8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Кто такие дети с ОВЗ

Автор: Смирнова Юлия Анатольевна

Кто такие дети с ОВЗ ( Ограниченными возможностями здоровья)

В связи с последними событиями, которые задели мое сердечко, хотелось бы рассказать, кто такие дети с ОВЗ, рассказать про причины возникновения нарушений, а так же, про возможность обучения детей с ОВЗ.

Это статья направлена на родителей детей с нормой развития, на будущих родителей, на специалистов общеобразовательных садов и школ, на детей с нормой развития.

 

По «Закону об образовании в РФ» существует две категории детей с Особыми Образовательными Потребностями (ООП) :

 

-дети – инвалиды

 

Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты

 

Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

 

Статус инвалида присваивает бюро медико — социальной экспертизы.

 

— Дети с ОВЗ

 

Дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) — это дети, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные психолого — медико — педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальный условий.

Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ»

 

Различают следующие категории детей с ОВЗ :

1. Дети с нарушением слуха (Глухие, слабослышащие, ранооглохшие и позднооглохшие)

2. Дети с нарушением зрения (Слепые, слабовидящие)

3. Дети с нарушением речи 

4. Дети с нарушением интеллекта ( дети с умственной отсталость разной степени)

5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

6. Дети с нарушением опорно — двигательного аппарата (ДЦП)

7. Дети с нарушением эмоционально — волевой сферы (расстройство аутистического спектра)

8. Дети с множественные нарушениями ( сочетание 2х и более нарушений: дети с умственной отсталостью и ДЦП).

Категория «Обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничения по здоровью, а с точки зрения создания специальных условий для получения образования, исходя из решения ПМПК. 

В чем разница статусов? Обучающийся с ОВЗ — это ребенок, который нуждается специальных условиях для доступного и качественного образования. Например, у слабослышащего ребенка может быть статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как он нуждается в специальном техническом приспособлении и в специальных пособиях для обучения. При  у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

И не каждому ребенку — инвалиду  требуются специальные условия для получения образования. Например, ребенок с сахарным диабетом не нуждается в специальных условиях для обучения. Следовательно он не имеет статус ребенка с ОВЗ.

Статус ребенка с ОВЗ и ребенка – инвалида может быть и у одного ребенка. Например, глухой ребенок получает статус — инвалид и статус ребенка с ОВЗ.

Причины возникновения нарушений:

— Эндогенные — генетические, наследственные ( болезнь Дауна, синдром Тернера и тп)

— Экзогенные — факторы среды:

* Внутриутробные (пренатальные) факторы (нарушение функций плаценты, применение некоторых лекарственных препаратов на ранних сроках беременности, несовпадение резус факторов матери и ребенка, инфекционные болезни матери во время беременности, физические и психические травмы, вредные и противозаконные привычки, интоксикации токсичными веществами, инфекционные заболевания),

* Родовые (натальные) факторы ( асфиксия, гипоксия, травмы во время родов, стремительные или затяжные роды),

* Послеродовые (постнатальные) факторы ( черепно — мозговые травмы, инфекционные заболевания, интоксикации, воздействие запрещенных препаратов, а так же никотина и алкоголя).

 

Обучение детей с ОВЗ

Формы обучения детей с ОВЗ:

— в инклюзивном классе или инклюзивной группе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,

—  в коррекционной группе или коррекционном классе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,

— в коррекционном саду или коррекционной школе,

— надомное образование (организация учебного процесса на дому или в медицинском учреждении),

— семейное образование.

ФГОС — это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образования.

В школах виды ФГОС разделены на следующие категории образования:

начальное — с 1 по 4 классы;

основное — с 5 по 9 классы;

среднее общее — с 10 по 11 классы;

образования детей с ОВЗ.

Для ДОО существует ФГОС дошкольного образования.

Если ребенок с ОВЗ обучается в общеобразовательной группе или в общеобразовательном классе, для него создают:

АОП (Адаптированную образовательную программу для конкретного ребенка),

АООП (Адаптированную основную образовательную программу,которая пишется на уровень образования — например, младшее звено),

ИУП (Индивидуальный учебный план, разрабатывающийся с учетом потребностей конкретного ребенка),

СИПР (Специальную индивидуальную программу развития, разрабатывается для ребенка, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой).

Перед поступлением в школу ребенок с ОВЗ проходит Психолого — медико — педагогическую комиссию. По рекомендации ПМПК ребенок с ОВЗ может пойти в школу с 8 лет.

ПМПК в зависимости от тяжести нарушения предлагает обучение по одному из четырех вариантов:

1. Если ребенок близок к возрастной норме и может усваивать общеобразовательную программу,

2. Если ребенок может усваивать общеобразовательную программу, но ему необходимо больше времени на усвоение,

3 Ребенок может учится, но не сможет усвоить весь материал доже за больший срок,

4. У ребенка индивидуальный уровень конечных результатов ( дети с УО или с множественными нарушениями).

Родители могут не предоставлять результаты ПМПК в школе или саду, но они должны понимать, что тогда для их ребенка не будут созданы специальные условия обучения (например, не будет тьютора), с ним не будут работать специалисты, рекомендованные ему ПМПК ( педагог — психолог, учитель — дефектолог, логопед).

После окончания начальной школы ребенок снова проходит ПМПК. Возможные варианты развития событий:

— диагноз снимают,

— диагноз продляют,

— диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребенок с ОВЗ не освоил программу, то он получает свидетельство об обучении и может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям.

Если ребенок с ОВЗ получает атестат, то он может пойти в среднее или высшее учебное заведение.

×
×