Автор: Сологубова Елена Васильевна
Что такое посткроссинг.
( из опыта работы)
Актуальность:
Дружат дети на планете,
Ты со мной, а я с тобой.
Кружит наши песни ветер
Над планетой голубой!
Если громко засмеёмся,
Вот весёлый будет смех!
Если за руки возьмёмся,
Хватит радости для всех!
Дружат дети на планете,
Звонкой, юной, как весна.
И одно нам солнце светит,
И земля у нас одна!
М. Пляцковский
Многие из нас, взрослых, вспомнят былые советские времена, когда мы переписывались с детьми из других городов. Всем очень хотелось найти друга по переписке. Сейчас эпистолярный жанр забыт, но так было приятно найти в почтовом ящике небольшой конверт с письмом или открыткой. Как приятно, волнительно ждать и получать настоящие «живые», а не электронные письма. Наверное, поэтому сейчас набирает большую популярность поскроссинг или обмен почтовыми открытками по всему миру.
Возможен ли посткроссинг в детском саду? Могут ли современные дети участвовать в столь увлекательном проекте? Мы решили это проверить и запустили в нашей группе «Посткроссинг между детскими садами».
Сегодня в детских садах много уделяют внимание патриотическому воспитанию дошкольников: много говорится о семье – основе патриотизма, о малой родине – родном крае, городе, селе. Но также важно прививать детям любовь, уважение и гордость к родной стране, к России – самой большой стране на Земле, к самой многонациональной стране, к стране с богатейшими природными ресурсами, к стране, давшей миру величайших писателей, поэтов, художников, музыкантов…
Основы этих знаний о своей стране можно и нужно давать детям старшего дошкольного возраста. Знакомство с родной страной должно проходить для дошкольников в увлекательной форме.
На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в
Россия – большая многонациональная страна с богатыми природными ресурсами. В каждом городе есть свои традиции и достопримечательности. А наиболее точно и полно рассказать о своем городе смогут те, кто живет в нем. Так и возникла идея, для обмена открытками и письмами, которая получила название Посткроссинг. Конечно, это явление далеко не новое. Автором проекта является португалец Паоло Магляшем, в 2005 году, в век информационных писем, истосковавшийся по бумажной или «живой «или «живой» переписке, решил создать инновационный проект, суть которого состоит в обмене открытками из разных стран мира. Идея Паоло не осталась незамеченной, и постепенно проект стал популярным в России и других странах, выйдя на международный уровень.
Посткроссинг – международный проект по обмену почтовыми открытками. В нашем случае, это переписка более широкого уровня, с обменом информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты. Обмен письмами, открытками, магнитами, подарками в виде детских рисунков, аппликаций, раскрасок.
Перед собой мы поставили цель — познакомить детей с достопримечательностями городов России. Так же мы определили задачи:
· Познакомить с городами и народами России, рассказать об особенностях природы, климата, национальных традициях, великих людях разных городов.
· Способствовать развитию познавательной активности детей.
· Прививать интерес к эпистолярному жанру общения между людьми.
· Воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.
В первую очередь мы проинформировали родителей о предстоящем проекте. Провели беседу с детьми. Узнали с какими из городов они желали бы переписываться. Затем нашли сообщество в контакте «Посткроссинг между детскими садами». Очень были рады знакомству новых друзей из городов: Бузулука, Зеленодольска, Всеволжска, Пушкина, Курска, Читы и еще многих городов нашей необъятной Родины. Мы получили много интересных писем о традициях, национальных особенностях. Дети с интересом рассматривали открытки, фотографии, рисунки, выполняли задания. Вместе составляли письма, делали открытки к праздникам, рисовали, а затем вместе с родителями отправляли их. У детей появился интерес переписываться с ребятами из детских садов.
Проект поможет воспитателям решить задачи ФГОС ДО, в частности, сформировать у детей представление о родном крае, привить любовь и уважение к Родине. С его помощью они познакомят дошкольников с разными городами России, организуют разные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, изобразительную, музыкальную, восприятие художественной литературы; дети узнают много интересного о своей стране и найдут друзей по переписке в других городах. Воспитатели делятся педагогическим опытом с коллегами. Для реализации моего проекта мне понадобились открытки с видами нашего города, и тут мы столкнулись с проблемой: их не существовало. Но родители воспитанников не растерялись и предложили изготовить самодельные с помощью фотошопа, что и было исполнено. А вот детских рисунков и небольших записок, написанных неуверенной детской рукой, было в избытке.
Заслушивая содержание писем от сверстников, мои дети не только с неожиданным для меня рвением рисовали рисунки, рассказывающие о жизни нашей группы, но и с большим вниманием слушали рассказы о своем родном городе. Юные поклонники эпистолярного жанра присылают друг другу памятные сувениры и подарки, в том числе – сделанные своими руками. При выборе темы проекта я как воспитатель рассчитывала только на познавательную составляющую, но дети так увлеклись ожиданием, чтением и составлением ответов ребятам, которых они видят на фотографиях, что подружились с ними даже на таких больших расстояниях, помнили каждую открытку и узнавали улицы далеких городов. Подведение предварительных итогов реализации инновационной деятельности проводится путем создания тематической интерактивной экспозиции, посвященной культурным событиям года в ДОУ, и размещения ее в доступном для детей и родителей месте, в частности, на сайте учреждения.
Мы так много успели узнать за полтора года! Мы ходили на экскурсию на почту, установили контакты с южным и северным регионом нашей страны, провели итоговую беседу с элементами викторины и акцию «Поздравляем выпускников». Опыт работы по инновационной деятельности транслируется на разных уровнях: и муниципальном, и региональном, и федеральном. С этой темой мы принимали участие в конкурсе «Рыбаков Фонд», в «Круглом столе» в процессе «Мартыновских чтений», проходивших в Петровске, а также была опубликована статья в журнале «Технологии образования».
Основываясь на собственном опыте, можно сделать следующие выводы: • Посткроссинг несет в себе мощный обучающий, развивающий и познавательный потенциал и является средством развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников; • Не требует больших материальных затрат и специального обучения педагогов; • Посткроссинг как инновационная деятельность универсален, и его можно внедрить в образовательном учреждении любого типа и вида.
Посткроссинг как инновационная деятельность является востребованным как среди воспитанников, так и среди педагогов и родителей. В наши дальнейшие планы входит установление контактов с детскими садами не только из других городов России, но и с ближним, и с дальним зарубежьем.
Я уверена, что со временем еще больше детских садов присоединится к этой интересной акции – «Посткроссинг».
Литература:
https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-mezhdunarodnogo-proekta-postkrosing-v-resheni-zadach-patrioticheskogo-i-poznavatelnogo-razvitija-doshkolnikov.html
Интернет ресурсы.