Автор: Хисамов Айдар Сангатович
Искусство периода Каролингов
В последней четверти 8 и первой половине 9 в. в Западной Европе происходил известный подъем искусства, связанный с возникновением первой империи средневековья — империи Карла Великого. В ней были объединены территории современной Франции, Западной и Южной Германии, Северной и Средней Италии, Бельгии, Голландии и северо-восточной Испании.
В эпоху Каролингов возводились первые огромные каменные соборы с башнями над средокрестием и на западном фасаде, где появился двухъярусный зал, возможно, светского назначения, императорский зал. Возник новый тип укрепленного военного лагеря – бург, с высокой башней, который лег в основу средневековых замков.
Замок Уорвик, начало X века, Британия
Собор святого Патрика, VIII-X века, Ирландия
Ворота с надвратным залом в Лорше
Из всех многочисленных памятников каролингской живописи уцелели лишь немногие.Долгое время примером каролингского церковно-монументального искусства служила только мозаика.
Карл Великий внимательно относился к украшению церковных зданий и требовал от подданных отчета о состоянии монументального убранства базилик. Особое внимание уделялось сопровождению сцен пояснительными надписями, имеющими аналоги в книжной миниатюре Каролингов (особенно в Библиях).
Ковчег завета. Мозаика в апсиде оратория Теодульфа в Жерминьи-де-Пре. Ок. 806 г.
Ее необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами но сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства.
Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи некоторые новые специфические черты. Здесь уже не может быть и речи о преобладании декоративных начал. Принципы и приемы изобразительного повествования заимствовались из христианской традиции. Нетрудно видеть, что люди одеты в современные, а не условные костюмы, что сами типы, лица и движения имеют много жизненных черт.
Вид на главную апсиду церкви монастыря св. Иоанна в Мюстайре, Швейцария.
В этот период развились книжная миниатюра, скульптура, мозаика и фреска.
В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры.
Книжная миниатюра. Четыре Евангелиста
Утрехтская псалтырь, лист
Памятники декоративно-прикладного искусства эпохи Каролингов в. можно разделить на 2-е большие группы: предметы, связанные с убранством церкви и богослужением, и произведения, восходящие непосредственно к античным образцам и часто не предназначавшиеся для церковного интерьера.
Х в., сокровищница аббатства Конк
Сцены из жизни царя Давида и пророка Иеронима. Рельефные пластины оклада Псалтири Дагульфа.
Термины:
Миниатюра — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
Каролингское возрождение (фр.)— период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII — середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов.
Пергамент— писчий материал из телячьей кожи, употреблялся до изобретения бумаги, а также рукопись на таком материале. Бумага, не пропускающая жиров и влаги.
Псалтирь-греческое слово «псалти́рь», которым книга называется в ряде христианских традиций, происходит от названия музыкального инструмента — псалтерия.
«Евангелие» —Золотой кодекс из Лорша или Лоршкие евангелия — иллюминированый евангелистарий, созданный между 778—820 годами, что примерно соответствует периоду правления Карла Великого в Франкской империи. В X—XII веках библиотека Лорша была одной из крупнейших в мире.
Евангелие Годескалька — иллюминированная рукопись, самое раннее произведение так называемой «придворной школы Карла Великого».