8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Интегрированный урок-семинар «Вода жизни» на пути постижения учениками сокровенного смысла ключевых слов темы «вода», «влага», «волокна», «благо»

Автор: Белова Наталья Николаевна

Интегрированный урок-семинар «Вода жизни» на пути

постижения учениками

сокровенного смысла ключевых слов темы

«вода», «влага», «волокна», «благо»

(опыт использования корнесловного смыслового толкования)

 

Быть в культуре – значит вступить

в общение с прошлым и будущим,

с другими культурными космосами,

 подняться над собственным ограниченным бытиём.

 Жан-Поль Сартр 

 

                        Аннотационные материалы к уроку

Цель работы учителя на уроке, применяющего корнесловно-смысловой подход, — познакомить каждого ученика с толкованием ключевого слова изучаемого текста, затем — с его сокровенным смыслом и далее — помочь школьнику присвоить слово как понятие в свете открывшегося смысла. По мере такой системной работы ученик может обрести опору в своем личностном духовном становлении, а также у него будет сформирована культурологическая компетенция.

одного агрегатного состояния в другое. Неиссякаемость жизни (от «сечь» – разделять; неиссякаемость — неразделимость). Жидкость – жизнь; твердь – творчество, пар – воспарение. (Ключевые слова: твердь, жидкость, пар).

Биология. Условие жизни в природе — вода и свет: фотосинтез. Влага – благо (б//в в приставке). (Ключевые слова: жизнь, вода, свет, благо, фото, синтез). В живой природе повторяемы циклы: жизнь – смерть – жизнь.

Химия. Память – свойство живого. Жидкость и жизнь – слова однокоренные. Свойство воды сохранять память – нести информацию. Ответственность человека за произносимое слово. Объединение молекул в кластеры. Вода – ее волокна, соединения. Соединение всего живущего. Единство противоположностей – свойство воды – текучесть при жесткой связи атомов. Эта жесткая, устойчивая форма обеспечивает надежность связей атомов. Молекула воды шестигранная – два треугольника. Смеси, взвеси, растворы. Творчество. Возможности очищения воды: чистота – загрязненность – чистота. (Ключевые слова: память, жизнь, чистота, соединение, жесткий, устойчивый, вещество, связь, язык. Растворение – разделение; сотворение — соединение).

Математика. Совершенство снежинки: жизнь – смерть – жизнь. В основе снежинки – два треугольника. Образ угла-вершины олицетворяет связь со стремлением к совершенству.

География – круговорот воды в природе. Океаны, моря, озера, реки и суша. Обусловленность степени плодоносности почвы от освещения и влажности. В тундре – втуне лежащей – переизбыток влаги, в пустыне ее недостаток – скорблость земной коры. Условия плодоношения: соразмерное наличие света и воды. (Ключевые слова: свет, влага, почва, плод).

Русский язык. Литература. Очищающая, благая сила слова. Ключевые слова: жидкость – жизнь. Твердь – творчество. Влага – благо. Дар — благодать – благодарность.

Если соединить эти ключевые слова в единый текст, он может быть таким: «Нисходящая от Творца благодать – это чистота и совершенство света и влаги — воды, утоляющей жажду и очищающей, дарующей жизнь, хранящей память, надежно связующей воедино».

 

                   

Физика – три агрегатных состояния воды. Очищение воды при переходе из

Этимологическая справка:

Влага (Волга)Это слово в древности имело вид волога, созвучно «волокна» (то, что соединяет, цепи мироздания) – благо (положительная оценка). Слово «Волога» — ближайшая этимология: «жидкость, жидкий жир как приправа; кушанье» (Кирша Данилов), «вареная говядина, рыба и вообще приправа к щам, ухе, а также вареная жидкая пища», арханг. (Подв.), «приправа к еде», олонецк. (Кулик.), укр. Волога «жирная жидкость», др.-русск. Волога «похлебка, пища» и др. (Домостр. К. 45 и сл.), ст.-слав. влага Not…a (Супр.), болг. Влага, сербохорв. вла? га, словен. vlaga, чеш. vlaha, слвц. vlaha, в.-луж. wљoha, н.-луж. wљoga.

Благо — от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. *бологъ, ст.-слав. благъ, русск. благо, благой (церк.-слав. заимств.), укр. бо́лого, болг. благо́ «еда, запретная во время поста», сербохорв. бла̑г «благой, хороший», бла̑го «имущество; деньги; домашний скот», словенск. blȃg «благородный», blagȏ «имущество; скот», чешск. blahý «блаженный», blaho, blaze «хорошо», польск. błogi «блаженный, приятный», н.-луж. błožki «блаженный». Вероятно, родственно авест. bǝrǝǰayeiti «призывает, поклоняется», bǝrǝẋđa- «желанный, дорогой, ценный», bǝrǝg- ж. «религиозный обычай, обряд», др.-инд. bŕ̥haspátiḥ «господин молитвы». Следует отказаться ввиду фонетических трудностей также от сопоставления бо́лого и большо́й, ст.-слав. болии. Если бы можно было предположить для слав. *bolgъ знач. «прекрасный, лучезарный», то мы могли бы допустить родство с лат. fulgor «блеск, сверкание, сияние», flagrō«горю, пылаю, накаляюсь», которое сопоставляется с др.-инд. bhárgas «лучезарный блеск», bhŕ̥gavas мн. «полубожества — воплощения молнии», греч. φλέγω «горю». Использованы данные словаря М. Фасмера

Ключевые слова семинара: «влага» («Волга») – «волокна» – «благо» (положительная оценка). В ходе анализа выявляется ключевая идея: все взаимосвязано, причем «узы мира» выходят именно из водной стихии, причем они несут печать благодати как пища для тела и души.

 

В итоге, посредством корнеслова дети открывают основной закон мироздания (все, в том числе и Человек, его внутренний мир, внешнее содержание, — живет по единым законам «связей»), данный свыше (так как Слово – это, что идет от Бога («Сначала было Слово»)), а значит, имеет нравственное начало.

 

Цель урока-семинара «Вода жизни» была достигнута:

1. от образа воды (чувственного), от смысла слова поверхностного к  «знаку – живому образу представления» (по В.В. Семенцову).

2. к смыслу слова сущностному или духовному.

Образно говоря, подготовка и проведение семинара соответствовали… трем агрегатным состояниям воды: жидкому (изначальное творчество), твердому (обретение знаний), и … парообразному (от – воспарить – итоговое творчество). Но не газообразному, так как газ – от слова «хаос» (в 18 веке введено голландским химиком Гельмонтом) — «газообразное» — это термин исключительно научный.

Примеры рефлексии:

Ярослав (7кл.): «Сверкает вдали, разлившись по воле вода… Вода – это Божья благодать, потому что вода дает жизнь: без нее мы можем пропасть. Еще у слова «благодать» (б+лаг+о) есть однокоренное слово «влага»: в+лаг+а. Исторически слово «влага» родственно «ложбина». Здесь чередуются б//в в приставке. Еще одно однокоренное слово – «волокно». То есть вода связывает все живое.

Поэты подтверждают жизненную важность воды в стихах:

…С небес нисходит жизни влага,

Лишь незаслуженное благо… (А.А. Фет)

Вода дает жизнь всему. Вода – символ красоты и жизни!

«Сверкает вдали, разлившись по воле вода… Вода – это Божья благодать, потому что вода дает жизнь: без нее мы можем пропасть. Еще у слова «благодать» (б+лаг+о) есть однокоренное слово «влага»: в+лаг+а. Исторически слово «влага» родственно «ложбина». Здесь чередуются б//в в приставке. Еще одно однокоренное слово – «волокно». То есть вода связывает все живое.

Поэты подтверждают жизненную важность воды в стихах:

…С небес нисходит жизни влага,

Лишь незаслуженное благо… (А.А.Фет)

Вода дает жизнь всему. Вода – символ красоты и жизни! (Ярослав. 7 кл.)

Многие образы в работах связаны со святыми словами «благо» и «жизнь»:

«У людей не существует единого понятия о благодати… Но человек ее все-таки изредка испытывает. Творения человека не всегда могут даровать благодать. Истинную благодать можно получить только добившись единства с природой, с миром… Я пережила это состояние, когда ездила в детский лагерь. Тогда я очень часто гуляла по соседней деревне, по ее окрестностям, по почти не тронутой человеком природе. Каждый раз, возвращаясь с прогулки, я ощущала прекрасное, неописуемое чувство… Чувство счастья, чувство, о котором я всегда мечтала…

(Ульяна. 6 кл.)

 

×
×