданий, упражнений игр, подобранных

таким образом, чтобы содействовать решению поставленных педагогом коррекционных задач. Например: «Теремок», «Три поросенка».

Кроме перечисленных основных методов, используют специфические методы работы:

 — методы музыкально-ритмической терапии;

 — метод цветовой терапии;

 — метод аналогий с животным и растительным миром;

 — метод «театра физического воспитания».

Одним из принципов построения обучения является частая смена видов деятельности, так как при смене объектов и видов де­ятельности внимание ребенка снова привлекается, и это даст возможность продуктивно продолжать обучение.

Например: «Зайчики» — собирают морковки с грядки; «Зайчики» — переправляются через ручей по мостику (ходьба по доске шириной 30 см, лежащей на полу), «Зайчики» —  убегают  от  волка —  прыжки  с  продвижением вперед на двух ногах).

Фронтальное обучение чередуются с индивидуальными, во время которых один ребенок выполняет упражнения, а остальные отдыхают. Промежутки отдыха между упражнениями должны быть небольшими, чтобы у детей   не пропал интерес к упражнению.

Все дети должны видеть результат своих двигательных усилий. Большая часть упражнений с детьми первого года обучения выполняется в положении «лежа» и «сидя». Для детей, которые с трудом ориентируются в пространстве и не могут запомнить своего места, расставляются ориентиры — кегли, кубики и т.д. У многих детей с НОДА движения размашистые, неловкие. Поэтому при проведе­нии упражнений детей располагают так, чтобы они не мешали друг другу.

Структура занятий. В каждом занятии условно выделяются вводная, основная и заключительная части.

В вводной части ставится задача организовать детей, привлечь их внимание и подготовить организм к выполнению основных движений. Для этого используются дыхательные, логоритмические, упражнения на расслабление и по психомоторике. Длительность вводной части 3-5 минут.

В основной части решается задача обучения ребенка новым движениям с коррекцией тех или иных двигательных нарушений. Поэтому

в этой части проводятся основные общеразвивающие и корригирую­щие упражнения. В первую очередь делаются упражнения для головы, плечевого пояса, рук, затем туловища и ног. Особого внимания требует коррекция неправильных поз и положений головы и конечностей. Каждое упражнение выполняется 3-4 раза. В основную часть занятий постепенно вводятся подвижные игры. Продолжительность основной части занятия 12-15 минут.

В заключительной части занятий ставится задача постепенного пе­рехода от повышенной двигательной активности к спокойному состо­янию и другим видам деятельности. С этой целью снова проводятся упражнения на расслабление, дыхательные, а также упражнения па сохранение позы. Все занятия закапчиваются непринужденными, спокой­ными движениями. Длительность заключительной части 5-7 минут.

Коррекционная направленность физического развития.

 

Для детей первого года обучения наибольшее значение имеют упражнения по развитию ходьбы, ползания, лазанья и перелазания, а также упражнения с мячом. Первостепенное значение имеют упражнения в ходьбе. Педагог постепенно подводит детей к правильным и экономичным движениям. Следит за тем, чтобы дети не опускали голову и не закидывали ее назад. Умение смотреть вперед при ходьбе формируется постепенно при помощи специальных упражнений и игр, например, игра «Пойдем в гости к куклам», «Смотри па флажок».

Важно научить детей при ходьбе поднимать ноги, а не волочить их по иолу. Для этого используются специальные упражнения с переступанием линий, кубиков и т.д. Детей учат свободно двигать руками во время ходьбы. Для формирования правильной линии опо­ры полезна ходьба по ребристой доске, вдоль каната (боком), ходьба но гимнастической лестнице. Для развития равновесия и координации движений широко используют различные игры-упражнения, например: ходить стайкой за педагогом, ходить в заданном направлении друг за другом, между предметами (стульчиками, игрушками), перешагивая линии, палки, кубики, держа в руках различные предметы (флажок, шар, мяч и т.д.), весьма эффективна тренировка равновесия посредством ходьбы с положенным на голову мешочком с песком. Широко используются игры «Но тропинке», « По длинной извилистой дорожке», а также игры с перешагиванием через предметы, напри­мер «Перешагни через палку», «По кочкам», «Через ручейки».

Важное значение в развитии основных движений имеют игры-упражнения в ползании, лазанье, например «Доползи до игрушки», «Воротники».

Игровые упражнения с предметами имеют особое значение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, так как они способствуют развитию функции захвата и удержания предметов, что составляет основу предметно-практической деятельности. Эти упражнения развивают мышечные ощущения в руках, формируют интерес к предметам и игрушка, учат использовать их по назначению, т.е. способствуют развитию произвольной психической деятельности. Полезными являются упражнения в катании мячей, шариков, обручей до определенного места, в ходе их выполнения у детей раз­виваются отталкивающая функция рук, зрительно-моторная координа­ция   («Скати с горки», «Мяч в кругу», «Мяч в ворота»).

В прыжках необходим тщательный индивидуальный подбор прыж­ковых упражнений, которые будут способствовать развитию коор­динации движений, укреплению мышц нижних конечностей и тазового пояса.

Перед обучением детей с НОДА прыжкам необходимо отработать ритмичные приседания со сгибанием и выпрямлением туловища, то есть простые подводящие упражнения.

Для обучения детей подпры­гиванию и прыжкам в длину используются различные игровые приёмы и упражнения имитационного характера (прыгать «как зайчики», «как мячики»).

Упражнения по развитию основных движений проводятся в виде подвижных игр. При их организации нужно учитывать не только двигательные возможности детей, но и общий уровень их психи­ческого развития, их недостаточный объем знаний и представлений об окружающем, повышенную истощаемость, неумение общаться со сверстниками, нарушения речи. Поэтому подбираются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица знакомы детям, или с ними предварительно знакомят, используя картинки, игрушки, сказки.

Подвижные игры, включенные в обучение, с одной стороны, яв­ляются средством развития и воспитания дошкольников, а с другой стороны, помогают преодолевать гипокинезию, которая неблагоприятно влияет на растущий организм ребенка. На первом голу обучения используют игры-упражнения без определённо­го сюжета, в которых необходимо выполнить лить простые игровые действия, например, «Принеси флажок», «Позвони в колокольчик», «Прокати мяч» и т.д., цель которой — научить детей двигаться в указанном направлении, произвольно его изменяя в соответствии с заданием; ориентироваться в пространстве. Игра «По тропинке» также является игрой-упражнением. Она нацелена на тренировку детей в ходьбе по ограниченной площади, на развитие чувства равновесия, ловкости.

После проведения подобных игр вводятся игры с простым сюже­том. Например, в игре «Поезд» дети садятся па гимнастическую ска­мейку «поезд» и отправляются в путешествие. Педагог дает свисток, поезд трогается, дети движениями рук имитируют движение колёс, произнося «чу-чу-чу». Они приезжают в лес, выходят из вагона, гуля­ют, собирают цветы (разноцветные кружочки разбросанные по полу), идут на лужайку, по которой протекает ручеек, через него переброшен мостик (на полу лежит доска), переходят по мостику друг за другом на другой берег. Затем возвращаются в поезд, и, садясь на него (гимнастическую скамейку) возвращаются домой.

В подвижной игре закрепляются различны с навыки движений, развивается быстрота, ловкость, мышечная сила.

На развитие ориентировки детей в пространстве направлены игры «Где звенит?», «Найди флажок».

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Основной коррекционно-восстановительной работой на I году становятся наглядные и практические методы. При организации обучения важно выбрать способ передачи ребенку собственного опыта.

Более доступным способом передачи ребенку знаний и умений оказывается показ (показ упражнения, имитация, наглядные пособия в виде картинок, игрушек). Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения.

 При показе ребенок видит не только результат действия взрослого, но и вес этапы действия, которым он может подражать. Многие дети на I году обучения не могут действовать не только по образцу, но и по подражанию. В этих случаях используются жестовые инструкции, а если и это не помогает, выполняются совместные действия и задания, прием «Рука в руке». Разучивая упражнения, необходимо создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью используется показ, объяснение, практическое апробирование. У детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями. Чем младше дети, тем они меньшим запасом двигательных представлений обладают и тем больше места в создании этих представлений занимает показ. С увеличением двигательного опыта шире используется объяснение.

На этом этапе обучения больше отводится места игровым   и   сюжетным занятиям, посредством которых реализуется главное направление, как коррекция движений через игру.

На втором году обучения основными задачами остаются: обогащение двигательного опыта в разнообразных движениях, в играх, в быту; коррекция и предупреждение неправильных движений и положений тела, головы и конечностей. Обучение выполнению движений по инструкции взрослого, формирование пространственных ориентировок и последовательности движений.

При разучивании движения большое место занимают такие методы обучения как имитация, зрительные и звуковые ориентиры. Имитация широко используется при освоении движений, как ходьба, бег и др. Дети могут подражать движениям, повадкам животных (лиса, медведь .), птицам (петух, курица-наседка, воробышек, цапля), насекомых (бабочка, жуки, комар, пчела), различным видам транспорта (поезд, трамвай, автомобиль, самолет).

Зрительные ориентиры (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучи­ваемом движении. Например: яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, ползанию. Задание коснуться предмета, подвешенного выше поднятых рук, побуждает ребенка увеличить силу толчка и подпрыгнуть па соответствующую высоту; задание при наклонах достать ру­ками носки ног способствует увеличению амплитуды движения.

Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регули­рования темпа движения, а также как сигнал для начала и окончания действия для фиксирования правильного выполнения упражнения (лазание под веревку, к которой привязан: колокольчик). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши.

Словесные методы используются в виде коротких указаний. На этом этапе проводится работа над пониманием и выполнением словесной инструкции, которая должна быть доступной, понятной, краткой. Например, «Пройди по дорожке в гости к кукле, туловище держи прямо, плечи развернуто, голову не опускать, смотри на куклу» или «Возьми мяч, поставь ноги на ширину плеч, брось мяч вниз о пол и лови его 5 раз подряд, не теряя его». При разучивании движений, за­креплении двигательных навыков и умений слово применяется в виде коротких указаний, которые могут быть использованы для уточнения задания; напоминание, как действовать; для предупреждения и исправления ошибок у детей; оценки выполнения упражнений; поощрения. Указания могут даваться до и во время выполнения упражнения. В первом случае они применяются как способ предварительно­го инструктирования. Во втором — как оценка правильности выполнения задания. К каждому движению подбирается индивидуальный речевой — материал. Например: ходьба по кругу, высоко поднимая колени с проговариванием: «По ровненькой дорожке шагают наши ножки, шагают паши ножки. Раз- два, раз-два».

При обучении обращается внимание на построения. В ходе его организованного передвижения у детей формируются пространственные представления. Детей учат ходить друг за другом, становиться парами, в круг, ходить в определенном направлении к указанным педагогом ориентирам.

В прыжках для увеличения высоты прыжка и силы толчка применяют зрительные предметные) ориентиры, которые побуждают ребёнка подпрыгнуть повыше. Например, «Поймай бабочку (комара)», «Достань ленту», «Ударь в бубен, позвони в колокольчик». По мере ус­воения подпрыгивания, задания усложняются например, предлагается подпрыгнуть на месте 3-4 раза и повернуться направо, налево. Подпрыгивая, можно продвигаться в разных направлениях (вперёд, назад, в стороны, змейкой). В этом возрасте вводят прыжки с высоты (5см), обучают мягкому и бесшумному приземлению на полусогнутые ноги, по мере усвоения высота увеличивается, усложняется задание, в точ­но установленное место.

Большое место на этом этапе, так же как и на предыдущем, отводится тренировке ползания, лазания, подлезания и перелазания. Эти упражнения обязательно носят игровой характер: детям дастся задание ползти в определенном направлении до какого-либо ориентира (например, до корзины с игрушками). Проводятся игры — упражнения с подлезанием под веревку, дугу, скамью. Большое внимание обраща­ется на ползание в определенном темпе. Тренировка умения изменять темп по команде воспитателя приводит к большей автоматизации движений рук и ног. Упражнения в ползании постоянно» сочетаются с движениями направляющего характера (доползти и встать), с заданиями на равновесие (ползание по доске).

Тренировка лазания способствует преодолению свойственного многим детям страха высоты, воспитывает согласованность движений рук и ног. Навыки лазания развиваются индивидуально.

Для развития ползания, лазания и перелазания широко используются различные игры, например «Воротики», «Перелезь через бревно», «Сквозь обруч».

Развитие точности движений в ползании происходит в игре «Не на­ступи на линию», в которой надо проползти между двумя начерченными линиями длиной 3-4 метра на расстоянии 40-50 см друг от друга.

Большое место отводится упражнениям по бросанию и ловле предметов. При обучении широко используются мячи разных размеров: большие мячи дети должны захватывать и нести двумя руками, маленькие — одной.  Дети ловят мяч, брошенный с небольшого расстояния (0,5 — 1 метр). Детей обучают попаданию в горизонтальную цель (корзину), находящуюся на полу, на расстоянии (около 1 метра). Ребенок учится бросать двумя руками, а также одной, сначала более сохранной рукой. В ходе занятий дети скатывают мячи, шарики по наклонной доске, ката­ют мячи друг другу из исходного положения сидя и стоя.

В специально организованных играх с мячами и другими предметами детей учат ориентироваться в направлении движения (направо, налево, назад, вперед), например «Передай мяч».

Полезной является игра «Прокати обруч», в которой развивается умение производить с предметами разнообразные движения, а также укрепляется мелкая мускулатура кисти. Эта игра направлена на развитие ориентировки в пространстве, умения прокатывать обруч в заданном направлении.

Развитию зрительно-моторной координации, навыка бросания предметов и начальных упражнений по бросанию в цель способствуют игры   «Попади в воротики» и «Целься вернее».

Для развития у детей умения слушать текст и выполнять движения в соответствии с ним, также подпрыгивать, хлопать в ладоши, находить свое место по команде педагога можно применять игры «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках». При проведении подвижных игр важно, чтобы каждый ребенок принимал в них посильное участие; необходимо избегать переутомления и перевозбуждения детей.

Построение обучения па этом году идет по типу сквозной тематической игры, что стимулирует интерес детей и позволяет дозировано, через мини-игры овладевать конкретным движением.

В ходе работы используется игровой метод и тематические занятия. Например, используя’ тематическую игру «Аквариум», мы вводим целую серию ситуационных игр — упражнений: «Рыбки плавают», «Водоросли», «Живые улитки» и др. В данных мини-играх предусмат­риваются различные варианты двигательных действий (как по форме, содержанию, так и степени сложности). Для стимулирования инте­реса, развития познавательных и психических процессов, при показе движений вводится его словесное объяснение через текст в стихотвор­ной форме. Например:

Рыбки плавают, в воде

Вижу, вижу их везде.

Разбежались кто куда-

Не поймать их никогда!

Простейшие рифмы позволяют запомнить алгоритм движения. В игре, подражая действиям взрослого, воспитанники учатся выражать эмоции, ориентироваться в пространстве, с помощью движений   выражать   интерес к воспроизведению заданного образца.

При сочетании упражнений с проговариванием стихов и пением улучшается координация движений даже у детей, плохо чувствующих музыкальный ритм.

Включать текст в упражнения следует после того, как движения станут полуавтоматическими. Предварительно разучивает с детьми текст, воспитатель, в индивидуальной работе в режимные моменты дви­гательной   активности.

Третий год обучения является подготовительным к школе. Важнейшими задачами физического воспитания являются:

·        развитие и совершенствование навыка ходьбы;

·        дальнейшее развитие равновесия и координации движений;

·        развитие зрительно-моторной координации;

·        развитие и совершенствование навыков самообслуживания при
использовании функционального оборудования на занятиях;

·        развитие координации движения мелких мышц, кистей рук;

·        подготовка руки к письму;

·        развитие пространственных двигательных ориентировок;

·        отработка качественной стороны и закрепление ранее приобретенных моторных движений.

Длительность обучения  увеличивается до 30 минут. При проведении  обращается внимание на согласованность выполнения упражнения, в общем для всех темпе. Детей учат свободно ориентироваться в направлении движений (правая и левая сторона) при различных построениях, у них развивают зрительный контроль над выполнением движений, их приучают к адекватной оценке своих достижений и успехов товарищей.

При обучении детей самостоятельному построению в круг, в пары, в шеренгу применяются как звуковые, так и зрительные сигналы (хлоп­ки, удары в бубен, слово, прекращение музыки, зеленый и красный флажок и т.п.).

Тренировка ходьбы предполагает развитие согласованных движений рук и ног. В целях коррекции широко используются разные спо­собы ходьбы (па пятках, на внешней стороне стоны.). Большое внимание при ходьбе обращается на осанку, положение головы. Для лучшего ощущения положения туловища широко используется ходьба с предметом па голове, а также ходьба с произвольно-фиксированным положением рук (руки на пояс, в стороны, вверх).

На третьем году обучения начинают проводить игры — эстафеты, которые тренируют ловкость и быстроту движения, усложняются игры с мячом. Например, в игре «Подбрось — поймай» ребенок несколько раз бросает мяч вверх и ловит его, а педагог считает, сколько раз он пой

мает мяч. Используются игры «Подбрось повыше», «Перебрось через веревку», «Целься вернее», «Попади в круг», «Попади в обруч».

Дети совершенствуют свои приобретённые навыки с мячом, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, перебрасывать его через сетку, забрасывать в кольцо, сбивать мячом кеглю, катить мяч в ворота и другие.

 Игры «Пройди и не сбей», «Пройди и не задень» требуют от детей развития правильной координации.

Для упражнений детей в подпрыгивании, спрыгивании, перепры­гивании используются игры «Дотронься до мяча», «Позвони в коло­кольчик», «С кочки на кочку».

Для развития координации мелких движений кистей рук и ориенти­ровки в пространстве можно использовать игру «Перенеси кегли».

Развитие равновесия и произвольности движений происходят в играх «Стой!», «По узенькой дорожке».

Общеразвивающие и корригирующие упражнения выполняются как без   предметов, так   и разнообразными игрушками, мячами, палками.

     Дыхание детей становится более произвольным, поэтому при выполнении упражнений педагог напоминает о необходимости полного выдоха и обучает их этому.

      При проведении занятий на третьем году обучения особенно важно поощрять самостоятельность и активность детей, развивать их волю и стремление к преодолению трудностей. При этом необходимо давать посильные для них задания и оказывать дозированную индивидуальную для каждого ребенка помощь.

     Третий год обучения — это закрепление навыка и совершенствование техники, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях. При этом обучение проходит при наличии сюжетных и тематических занятий, больше отводится времени учебно-тренирующим занятиям.

     Для успешного проведения коррекционно-компенсаторной работы на этом этапе следует руководствоваться некоторыми методическими советами:

·        одни и те же упражнения целесообразно «обыгрывать»;

·        залог успеха занятий в их доступности;

·        перед ребенком надо ставить конкретные задачи;

·        упражнения должны выполняться разнообразно: то быстро, то

медленно, то с паузами, то непрерывно. Одни и тс же упражнения следует выполнять с большими, средними и малыми амплитудами с одновременным изменением темпа, это способствует развитию эмоциональной подвижности;     

·        нужно добиваться сначала практического усвоения действия в целом,

а потом работать над его совершенством.

На третьем году обучения при использовании наглядного метода большее место отводится словесному методу.

При подборе игр следует учитывать следующие моменты:

— содержание должно быть доступным и опираться на реальные возможности  конкретного контингента детей.

I год обучения — «По ровненькой дорожке», «Лошадки»;

II год обучения — «Мыши и кот», «Мышеловка»;

III год обучения — «Мы веселые ребята», «Мяч водящему».

— введение игр и их насыщенность разнообразными моторными действиями нацелено на постепенное усложнение или облегчение, и сходя из овладения определенными двигательными умениями и возможностями конкретного ребенка. Постепенно сюжет игры может усложняться. Например: П/и «Ловишка», «Ловишка с ленточками».

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создают возможности для развития речи, упражнения в счете.

Подвижные игры различаются по сложности движений, по содержанию сюжета, по характеру взаимоотношений между играющими, по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения. В играх «Принеси мяч, игрушку», «Догони собачку», «Кто дальше?» дети выполняют одно движение (ходьба, бег, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным. В дальнейшем в игры включаются более сложные действия, и количество движений увеличивается.

Сюжеты также усложняются: для малышей «птицы летают и возвращаются домой», «автомобили ждут и останавливаются». Количество ролей у малышей незначительно (1-2). Главную роль, выполняет педагог по физической культуре, а дети изображают одинаковые персонажи, например: педагог — кот, все дети — мыши («Кот и мыши»), в играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (3-4), например, в игре «Гуси-лебеди» есть пастух, волк, гуси, кроме того, роли распределяются между всеми детьми.  В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся па группы, учитывается результат всего коллектива «(чья группа попадет большее количество раз в цель»); проводятся соревнования на качество выполне­ния («чья колонна лучше построится», «кто ни разу не уронит мяч»). Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движения, ловить

и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «Ловишки», быстро остановиться), напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко. Он также следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение па корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюда­ет за общим состояние и самочувствием каждого ребенка.

Игры большой подвижности повторяются 2-3 раза, более спокойные — 4-5 раз. Паузы между повторениями — 0,3-0,5 минут. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения. Общая продолжительность П/и в основной части не должна превышать 3-4 минуты.

Игры и усвоение программных задач проходит более эффективно при условии использования разнообразного инвентаря.

Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях необходимо физкультурное оборудование: гимнастическая стенка, скамейка, инвентарь (палки, обручи, мячи.), а также разные атрибуты и игрушки, которые эстетично оформлены и изготовлены с учетом особенностей детей.

Физкультурное оборудование расширяет возможности использования упражнений. При этом у детей формируются разнообразные двига­тельные навыки (к примеру, лазание по гимнастической стенке, по канату, езда на велосипеде и на самокате и др.). Специфические свойства отдельных предметов определяют структуру движений: гимнастическая скамейка — равновесие и ползание; мяч — катание, перебрасывание, отбивание; флажки — взмахи, покачивания, вращательные движения.

Важно разностороннее употребление каждого снаряда, например, лесенка, может быть вертикальной, горизонтальной, наклонной, стационарной и приставной, положенной на пол и приподнятой на высоту и использоваться для лазанья, пролезании, перешагивания.

Упражнения с пособиями способствуют развитию физических качеств: ловкости (перешагивание через предметы), быстроты двигатель­ных реакций (упражнения с мячом), глазомера (метание в цель) и др. Мелкий инвентарь, предметы для общеразвивающих упражнений (погремушки, флажки, обручи и др.) должны быть яркими, многокрасочными, как основных цветов, так и оттенков. Красивая окраска предмета радует глаз ребёнка, способствует развитию цветоразличения. Помимо стандартного оборудования и мелкого раздаточного инвентаря, на занятиях используются также природный материал (шишки, жёлуди, каштаны, палки, камушки). Педагогу необходимо поддерживать у детей интерес к пособиям, их использованию в подвижных играх и различных двигательных действиях. Для этого нужно научить детей разнообразным способам действий с тем или иным пособием. Для удобства пользования мелкими пособиями необходимы соответствующие каждому из них подставки, сетки, корзины. Они устанавливаются так, чтобы дети сами могли взять из них нужное, для игры и положить обратно по сё окончании.           Это важно для воспитания у ребят самостоятельности, бережного отношения к пособиям, соблюдения определённого порядка.

При выполнении упражнений на гимнастической стенке, скамейке значительно увеличивается амплитуда движений, возрастает растяжение косых мышц спины и плечевого пояса, что содействует улучшению гибкости опорно-двигательного аппарата. Действия на уменьшенной или приподнятой площади опоры (бревно, наклонная доска) балансирование на набивном мяче развивает у детей равновесие. Прыжки со скакалкой, отбивание мяча помогают воспитанию у ребёнка чувства ритма, дают возможность выполнять упражнения в разном темпе. Фор­мированию правильной осанки помогают упражнения, выполняемые у стенки-щита, упражнения с палкой (палка па лопатках), мячом (бросание из-за головы двумя руками) и другие.

Применение снарядов и инвентаря усиливает влияние упражнений на организм. Увеличение физической нагрузки связано с достижением более полной амплитуды движений, ростом мышечного напряжения в связи с преодолением сопротивления опоры или предмета (палки), его массы (набивной мяч).

Использование пособий при обучении оказывает большое влияние на эффективность освоения движений, добиться более чёткого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий: мышечно-двигательных, осязательных, зрительных, слуховых, равновесия, возникающих в процессе выполнения упражнений с предметами. Предметы являются зрительными ориентирами, огра­ничителями движения. Например, палка позволяет точно фиксировать положение рук, что способствует качественно выполнить упражнения; достигнуть предельной амплитуды; скоординировать движения определённых частей тела (приседая, держать палку перед собой). Предметы дают возможность обучить детей дифференцировке мышечных ощущений (упражнения с мячом разной массы), способствуют отчетливости слухового восприятия движения (упражнения со скакалкой, мячом).

Использование различных, но однотипных пособий позволяет варьировать материал и создать условия, усложняющие задание (ходьба, бег по доске разной ширины, приподнятой на разную высоту). В упражнениях с предметами дети узнают их свойства: цвет, форму, массу, качество материала, особенности движения в пространстве и взаимо­действия, запоминают направление движения.

Упражнения с физкультурными пособиями способствуют развитию кисти и пальцев, это активизирует деятельность анализаторских систем и влияет на речевое и умственное развитие в целом. Совершенствование координации мелких мышц подготавливает руку ребенка к письму. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы в оформлении физкультурных зон вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, повышает интерес к упражнениям.

Тематические игры на занятиях по физической культуре позволяют детям закреплять материал, полученный ими на других занятиях и про­ектировать учебно-воспитательный процесс как комплексный, единое образовательное пространство с учётом этапов психомоторного разви­тия детей.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правиль­ного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Дыхательные упражнения (ДУ) стимулируют работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствуют умению управлять собой. Надо учить детей дышать через нос. Глубокий медленный выдох помогает ребенку расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Надо учить ребенка правильно дышать, не задерживать дыхания. Представить вдыхаемый воздух в виде глубокого ручейка, который заполняет организм сверху донизу. Выдох должен быть длиннее, чем вдох и по возможности полным. Прежде чем приступить к дыхательным упражнениям, необходимо потянуться всем телом, выполнить, упражнение не напрягаясь.

Любое ДУ начинать с энергичного вдоха, выдох должен быть в два раза продолжительнее вдоха.

    Например, «Цветок распускается»:

И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).

Ребенок медленно поднимается на носки, вытягивает руки вверх и в стороны, делая вдох (цветок раскрывается).

Возвращение в и.п. — выдох. Выполнять медленно 3-4 раза.

В упражнения на развитие дыхания также включается речевой мате­риал, произносимый на выдохе.

И/у «Сова» дети сидят по-турецки, руки опущены внизу.

Взмахивая руками через стороны вверх-вниз — вдох.

С произношением звука уф — ф- ф- через рот.

Упражнения на релаксацию выполняются как под музыку, так и без ее сопровождения. Они помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоцио­нальное напряжение.

Например, «Тряпичная кукла» (лежа на ковре). Вначале надо поз­накомить детей с тряпичной куклой, у которой все конечности мягко подвижны. Предложить детям лечь на спину, закрыть глаза и расслабиться (как тряпичная кукла). Убедиться, хорошо ли расслабился ребенок, можно, взяв  его за руки, потрясти их.

Во время проведения занятия по физической культуре важна роль воспитателя не как пассивного наблюдателя, а активного помощника педагогу по физкультуре.

          Во время строевых упражнений, при выпол­нении различных видов ходьбы воспитатель подходит к ребенку и поп­равляет руки, голову, плечи в том упражнении, в котором у ребенка возникли затруднения. При выполнении ОРУ помогает начать упражнение в нужную сторону, выпрямить или поднять руки, следит за точ­ностью выполнения движения. При освоении ОВД в младших группах воспитатель индивидуально помогает в освоении обучаемого движе­ния. При выполнении одновременно 2-х заданий воспитатель страхует и наблюдает за выполнением более лёгкого, уже усвоенного движения, а педагог по физкультуре за новым, более сложным. В подгото­вительных группах, где занятия могут быть построены по типу круговой тренировки, когда дети выполняют задание поочерёдно по кругу, педагог следит за последовательностью прохождения детьми этапов и количеством выполнения того или иного задания, воспитатель наблюдает за детьми. Когда задание выполняется подгруппой, то воспитатель занимается с детьми, которые успешно освоили движение, а педагог с детьми отстающими.

Успехов, Вам дорогие коллеги, в работе с детьми с ОВЗ!

          Теперь мы, точно знаем, что не бывает детей с ограниченными возможностями работы, есть дети с ОГРОМНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ!!!

 

 

 

×
×