Автор: Андрей Борисович Новиков
Дистанционное образование, современная образовательная технология.
Distance education, modern educational technology.
Новиков Андрей Борисович Novikov Andrey Borisovich Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Олекминский техникум» State Educational Institution of the Republic of Sakha (Yakutia) Olekminsky technical school Россия, Республика Саха (Якутия), г. Олекминск Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Olekminsk Преподаватель специальных дисциплин, тел. 89841174678, novikov_olekminsk@mail .ru
|
|
Аннотация: Современные тенденции общемирового развития характеризуются высокими темпами жизни, работы и обучения. Чтобы соответствовать новым требованиям, современное образование должно быть, прежде всего, доступным, основываться на применении гибких, электронных моделей обучения, использующих инновационные методы и технологии.
Дистанционное образование — это образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров, телекоммуникационных технологий и средств. Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя.
Abstract: Modern trends in global development are characterized by high rates of life, work and learning. In order to meet the new requirements, modern education must be, first of all, accessible, based on the use of flexible, electronic learning models using innovative methods and technologies. Distance education is education that is fully or partially carried out with the help of computers, telecommunication technologies and means. Distance learning technologies are technologies implemented mainly with the use of information and telecommunication technologies with indirect (at a distance) or not completely mediated interaction between the student and the teacher.
Ключевые слова: Модернизация системы профессионального образования, дистанционное образование, дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, система дистанционного обучения.
Keywords: Modernization of the vocational education system, distance education, distance education technologies, distance learning, distance learning system.
Модернизация системы профессионального образования является необходимым условием для динамичного роста и социального развития общества. В условиях формирования инновационной экономики к системе профессионального образования предъявляют такие требования, как постоянное обновление технологий, ускоренное освоение инноваций, быстрая адаптация к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.
Современные тенденции общемирового развития характеризуются высокими темпами жизни, работы и обучения. Чтобы соответствовать новым требованиям, современное образование должно быть, прежде всего, доступным, основываться на применении гибких, электронных моделей обучения, использующих инновационные методы и технологии.
Согласно Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции федеральной целевой программы «Развитие образования» на 2019-2025 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26.12.2017г. №1642, «Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816, активное внедрение различных форм предоставления услуг образовательными организациями может обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала. В связи с этим активно развиваются инновационные образовательные модели, среди которых наиболее востребованной является дистанционное образование.
Дистанционное образование — это образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров, телекоммуникационных технологий и средств. Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя.
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством
Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования. В конце XIX века появился прародитель дистанционного образования — «корреспондентское» обучение. Теперь студент мог посылать учителю свои письменные работы, получать по почте комментарии преподавателя и новую порцию учебников. Эти изменения произошли благодаря появлению регулярной почтовой связи. Такой способ обучения очень понравился тем, кто жил вдали от крупных городов и не мог обучаться в обычных заведениях, для многих людей тогда это было единственной возможностью получить серьезное образование.
Система дистанционного образования развивалась в России в два этапа:
— Первый пришёлся на 20-е – 90-е годы прошлого века. Выражался он в заочной форме образования, которую тогда практиковал едва ли не каждый ВУЗ. Студенты самостоятельно изучали заданный объём дисциплин и, в назначенный срок, приезжали н сдачу сессии. В начале 90-х годов прошлого века, прорыв в системе информационных технологий позволил заочной форме образования перейти в качественно новый формат обмена информацией;
— Второй развития дистанционного образования в России – эпоха web’а.
Датой официального развития дистанционного обучения в России, можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
Главными факторами для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств. Это в первую очередь компьютерные и информационные технологии; спутниковые системы связи; учебное телевидение; массовое подключение к информационным системам; распространение компьютерных учебных программам и т.д. В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делает дистанционное обучение ещё более простым, а его распространение более быстрым. Интернет стал огромным прорывом, появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого обучающегося, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать онлайн-семинары для обучения.
В настоящее время современный человек, если, конечно, он желает всегда быть востребованным на рынке труда, оставаться грамотным и эрудированным специалистом, крепким профессионалом, вынужден учиться практически непрерывно. Жизнь меняется стремительно, процессы, происходящие в обществе каждый день, технический прогресс, научные открытия совершают переворот и модернизируют действительность. Приходится подстраиваться и идти в ногу со временем. Оптимальным решением здесь выступает удаленный формат дистанционного обучения.
Традиционное классическое образование имеет ряд жестких ограничений. Как ни крути, оно подразумевает личное присутствие обучающегося на лекциях и экзаменах. Даже если он выбираете заочный формат, тем не менее, иногда ему придется наведываться в учебное заведение, прослушивать информацию от преподавателей, сдавать отчетности. Дистанционное же обучение предоставляет уникальную возможность учиться, даже если он живете в удаленных районах, или проходите службу в вооруженных силах, находитесь в декрете, имеете ограничения по состоянию здоровья. Все существующие раньше преграды рушатся, потребуется только желание и выход в сеть Интернет с любого удобного устройства.
Качество обучения связано только с его желанием и усердием. Процесс протекает полностью самостоятельно и будет зависеть, насколько он овладеете теми или иными знаниями. Учеба полностью курируется организацией, куда он обратился за получением данной услуги, его никто не бросит на произвол судьбы. Таким образом, у молодых людей появляется прекрасная возможность совмещать учебу с основной деятельностью, работой, деловыми поездками, путешествиями. Кроме того, они могут и учиться, и сразу же применять на практике полученные знания.
По определению, данным О. Околеловым, дистанционное обучение является новым методом дидактики, основу которого составляют специальные компьютерные технологии, обеспечивающие обучение студента в рамках учебной дисциплины по индивидуальным оптимальным программам с управлением процессом обучение.
Основными целями дистанционного обучения являются:
— профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
— повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
— подготовка обучающихся по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
— подготовка к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
— углубленное изучение программного материала;
— ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках по определенным предметам;
— изучение программы обучающимися, не имеющими возможности по разным причинам посещать учебное заведение вообще или в течение какого-то отрезка времени;
— дополнительное образование по интересам.
Задачи же, в отличие от целей, решаются по мере их внедрения. Очередность решения задач определяется целью внедрения, существующей инфраструктурой, оборудованием и бюджетом.
Принципы дистанционного обучения – это определенная система основных дидактических и других требований к процессу проектирования и обучения в системе дистанционного обучения, которая и должна формироваться с учетом этих требований. Система дистанционного обучения базируется на общедидактических принципах:
— соответствие дидактического процесса закономерностям учения;
— ведущая роль теоретических знаний;
— единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
— стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;
— соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;
— сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучения;
— сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;
— системность и последовательность в обучении;
— доступность;
— прочность овладения содержанием обучения;
Наиболее значимыми принципами применительно к дистанционному обучению являются следующие:
— гуманистический принцип: направленность обучения и образовательного процесса на личность; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, соответствующими избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств.
— принцип целесообразности применения новых информационных технологий: новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.
— принцип безопасности включает широкий спектр мероприятий, касающихся защиты секретной информации, распространения ложной информации, исключения недобросовестности и фальсификации обучения и другие;
— принцип опережающего образования заключается не только в передаче новому поколению уже накопленного научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптировать в быстро меняющемся мире.
— принцип стартового уровня образования: эффективное обучение требует определенного начального набора знаний, умений, навыков.
— принцип выбора содержания образования: содержание в дистанционном обучении должно соответствовать нормативным требованиям государственного стандарта РФ.
Дистанционное обучение будет эффективным только при строгом выполнении следующих условий:
— Подготовленной в полном объеме и с высочайшим качеством учебно-методической базы, доступной каждому участнику образовательного процесса — как педагогу, так и обучаемому;
— Четким и грамотным сочетанием дистанционных и контактных форм обучения;
— Оперативным контролем качества усвоения студентом учебного материала (при строгом соблюдении технологии обучения педагогом);
— Правильной организацией сертификации знаний для каждой ступени дистанционного обучения;
— Индивидуальным выбором и заинтересованностью именно этой технологией обучения всеми участниками образовательного процесса.
Формы дистанционного обучения:
— Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату;
— Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины»;
— Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты.
Преимущества дистанционной формы обучения очевидны:
— внедрение и реализация личностно-ориентированного обучения и компетентностного подхода в образовании;
— гибкость и доступность, т.е. возможность получать образование для всех категорий населения;
— совмещение образовательной и профессиональной деятельности, а также возможность параллельного обучения в различных профессиональных образовательных организациях;
— развитие и воспитание личности посредством активных педагогических методов самореализации студента;
— формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы;
— снижение затрат на подготовку специалиста.
Кроме преимуществ, у дистанционного образования есть ряд недостатков:
— Отсутствие личного контакта с преподавателем. Исчезает эмоциональная составляющая, уже невозможен индивидуальный подход и т. д. Передача знаний уже безличностна;
— Мотивация и самоконтроль. В домашней обстановке легко расслабиться, прежний запал перегорает и студент теряет интерес к учёбе. Нужно иметь жёсткую самодисциплину и сильную мотивацию, что бы обучаться самостоятельно и без постоянного контроля. А на такое способен далеко не каждый;
— Нехватка практики. К сожалению, “удалённый студент” зачастую лишён регулярных практических занятий, что не идёт на пользу качеству получаемого образования;
— Техническая зависимость. Для постоянного доступа к источнику знаний, учащийся должен быть хорошо оснащён технически. Как минимум надо иметь ноутбук и доступ в интернет. К сожалению, это не все могут себе позволить. Если же обучающийся где – то в отъезде и получаете образование одновременно, то он серьёзно зависите от точек Wi-Fi, флеш-модемов и т.п.;
— Кадровая проблема. Прежде всего, необходимо обучить преподавателей работе с системой дистанционного обучения. Причем не только технически, но и психологически, чтобы подготовить их к некой обезличенной форме взаимодействия с обучающим. Каждый педагог должен регулярно находиться в онлайновом режиме, чтобы консультировать своих подопечных и общаться с ними.
И все же, очевидное достоинство дистанционного образования заключается в том, что оно позволяет построить практически для каждого обучающегося свою индивидуальную траекторию образования, успешно пройти ее, обращаясь к созданной информационной среде, удовлетворить свои личные потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортно.
Дистанционное образование активно внедряют профессиональные образовательные организации, на очной и заочной формах обучения, курсах повышения квалификации и переподготовки кадров, реализуя концепцию непрерывного профессионального образования. Более того, есть возможность обучаться сразу по нескольким направлениям, освоить одномоментно не одну специальность. Эта форма обучения удобна для людей с ограниченными возможностями здоровья, для людей, не имеющих возможности покинуть место жительства или работу. Категория людей с ограниченными возможностями всегда имела низкий шанс получить нормальное образование, но с приходом данной технологии ситуация кардинально изменилась, и теперь они могут его получать на том же уровне, что и остальные.
В период пандемии COVID-19, в связи с введением ограничительных мер и режима самоизоляции по России, в сложившейся ситуации, связанной с высоким риском заражения коронавирусом, единственно возможным и адекватным был временный полный переход на дистанционное обучение. В марте 2020 года Министерство просвещения Российской Федерации разработало, опубликовало и направило в регионы методические рекомендации по организации дистанционного обучения.
Таким образом, дистанционное обучение это важное и значимое направление, которое усиленно развивается и должно реализоваться в системе образования. Время экспериментов ещё не прошло – появляются новые технологии, методы, программы и инструменты.
Развитие дистанционного обучения, неразрывно связанное с прогрессом информационных и коммуникационных технологий, является прямым следствием возникновения новых образовательных потребностей общества и требований к профессиональным компетенциям выпускников.
Список использованных источников:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 17 февраля 2021 г.)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
3. Интернет-источник: Половнев П.А., Половнева Я.Е. «Дистанционное обучение в профессиональном образовании». https://scipress.ru/pedagogy/articles/distantsionnoe-obuchenie-v-professionalnom-obrazovanii.html.
4. Интернет – источник: Козлова Е.И. «Дистанционное обучение в профессиональном образовании: проблемы и перспективы в реализации». https://infourok.ru/distancionnoe-obuchenie-v-professionalnom-obrazovanii-problemi-i-perspektivi-realizacii-706788.html.
5. Глобальная сеть дистанционного образования [Электронный ресурс]: путеводитель в области знаний о дистанционном образовании, созданный для того, чтобы помочь всем, кого интересует дистанционное образование как один из путей социального и индивидуального развития. – http://www.gdenet.ru/russia/.
6. Интернет – источник: Особенности применения технологий дистанционного обучения в профессиональном образовании. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00626504_0.html
7. Интернет – источник: Лагуткина О.А. «Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования». https://multiurok.ru/files/distantsionnoie-obuchieniie-v-sistiemie-sriedniegh.html
8. Материал из Википедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/