Автор: Косарева Анжела Юрьевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
Имени Героя Советского Союза И.С. Хоменко
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Опытом делится: Косарева Анжела Юрьевна,
учитель технологии, руководитель школьного методического объединения.
г. Комсомольск-на-Амуре
2022 г.
«Функциональная грамотность — способность человека
использовать приобретаемые в течение жизни знания для
решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений».
А. А. Леонтьев
Само понятие «функциональная грамотность», которое у всех нас сейчас на слуху, появилось не сегодня.
Разберем для начала, какое значение в жизни имеет «грамотность». Это необходимое условие получения доступа к информации, касающейся здоровья, окружающей среды, образования и трудоустройства.
Термин «грамотность», введенный в 1957 г. ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте.
Одновременно были введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности».
Первое характеризует способность читать и писать простые сообщения, второе – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному музыкальному центру, написать исковое заявление в суд и т.д.), т.е. это тот уровень грамотности, который дает возможность человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с функционированием в обществе.
Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки
простых умений-навыков «читать — писать — понимать — ориентироваться» и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни.
Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты функциональной грамотности:
Ø направленность на решение бытовых проблем;
Ø является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
Ø связь с решением стандартных, стереотипных задач;
Ø это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
Ø используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения;
Ø имеет смысл в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности
Многие люди думают, что уроки технологии, не столь важны, как другие предметы и науки, но это не так. Основная цель таких занятий не в овладении конкретными знаниями, а формирование умений нестандартно смотреть на ситуацию, развивать творческое видение и самостоятельность мышления, умение решать проблему творчески и видеть её с разных сторон.
На уроках детям предлагаются задания, которые направлены на развитие различных форм функциональной грамотности.
Задание №1
Прочитай внимательно текст и вставь пропущенные слова.
____________________ – это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате деятельности человека для удовлетворения его _____________________________ . Товары и услуги, приобретаемые человеком – это потребительские __________________________ .
Задание №2
Дома сломался холодильник. Ремонт старого обойдется дороже её стоимости. Новый стоит 25000 рублей. Вы решили воспользоваться потребительским кредитом, цена которого равна 20% годовых. Рассчитайте, сколько вам придётся заплатить, в конечном счёте, если вы оформите кредит на 1 год.
Задание №3
Рассчитайте затраты на приобретение необходимых для учащегося вещей для подготовки к школе (одежда, обувь, канцелярские товары и т. д).
Задание №4
Марии необходимо рационально разместить на столе свои канцелярские принадлежности. Нарисуйте, как можно модифицировать/улучшить, сделать удобнее представленный ниже органайзер, чтобы рационально разместить все канцелярские принадлежности. Обоснуйте удобство предлагаемых модификаций.
Формирование функциональной грамотности – это сложный процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.
Источники
1. Деятельность ЮНЕСКО в области ликвидации неграмотности. http://www.rusnauka.com/10_NPE_2008/Istoria/28455.doc.htm
2. Что такое функциональная грамотность и как её оценивать? https://mcko.ru/articles/2622
3. Развитие функциональной грамотности на уроках технологии. Горбунова Елена Александровна. http://www.eduportal44.ru/chuhloma/metod/SiteAssets/DocLib90/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8.pdf
4. Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках технологии. https://www.ripkro.ru/upload/iblock/c3a/5kitt9p0tfb097xfpqtozi7spo5e94eu/1303%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.pdf
5 Функциональная грамотность на уроках технологии
https://ppt-online.org/1034437