Автор: Александра Павловна Мухаметшина
План по самообразованию
педагога — психолога Мухаметшина Александра Павловна
на 2021 – 2022 учебный год
Тема самообразования:
«Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы
Агрессивное поведение детей является одной из наиболее острых проблем в современном обществе. Проявление агрессии у детей в дошкольном возрасте все больше волнует родителей, воспитателей, педагогов – психологов.
В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализации личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Агрессивные проявления часто приводят к нарушению психологического комфорта в группе детского сада, создают дополнительные трудности в работе педагогов.
В настоящее время среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей в возрасте от 5 до 7 лет являются причинами многочисленных запросов к педагогу — психологу воспитателей, родителей и администрации дошкольного учреждения.
В нашей образовательной организации за последние три года тема агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста составила около 40% от общего числам различных запросов к педагогу – психологу со стороны воспитателей и родителей и касалась в среднем около 15% воспитанников.
В связи с важностью гуманизации системы образования, важной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, формирование навыков решения конфликтных ситуаций социально приемлемым способом.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является повышение профессионального уровня по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Задачи самообразования:
1. Актуализировать знания по данной проблеме.
2. Изучить литературу по проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.
4. Овладеть новыми психолого-педагогическими технологиями и методиками, нацеленными на снижения уровня агрессивного поведения детей.
5. Подобрать диагностику на выявление уровня агрессивного поведения детей
6. Разработать коррекционно-развивающую программу по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей.
7. Отработать механизм взаимодействия по данной проблеме с педагогами и родителями.
Начало работы над темой: ноябрь 2019 год.
Окончание работы над темой: май 2020 год.
Предполагаемый результат, после проведенной работы: владение психолого — педагогическими технологиями по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, разработка программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Основные этапы и направления работы по самообразованию
№ |
Этапы |
Планируемые мероприятия/работы по самообразованию |
Сроки |
1. |
Подготовительный этап |
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение имеющегося опыта, в том числе практического характера. 2. Подбор диагностик, для определения уровня агрессивности воспитанников детского сада. |
В течение года 2019-2020 года |
2. |
Диагностический этап |
Определение уровня агрессивного поведения воспитанников детского сада с помощью подобранных диагностик. |
В течение года 2019-2020 года |
3. |
Прогностический этап |
1.Определение целей и задач работы над темой. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. |
В течение года 2019-2020 года |
4. |
Практический |
1.Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4.Корректировка работы. |
В течение года 2019-2020 года |
5. |
Обобщающий этап |
1.Подведение итогов работы. 2.Оформление результатов работы по теме самообразования. 3.Представление материалов. |
В течение года 2019-2020 года |
6. |
Внедренческий этап |
1. Внедрение полученного опыта в деятельность, реализация технологий и программ по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей. 2.Распространение своего опыта по данной теме. |
В ходе дальнейшей психолого- педагогической деятельности |
7. |
Аналитический этап |
Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования. |
ЛИТЕРАТУРА
. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 1987. -144 с.
2. Берковиц Э. Агрессия: причины, последствия, контроль. — СПб.: Прайм-Еврознак,2002. -512 с.
3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. Пер. С нем. – М.: Педагогика, 1991. -321 с.
4. Запорожец А.В.Эмоциональное развитие дошкольника. -М.: Просвещение, 1985. -135 с.
5. Захаров В.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / Под ред. Кошелевой А.Д.-М.: Просвещение,1993. -115 с.
6. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. -СПб.: Речь, 2002. -86 с.
7.Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. -М.: Просвещение, 1995. — 240 с.
8. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. — М.: Гном- Пресс, ГНОМ и Д, 2005. -160с.
9. Панфилова М.А. Марсиане: игровой комплекс для агрессивных детей и подростков // Школьный психолог. -2001. — №18. — С.45.
10.Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: Владос, 1990.- 127 с.
11.Шиманская М.А. Агрессивный ребёнок: кто он и как ему помочь? // Дошкольная педагогика. — 2005.