Автор: Шакирова Иркя Хамбаловна
Творчество, как средство развития личности детей дошкольного возраста
Творчество — это мыслительная и продуктивная деятельность, в результате которой появляются новые уникальные идеи, художественные произведения или технические изобретения.
По данным научных исследований, именно дошкольный период в большой степени определяет формирование творческих способностей ребёнка.
Цели занятий по творческому развитию — помочь ребенку раскрыть внутренний потенциал, способствовать становлению неординарной, разносторонне развитой, гармоничной личности.
Задачи творческих занятий:
- познакомить с разнообразными видами творческой деятельности, привить вкус к таким занятиям;
- развивать навык комбинирования элементов и нестандартное мышление, формировать умение решать творческие задачи, используя новые выразительные средства;
- способствовать развитию интуиции, яркой фантазии, стимулировать полёт воображения;
- развивать инициативность, самоорганизацию и смелость;
- формировать умение преодолевать стрессовые состояния путём трансформации болезненных переживаний в созидательную деятельность: создание картин, музыкальную или театральную импровизацию, стихосложение, дизайн интерьера и т. д.;
Примеры использования техник нетрадиционного рисования для развития детского творчества:
- Кляксография — выдувание с помощью трубочки из капельки краски непредсказуемых по конфигурации клякс и домысливание воображаемого образа или даже целого сюжета с дальнейшей прорисовкой, например, цветочной поляны или графических очертаний осеннего дерева.
- Граттаж — ребёнок познакомится с искусством гравюры, процарапывая заострённым концом инструмента контрастные контуры графического изображения по загрунтованной тёмной гуашью или тушью поверхности на восковой основе. Наносить восковой слой можно с помощью цветных восковых карандашей, тогда гравюра получится цветная, например, изображение праздничного салюта или звёздных просторов космоса.
- Рисование по ткани — декоративное раскрашивание ткани, которое опирается на фантазию и пространственное мышление ребёнка.
- Квиллинг — создание ярких аппликаций на основе конструирования из спиралевидных деталей (модулей).
- Декоративое рисование — фантазия и воображение пригодятся в процессе придумывания абстрактных геометрических узоров и ритмических цветочных композиций для украшения посуды или предметов одежды.
Использование разных способов рисования дарят ребенку радость творчества, осознание авторского голоса. При этом дети могут быть не только разного возраста, но и иметь разные стартовые способности. Дошкольник – прирожденный исследователь. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в творческих поисках.
Можно использовать старые обои, крупные куски картона. И на участке появилась дорожка с рисунками детей. В своей деятельности дети используют ватные палочки, перья, зубные щетки ,пластилин, остатки самоклеющей бумаги, фигурки для печатания и вот получилась интересная необычная страна. Затем дети обыгрывают то, что нарисовали. Получилась интересная сказка! Движениями дети изображают животных и птиц, мимикой – добро и зло. Можно сделать из картона домики и украсить рисунками. Получилась необычная игра – импровизация, которую мы придумали с детьми вместе. Такие игры развивают фантазию и творчество детей, их артистические способности, пластику.
А вы пробовали рисовать водой, добавляя краски? Фантазия детей безгранична. Брызгались водой из пластиковых бутылочек и вдруг… дети стали рисовать круги, овалы, простые формы, которые перешли в более сложные изображения: птиц, зверей, людей, машин и т.д. Но вода на асфальте быстро высыхает и рисунок исчезает. Решили в воду добавить краску. И вот рисунок стал разноцветным и дольше сохранился.
Играем на асфальте, а солнце отбрасывает тени. Они особенно хорошо видны в солнечный летний день. Мы не обращаем на тень внимания, она серая и незаметная, всегда рядом с тобой, то впереди, то сзади, то сбоку. Но ведь и с ней можно играть! Сделать её яркой, веселой, озорной!
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что творчество влияет на формирование личности ребенка и тесно связано с развитием как воображение, восприятие, мышление. В основе самостоятельного творчества ребенка лежит экспериментирование и поисковая деятельность, которые направлены на преодоление проблемных ситуаций. Художественное творчество в дошкольном возрасте – создание ребенком субъективно нового, значимого для него продукта.
Но для реализации творческих возможностей детей необходимо создать материальную базу, специальные условия, развивающую предметно – пространственную среду. Ребенок должен почувствовать значимость, уникальность своих и чужих творческих свершений. При правильном, чутком руководстве творческая деятельность детей может дать новые, высокие результаты.