8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Личностно – ориентированный подход в воспитании художественно-эстетических способностей обучающихся в вокально-инструментальной студии педагога дополнительного образования».

Автор: Ваулина Виктория Леонидовна

         УДК 373.2                                                                                                                                                           

В.Л. Ваулина,

МБОУ «Лицей № 3» МО  г. Братск

 

«Личностно – ориентированный подход в воспитании художественно-эстетических способностей обучающихся в вокально-инструментальной студии педагога дополнительного образования».

 

Ключевые слова: инициативная личность, нестандартная мысль, личностно – ориентированный подход,  дополнительное образование, творческое развитие.

 

В статье рассмотрены условия успешного развития творческих художественно-эстетических способностей обучающихся  вокально-инструментальной студии с личностно – ориентированным подходом. Особенность этой статьи заключается в том, что рассмотренные условия могут быть использованы педагогами не только в дополнительном образовании, но и во внеурочной деятельности, помогут обучающимся реализовать свои знания в жизни или даже в будущей профессиональной деятельности. Статья рекомендована начинающим   молодым педагогам в воспитании подрастающего поколения и станет методическим пособием для всех желающих.

                                                                                                                        V.L.Vaulina,

 MBOU «Lyceum No. 3″MO g. Bratsk

 

«A personality-oriented approach in the education of artistic and aesthetic abilities of students in the vocal and instrumental studio of a teacher of additional education».

 

Keywords: initiative personality, non-standard thought, personality-oriented approach, additional education, creative development.

 

The article considers the conditions for the successful development of creative artistic and aesthetic abilities of students of a vocal and instrumental studio with a personality-oriented approach. The peculiarity of this article is that the conditions considered can be used by teachers not only in additional education, but also in extracurricular activities, will help students realize their knowledge in life or even in future professional activity. The article is recommended to novice young teachers in the education of the younger generation and will become a methodological guide for everyone.

В настоящее время в экономической и общественной жизни нашего государства произошли кардинальные изменения. Наступил век нанотехнологий и информатизации. Нашему обществу теперь требуются инициативные личности, способные нестандартно мыслить, быть  творческими и активными. Сегодня к человеку предъявляются все более высокие требования, независимо от того, взрослый он человек или еще ребенок. Соответствие сегодняшним нормам помогает каждому в жизни и в профессиональной деятельности. Именно этому соответствию мы учимся сегодня сами и  учим наше подрастающее поколение.

Хочется вспомнить слова Бориса Владимировича Асафьева «Ребенок, испытавший радость творчества, даже в минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других». «Воспитание не будет успешным, если не вызвать у детей творческого инстинкта и не воспитать творческие навыки»[1].     

Являясь руководителем вокально-инструментальной студии, свою работу по формированию художественно-эстетических способностей обучающихся в условиях продуктивных видов деятельности я строю на личностно – ориентированном подходе, опираясь при этом на некоторые принципы. С  самого раннего возраста у младенца начинают  формироваться художественно — эстетические способности. Все маленькие дети, с рождения, откликаются и реагируют на музыкальные звуки. Следовательно, объяснимо появление для маленьких детей специальных музыкальных  игрушек.  Музыкальные игрушки – это различные игрушки для детей, которые издают звуки, шумы, музыку и способствуют развитию слуха, внимания, а так же способствуют общему развитию ребенка. Они играют огромную роль в жизни малыша и влияют на развитие его творческой личности.  Малыш становится старше, и место музыкальной игрушки занимает музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты — это магические устройства. Их звучание очаровывает не только тех, кто их слушает, но и тех, кто заставляет их звучать.

Так как я работаю в общеобразовательном учреждении, то возраст детей, которые занимаются в моей студии от 6 до 18 лет. Это определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Это период жизни ребенка, для которого характерно интенсивное физическое и психическое развитие. Дети быстро развиваются и начинают чувствовать себя членами общества, у них формируются навыки общения. Они с удовольствием общаются с ребятами старшего возраста или со сверстниками. Такую возможность дети получают в нашей вокально-инструментальной студии, где нет ограничения по возрасту и созданы все  условия успешного развития творческих способностей:

Хочется выделить несколько таких условий:

1.     Первый шаг успешного творческого развития каждого ребенка – это раннее творческое развитие. В нашу музыкальную студию приходят  заниматься дети начальной школы и могут заниматься до 11 класса.

2.     Создана обстановка, опережающая развитие детей.  Мы окружаем каждого учащегося именно такой средой и системой отношений, которая стимулирует любую творческую деятельность. Ребенок выбирает то, что ему интересно, то, что у него получается и пробует и изучает то, что ему неизвестно и трудно. Разнообразие инструментов студии позволяет ему выбрать любой инструмент. Это маленькая гитара «укулеле», шестиструнная гитара, металлофон, балалайка, маримба и множество шумовых инструментов.

3.     Третье условие создается автоматически и вытекает из самого характера творческого процесса. Игра на любом инструменте требует максимального напряжения сил. Для каждого инструмента есть своя посадка, постановка игрового аппарата, разная манера исполнения, разные партии.  При этом  дети не только играют на инструменте, но и одновременно поют под свое сопровождение песню. А значит, выполняют одновременно несколько операций.

4.     Каждому ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности. Один и тот же ребенок в одном и том же номере умеет играть на всех инструментах, что позволяет ему на каждом выступлении делать выбор – какую роль он выполняет сегодня для выступления — быть солистом или находиться в аккомпанирующей шумовой группе.  Возможность ребенка самостоятельно регулировать свою деятельность увеличивает его желание и интерес к творчеству, что однозначно развивает его и идет ребенку на пользу.

В Концепции Н. Е. Щурковой человек рассматривается как существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа [2].  

5.     В. И. Андреев отмечает, что если воспитание будет ориентировано на то, что в эпицентре ценностных ориентаций личности будут Человек, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Справедливость, Добро, Истина, Красота, то мы приобщим подрастающее поколение к общечеловеческим ценностям [3]. Он считает, что педагогическая деятельность способствует созданию условий, при которых достигается освоение общечеловеческой культуры, осознание и самореализация воспитанниками своих потребностей, интересов и способностей. В нашем коллективе приветствуется еще одно условие успешного творческого развития. При предоставлении свободы каждому ребенку ему дополнительно импонирует помощь друга или старшего товарища. В это время один ребенок становится учителем, а второй ребенок с удовольствием у него учится.

6.     Следующее условие — это необходимая каждому человеку комфортная обстановка и наличие свободного времени для занятий. Время занятий не ограничивается. Каждый день ребенок приходит в студию, чтоб отработать и закрепить полученные знания.

7.     И наконец, самое благоприятное условие. Дети реализуют свои полученные знания, выступая на всех школьных концертах и   конкурсах. Они видят свои результаты  по итогам конкурсов и гордятся тем, что имеют возможность получать удовольствие от музыки и дарить радость другим людям.

Согласно позиции Е. Н. Степанова, Л. М. Лузиной, личностно-ориентированный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащихся, проявлению их субъективных качеств. Одним из принципов личностно-ориентированного подхода является «принцип творчества и успеха». Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности учащихся и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащихся, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я» [4].

В нашем детском коллективе очень теплая и дружелюбная обстановка, взаимовыручка и помощь друг другу. Все эти условия постоянно стимулируют ребенка и усиливают его желание к развитию творчества, развивая при этом очень важные качества, такие как терпение и труд. В. И. Андреев считает, что при личностно-ориентированном подходе необходимым условием является прогнозирование, проектирование, стимулирование творческого саморазвития каждого ученика [3].

Так в нашей музыкальной студии развиваются художественно-эстетические способности, и дети не подозревают, что руководитель использует в воспитании к каждому из них личностно – ориентированный подход.

 

 

 

Литература

      

1. Асафьев, Б. В.,  Яворский, Б. Л. Музыкально-педагогические концепции Б. В. Асафьева и Б. Л. Яворского, с.8 [Текст] /Б.В Асафьев, Б. Л. Яворский. [Электронный ресурс].

 https://studfile.net/preview/5765266/page:8//(дата обращения: 25.02.2022).

2. Щуркова, Н. Е. Воспитание как вхождение ребенка в культуру, с 41 [Текст] / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. — 1998. — № 5. — С. 2–8. [Электронный ресурс].

https://obuchalka.org/20190819112768/vospitaniedeteivshkolenoviepodhodiinovietehnologiischurkovane-1998.html (дата обращения: 24.02.2022).

3. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности, с. 359, с.350 [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. — 238. [Электронный ресурс].

https://search.rsl.ru/ru/record/01001427609 (дата обращения: 24.02.2022).

4. Степанов, Е. Н., Лузина, Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания, с.123 [Текст] / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 160с. [Электронный ресурс].

https://www.studmed.ru/luzina-lm-stepanov-en-pedagogu-o-sovremennyh-podhodah-i-koncepciyah-vospitaniya_f480644591a.html (дата обращения: 24.02.2022).

 

 

×
×