8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Практика реализации Программы воспитания. Модуль «Работа с семьями школьников»

Автор: Сафронова Татьяна Илларионовна

В 2019 году Институтом стратегии развития образования Российской академии образования в рамках государственного задания была разработана Примерная программа воспитания. Она призвана помочь педагогам выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. Нашей школе был присвоен статус федеральной опытно-экспериментальной площадки Института по апробации и внедрению программы воспитания. В Методических рекомендациях было особо указано на тот факт, что нужно систематизировать всю уже имеющуюся в школе практику воспитания, выделив в ней смысловые блоки, сгруппировав различные формы работы с детьми, упорядочив их относительно цели и задач школы. То есть мы понимали, что создаем рабочий, готовый для последующей корректировки в соответствии с новыми условиями документ. Наша программа была признана одной из лучших в Хабаровском крае, поскольку документ мы создавали конкретно под условия нашей школы с учетом уже сложившейся системы воспитательной работы

Программа была нами разработана, утверждена на заседании педагогического совета и сегодня является действующим инструментом воспитательного процесса, поскольку в программе были определены задачи воспитания и модули, которые необходимо реализовать в школе, исходя из анализа воспитательного процесса, изменений  ФГОС общего образования по вопросам воспитания обучающихся, изменений в закон «Об образовании Российской Федерации».

Одним из таких модулей является «Работа с семьями школьников». В разработке данного модуля принимали участие представители Совета родителей школы.

Виды и формы работы, реализуемые в этом модуле, позволяют родителям почувствовать себя реальными участниками образовательного процесса и обеспечивают воспитательно-образовательный эффект.

Индивидуальные формы работы имеют не только профилактическую направленность, но и нацелены на работу с родителями одаренных детей (консультирование, психологическая поддержка, мотивационные беседы).

В рамках реализации данного модуля и в целях укрепления и развития сотрудничества школы и семьи, привлечения родителей к управлению и поддержке воспитательного процесса в школе ежегодно проводится комплекс мероприятий.  

Например, в прошлом году в онлайн режиме состоялось общешкольное родительское собрание «Семья и школа: детство без угроз – в школе, дома и на улице».

Для информирования родителей по вопросам деятельности школы в условиях пандемии и организации горячего питания в школе работала площадка для участия в краевом родительском собрании онлайн,  155 родителей приняли участие в собрании из дома.

В таком же формате 15 родителей приняли участие в краевом родительском собрании, посвященном знакомству с порталом «Профиполис27».

Активно родители принимают участие в деловой игре «Я решаю ВПР» и участвуют в краевой акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями»

Одна из интересных форм нашей работы – ежегодные собрания-экскурсии для родителей будущих первоклассников, на которых они знакомятся не только со школой, но и с Уставом учреждения, Положениями и правилами.

Мы вводим активные формы работы (пример —  прошлогоднее собрание «Современный подросток: кто он?»), когда родители становятся не только слушателями, но и активными участниками в решении педагогических ситуаций.

Работаем в первую очередь «по запросу». В прошлом году появился новый формат работы с родителями, продиктованный временем: консультация в прямом эфире Инстаграм по вопросам прав ребенка и его безопасности при участии школьного социального педагога, педагога-психолога и инспектора ПДН.  Ну и, конечно, любой классный руководитель и учитель-предметник готовы оказать педагогическую помощь родителям.

 Большая работа ведется в школе по направлению «Пропаганда положительного опыта семейного воспитания». Поэтому наши родители активно принимают участие во всевозможных семейных конкурсах, например, в конкурсе на лучшую семейную фотографию «Три поколения» приняли участие 49 семей, трое стали победителями и призерами муниципального этапа конкурса.

Немаловажным опытом семейного воспитания является совместное чтение книг. Поэтому в школе традиционным стал конкурс «Мама, папа, я – читающая семья».

Традиционный концерт, посвященный Дню матери, не смогла отменить в прошлом году даже пандемия. Просто он приобрел новую форму: номера и ведущие были отсняты на видео и в видеоформате выложен на школьный канал Youtube. Исходя из анализа контента, родители остались довольны.

Семейные спортивные игры — одно из самых зрелищных и захватывающих мероприятий. В школе ежегодно проводится праздник: «Папа, мама, я — спортивная семья», семья – победитель которого становится участником районного конкурса «Семья года», в школе имеется опыт победы не только в муниципальном, но и в краевом этапе данного конкурса.

В рамках профориентационной работы родители только в прошлом учебном году организовали и провели 10 мастер-классов различной направленности и 5 профориентационных бесед. Это очень важно, так как позиция родных и близких, их реальная помощь или противодействие оказывают сильнейшее воздействие на самоопределение подростков. Поэтому организация сотрудничества с родителями является важным условием повышения эффективности профориентационной работы.

В школе организована работа Совета родителей, который собирается по мере необходимости. Например, именно Советом родителей был инициирован и проведен конкурс «Я талантлив» среди учащихся школы.

Родители выпускников вместе с детьми принимают участие в акции «Доброе дело для школы» и всегда с удовольствием выступают с творческим номером на выпускных вечерах, поздравляя педагогов и детей

Активное участие принимают родители в работе комиссии родительского контроля (плановые и внеплановые проверки организации горячего питания)

Мы очень гордимся нашими родителями и уже на протяжении ряда лет при содействии школы наиболее активные родители награждаются краевым Почетным знаком «Родительская слава», медалями «Материнская слава», «За любовь и верность», благодарностями Министерства образования и науки Хабаровского края, грамотами Управления образования.

Реализация модуля «Работа с родителями школьников» является приоритетным направлением в воспитательном процессе и приносит свои положительные результаты.

По итогам прошлого учебного года активная вовлеченность родителей в образовательный процесс повысилась до  32%; повышается уровень правовой и педагогической культуры родителей. Формируются практические умения родителей в воспитании, что приводит к созданию комфортных условий для оптимального развития детей, в том числе одаренных.

Количество обучающихся, состоящих на внутришкольном учете снизилось на 40%, на профилактическом учете ПДН – на 50%.

Количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними школы, снизилось на 75%.

×
×