Автор: Поздеева Екатерина Геннадьевна
Семинар для родителей «Технология речевого развития»
1.Вступление
2.Основная часть:
2.1.«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи» (Практическая часть)
2.2. «Как научить ребенка правильно говорить» (Практическая часть)
2.3. «Обучение грамоте»:
2.3.1. «Ознакомление со звуковой стороной слова»
2.3.2. «Обучение слоговому анализу слова»
2.3.3. «Ознакомление детей с предложением»
2.3.4. «Обучение детей буквам, узнаванию букв»
(Практическая часть)
3.Обсуждение. Подведение итогов.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушают рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
1) Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3) Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
4) Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
5) Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами (а ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
6) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7) Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
8) Плохая дикция.
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
— речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
— речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
— овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста;
— развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребенка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т.д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.
«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи»
Еще век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые – физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование письма и практически не встречается дисграфия.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Для тренировки пальцев могут быть использованы различные упражнения.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений.
Кроме пальчиковых упражнений, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и так далее.
Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного и бросового материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности.
Практическая часть (Приложение 1)
(На столах разложены заранее приготовленные предметы: листы в клеточку с образцом узора, счетные палочки, листы с нарисованным контуром предмета, бобы, отрезки шерстяных ниток)
Показать несколько видов пальчиковой гимнастики.
Фигурки из палочек
Игра (выкладывание из зерен, ниток и т.д. по нарисованному контуру)
Дорисуй узор
«Как научить ребенка правильно говорить»
Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние.
Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: « Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко».
Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправляйте допущенные ошибки).
Играя с ребенком, упражняйте его в согласовании имен существительных, с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости ?», и ребенок дает полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
Используйте игру «Чего не стало?». (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа).
Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребенок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.)
Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребенком, предложить её рассмотреть, затем задавать вопросы.
— Что это? (Кто это?)
-Какого цвета?
— Что есть у зайки? (Что это у зайки?)
-Как можно назвать зайку?
— Что с ним можно делать?
— Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ними общего).
— Учите подбирать слова к определенным глаголам («Собака бежит. А кто еще может бегать? и т.д.)
Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.
Практическая часть (Приложение 2)
(На столах разложены заранее приготовленные листочки с текстом скороговорок)
Подберите эпитеты к словам
Артикуляционная гимнастика
Чтение скороговорок
Игра «Звуковая эстафета»
Подберите слова – родственники
Словесные игры:
«Уменьшаем и увеличиваем»:
«Назови одним словом»
«Опиши одним словом»
«Кому что нужно?»:
«Как можно узнать?»:
«Часть и целое»
«Продолжи фразу»
«Третий лишний»
«Обучение грамоте»
«Ознакомление со звуковой стороной слова»
Ознакомление начинается ещё в младших группах в процессе игр, упражнений. Детей учат вслушиваться в звуки, произносить их с разной силой голоса, замечать часто повторяющиеся звуки. Постепенно знакомят с термином звук, учат вслушиваться в звучание слова и в старшем возрасте дети овладевают звуковым анализом слова.
Звуковой анализ слова – это определение порядка, следования звука в слове, установление различительной роли звука и качественных характеристик звука.
В начале детей знакомят со звуковой схемой слова. Дети знакомятся со схемой. Педагог протяжно произносит первый звук и рисует на доске квадратик, затем произносится следующий звук и рисуется рядом второй квадратик и т.д.
Далее используется картинка – схема – это наглядное изображение предмета, и ряд клеточек под картинкой, которые последовательно заполняются фишками. Используется ряд фишек, вначале это фишки серого цвета (старшая группа). Дети произносят слово, и последовательно заполняют клеточки фишками. Слово произносится столько раз, сколько букв в слове. В подготовительной группе вводятся фишки разных цветов, гласный звук обозначается фишкой красного цвета, мягкий согласный звук – фишкой зеленого цвета, твердый согласный звук – фишкой синего цвета. Далее добавляется фишка черного цвета для определения ударного гласного звука.
Детей знакомят с гласными и согласными звуками, учатся их определять на схеме, обозначать их фишками, кроме того, используются различные игры, живые звуки, где дети моделируют звуковой состав слова. Постепенно картинки – схемы заменяются полосками бумаги без рисунка.
«Обучение слоговому анализу слова»
В детском саду учат слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.
Ознакомление со слогом начинается с двухсложных слов, состоящих из двух прямых открытых слогов.
Предлагается игровая ситуация, в которой слова произносятся нараспев, протягивая слоги.
Дети называют, сколько частей услышали в слове, какая часть первая, какая вторая, используется прием, прикосновения тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова.
Предлагается графическая модель слова. Воспитатель ведет указкой, задерживаясь на первой части, дети произносят первый слог и т.д.
Постепенно для анализа вводятся слова, состоящие из трех частей. И только потом односложные слова. Используются и такие приемы, как:
1)количественный и порядковый счет слогов в слове;
2)произнесение слова под хлопки, прыжки;
3)схематичное изображение слогового состава слова (моделирование);
4)игра в живые слова;
5)подбор слов с заданным слогом;
6)подбор слов с заданным количеством слогов;
7)дополнение слога до полного слова;
8)перестановка слогов в слове;
9)назвать слова, состоящие из трех слогов;
В процессе анализа слогового состава слова дети знакомятся с ударением.
«Ознакомление детей с предложением»
В программе детского сада предусмотрено обучение детей делению предложений на слова, определение количества слов, последовательности, а также обучение составлению предложений из разного количества слов. Выделяют определенные этапы обучения:
1)Выделение предложения из потока речи.
2)Дети составляют предложения по игрушкам и картинкам.
3)Дети упражняются в определении количества предложений в готовом тексте.
В ходе обучения используют разные методы и приемы. С самого начала обучения используется пространственное моделирование слов. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать или записать, чтобы узнать, сколько в нем слов. Также используются полоски бумаги для составления схемы предложения. Первое слово обозначается чертой с уголком, и обозначает, что первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы, далее простые черточки или полоски, в конце предложения ставится точка, или квадратик (короткая полоска).
Таким образом, в ходе обучения дети учатся анализу и синтезу предложений, могут определить последовательность слов в предложении (первое, в середине, последнее), соотносят предложение со схемой.
«Обучение детей буквам, узнаванию букв»
В старшей разновозрастной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита. Вначале идет знакомство детей с гласными буквами, анализируя звуковой состав слов, дети постепенно заменяют фишки соответствующими гласными буквами, потом с согласными буквами. Далее дети овладевают навыком слогового чтения.
К концу дошкольного возраста дети достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Они овладевают действием звукового анализа слов, состоящих из 3 – 5 звуков, могут характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твердые и мягкие). Дети умеют сравнивать слова различных звуковых структур, используя действие моделирования, подбирать слова по заданной модели. Дошкольники могут также проанализировать речевой поток, вычленяя в нем предложения и графически записывая их. Дети овладевают плавным послоговым способом чтения. Дошкольники осваивают произвольные движения кистей и пальцев рук, графические умения пишущим инструментом в привычной для них прикладной деятельности на основе конструирования.
Таким образом, у детей к концу подготовительной группы складывается весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.
Практическая часть (Приложение 3)
Задание 1. Звуковой анализ слова. Игра «Живые звуки»
Задание 2.Слоговый анализ слова
Задание 3.Составление предложения и схемы предложения. Игра «Живые слова»
Приложение 1
Пальчиковая гимнастика
«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Методические указания.
Первые две строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.
«В гости к пальчику большому»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик – малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики- друзья,
Друг без друга им нельзя.
Методические указания.
На первую строчку – выставляем вверх большие пальцы, на вторую – соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. На третью – поочередно называемые пальцы соединяются с большим на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую – кулачки стучат друг о друга. На последние две строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.
«Шарик»
Надуваем быстро шарик
Он становится большим.
Вдруг наш шарик лопнул,
Воздух вышел – ш-ш-ш!
Стал он тонким и худым.
Методические указания.
Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Деум на них – пальцы принимают форму шара.Воздух выходит – пальцы в исходное положение.
«Апельсин»
Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты).
Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут).
Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный палец).
Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец).
Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец).
Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец).
А для волка – кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру).
Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки – как волчьи зубы).
Разбегайтесь кто куда! (Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами).
«Голуби»
Мы распахнем пошире дверь и выпустим на волю голубей. (Руки скрестить на груди, потом резко развести их в стороны ладонями вверх).
Задание «Выложи фигурки из палочек»
(родителям на листах бумаги раздаются образцы, счетные палочки)
«Качели»
Как высоко качели взлетают,
И детишек веселых качают.
«Грибок»
В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибок нашел.
«Очки»
Очки помогают книгу читать,
Писать, рисовать, готовить, вязать.
«Конфета»
Мы конфеты любим очень,
Можем съесть хоть килограмм.
Только мама говорит,
Что животик заболит.
«Танк»
Танк на войне боевая машина,
Сильная, смелая, несокрушимая.
«Флажок»
В руки я флажок возьму,
На парад я с ним пойду.
Игра «Выложить бобами по нарисованному контуру»
(родителям раздаются листы бумаги с образцами, блюдечки с бобами)
«Игрушка»
Выложи бобами
Тонкую дорожку –
И узнаешь ты меня,
Ведь игрушка я твоя.
«Кольцо»
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко,
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Ванюшке.
Выложить шерстяной ниткой контур любимого фрукта.
(на блюдечках приготовлены отрезки цветных шерстяных ниток).
Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
(родителям раздаются листы бумаги с образцами, наборы геометрических фигур.)
Задание «Дорисуй узор» ( родителям предлагаются листы бумаги в клетку с нарисованными узорами, карандаши.)
Приложение 2
Подберите эпитеты к словам:
— «снег» (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, хрустящий, скрипучий);
— «человек» (замечательный, вежливый, участливый, предупредительный, доброжелательный, открытый, сердечный).
Артикуляционная гимнастика
«Как едет лошадка?» (поцокать язычком)
«Сердитый индюк» ( быстро произносить бла- бла- бла)
«Верблюжонок плюется» ( поплеваться беззвучно и без слюны)
«Уборка в доме» (языком почистить «стены, потолок, двери» — верхнее нёбо, левую и правую щеки изнутри, зубы(снаружи и изнутри), губы)
Чтение скороговорок :
(на столах разложены листочки со скороговорками, поочередно каждый родитель говорит скороговорку)
В живом уголке жили ежи да ужи
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку
Метатель метал молот, а Митя – молоток
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
Сорок сорок воровали горох
Слоны спокойны и сильны
Сорок ворон отогнали сорок
Сорок коров разогнали ворон
Я гляжу на бережок, не лежит ли пирожок?
У Кондрата куртка коротковата
Веселей, Савелий, сено пошевеливай
Добры бобры идут в боры
Архип осип, Осип охрип
Дровоколорубы рубили дубы
Нашей Маше дали манной каши
Галка села на палку, палка ударила галку
Добр бобр до бобрят
Наш Полкан попал в капкан
Перепелка перепелят прятала от ребят
Ткет ткач ткани на платье Тане
Уже ужи в луже
У Саши в каше сыворотка из- под простокваши
У четырех черепашек по четыре черепашонка
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали
Сшила Саша Саше шапку
Раз дрова, два дрова, три дрова
Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот
Проворонила ворона вороненка
От топота копыт пыль по полю летит
Летят три пичужки через три пустых избушки
Идет с козой косой осел
Оса на ноги боса и без пояса
Пошла Поля полоть в поле
Толком толковать , да без толку расперетолковывать
Столы белодубовые гладкотесовыструганные
Сел сокол на гол ствол
Колотил Клим в один блин клин
Вавилу ветрило промоклосквозило
Игра «Звуковая эстафета»
Передавая предмет (мяч, ручку и т. д.) называть слово, в котором звук «Н» стоит в середине слова
Подберите слова – родственники
— род (родной, родимый, родственник, родня, родненький, роднуля)
— сад (садовник, палисадник, садовые, садовник, садик).
Словесные игры
«Уменьшаем и увеличиваем»:
Волк — волчок, Ежонок — еж
Заяц — зайчик, Слоненок – слон
Стол – столик Стульчик — стул
Мяч – мячик Куколка — кукла
«Назови одним словом»:
«Часы, которые помогают проснуться» (будильник)».
«Большая ложка, с помощью которой наливают суп» (поварешка)
«Утренняя еда» (Завтрак)
«Человек, который направляется в дальние страны» (Путешественник)
«Опиши одним словом»: Пример: «чашка для чая — ? (чайная)».
машина для гонок? (гоночная),
котлета из мяса? (мясная)
лапа собаки? (собачья),
щетка для чистки зубов? (зубная)
«Кому что нужно?»: Пример: «парикмахер — ? (ножницы, расческа)».
муравей — палочки, листики,
продавец — весы, касса,
птица — веточки, пух (для гнезда),
учитель — указка, учебники
«Как можно узнать?»: Пример: «Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (Посмотреть на градусник за окном)».
… крепко ли завязана веревка? (потянуть)
… высохла ли рубашка? (потрогать)
… есть ли вода в стакане? (посмотреть)
… есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)
… интересная ли книжка? (прочитать)
… мягкий ли хлеб? (пощупать)
… пишет фломастер или нет? (попробовать писать)
… работает ли пылесос? (включить)
«Часть и целое»: Пример: «Часть какого предмета является винт — ? (вертолет, самолет)».
вагон —
ветка —
грива — …
дверь — …
каблук — …
карман — …
Продолжи, прочитывая начало фразы: Пример: «Песок сыплют, а воду льют…».
Воду можно разлить, а горох …
Котлеты жарят, а суп …
Нитки прядут, а холст …
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену …
Платье шьют, а шарф …
Сено косят, а волосы…
Стол может сломаться, а стакан …
Стол накрывают, а постель …
Ответь на вопросы: Пример: «Что делают из муки? (хлеб, макароны)».
Что делают из …?
… из глины? (посуду, кирпич)
… из древесины? (мебель, игрушки)
… из металла (инструменты, посуду)
… из молока? (сметану, сливки, творог, кефир, йогурт, сыр)
… из нефти? (бензин)
… из шерсти овец? (нитки)
На слух укажи, какое слово лишнее и объясни свой выбор
Дуршлаг, сито, тарелка, решето.
Какао, морс, суп, кисель
Молоток, удочка, пила, клещи.
Аккордеон, баян, гармонь, флейта.
Берлога, нора, дупло, логово.Индия, Австралия, Рига, Китай.
Пасмурный, ясный, ненастный
Приложение 3
Задание 1. Звуковой анализ слова. Игра «Живые звуки»
Задание 2.Слоговый анализ слова
Задание 3.Составление предложения и схемы предложения. Игра «Живые слова»
( На столах разложены схемы предложения, фишки разных цветов, полоски бумаги для составления схемы предложения.)
Воспитатель рассказывает последовательность обучения звуковому анализу слова, на примере слова «Книга». Работа со схемой слова с фишками, определение гласных и согласных (твердых, мягких) звуков.
Игра «Живые звуки».
Воспитатель объясняет родителям последовательность обучения слоговому анализу слова. Предлагается игровая ситуация, в которой слова произносятся нараспев, протягивая слоги, определяют, сколько частей услышали в слове, какая часть первая, какая вторая, используется прием, прикосновения тыльной стороной ладони к подбородку при произнесении слова. Предлагается графическая модель слова. Воспитатель ведет указкой, задерживаясь на первой части, произносится первый слог и т.д.
Родителей знакомят с этапами обучения детей знакомства с предложением, умению выделять предложения из потока речи, составлять предложения по игрушкам и картинкам, составления схемы предложения.