8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста

Автор: Гаврилова Ольга Алексеевна, Полякова Марина Геннадьевна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;}

Сообщение из опыта работы: Формирование культуры безопасного поведения детей младшего возраста»

 Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Определить правильно или неправильно ведет себя человек, в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, затем следить за их выполнением.

Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение или пример взрослых в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у младших дошкольников самостоятельности и ответственности, несмотря на то, что они пока еще и маленькие.

Работа по формированию основ безопасности начинается с момента поступления детей в дошкольное учреждение. Основная образовательная программа нашего учреждения основывается на программе «От рождения до школы» под редакцией Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, поэтому уже со второй младшей группы мы знакомим детей с навыками безопасного поведения.

В период адаптации детей к новым условиям, важно объяснить младшим дошкольникам, как нужно вести себя в группе: в процессе игровой деятельности необходимо приучать детей к соблюдению элементарных правил. Не отнимать друг у друга игрушки, не толкать друг друга, не мешать, не ломать чужие постройки из конструкторов, а главное – не драться, дабы не причинить друг другу увечья. Ежедневно мы проводим тематические беседы с детьми на такие темы как: «Мы пришли в детский сад», «Давайте знакомиться», «Правила поведения в нашей группе», «Можно – нельзя» и т.д.  Обычно такие беседы проводятся в утренний отрезок времени перед приемом пищи, а также сразу после возникновения ссор между детьми и проблемных ситуаций.   

Наша задача, помочь детям научиться свободно ориентироваться в помещениях детского сада и на прогулочном участке. Так, в нашем ДОУ младшая группа находится на первом этаже, а на втором этаже находятся спортивный и музыкальный залы. Сначала мы совершаем с ребятами экскурсию в залы, объясняем детям, что надо осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; аккуратно закрывать и открывать дверь, держась за дверную ручку. В спортивном зале инструктор по физической культуре объясняет детям правила безопасного нахождения и поведения.

На прогулке дети узнают о том, что нельзя отходить от участка, где все гуляют, а в группе – нельзя выходить из помещения. И эти правила важно соблюдать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

  Большая роль в дошкольном учреждении отводиться формированию навыков безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом, с мелкими предметами: не брать их в рот, не бросаться песком, не засовывать предметы в нос, в ухо и т.д. В нашей группе есть центр игры с песком, а также дети охотно играют с кинетическим песком, возводят небольшие постройки, обыгрывают с помощью маленьких игрушек различные ситуации, сказки и т.д.

В процессе познания окружающего мира естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Поэтому мы формируем у него сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитываем готовность к эффективным, обоснованным действиям в опасных ситуациях  через различные формы работы с детьми: беседы: «Как избежать беды», «Осторожно, я кусаюсь?», «Один дома», «Опасные предметы и предметы помощники», «Дома и на улице», «ОБЖ: опасные предметы и явления»; чтение художественной литературы — русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята», «Гуси-Лебеди», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса», стихотворения С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Рассматривание иллюстраций из детских книг, альбомов, плакатов «Правила поведения при пожаре», «Правила дорожного движения», «Правила безопасности на улице и дома». Серия наглядно-дидактических пособий на такие темы как: «Безопасность дома и на улице: для самых маленьких», дидактический материал «Детская безопасность» И.А. Лыкова, В.А. Шипунова, дидактические «Правила личной безопасности», «Безопасное поведение на природе» способствуют активизации представлений детей.

  Дидактическая игра-лото «ОБЖ: экстренные ситуации» предназначена для детей в возрасте от 4-10 лет совершенствует знания детей по данной теме. Настольная игра для детей «ОБЖ: «Чтобы не попасть в беду» одна из любимых у ребят. Вместе с воспитателем ребята подбирают картинки соответствующим ситуациям и объясняют правила выбора данных картинок.

Во втором полугодии мы постепенно вводим игровые ситуации и ставим проблемы перед детьми: «Что будет, если случится…», «Почему так получилось?», «Почему заболела Маша?», «Что делать, если ты потерялся?».

В образовательной работе с дошкольниками мы используем элементы драматизации по мотивам русских народных сказок «Теремок», «Заюшкина избушка». Важно помнить следующее: ребёнок должен быть не пассивным слушателем всех проводимых мероприятий, а активным участником, только в этом случае знания станут умениями и навыками.    

 Но чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, надо осуществить их накопление, углубление и систематизацию. В игровой форме знакомим детей с правилами безопасного поведения в природе: не есть незнакомые ягоды, грибы, не рвать растения, не трогать животных.

Дети любят подвижную игру «Лохматый пес», в ходе которой мы еще раз напоминаем детям, что нельзя дразнить животных (собак) и объясняем, чем может все это закончиться.  

Игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту. Хорошим подспорьем в данной работе стало использование тематических карточек с изображением опасных и безопасных ситуаций: «Осторожно, горячо!», «Предметы опасные и безопасные».  

Известно, что дети любопытны от природы, часто хочется посмотреть и «помочь маме» погладить белье, просто замечательно жужжит фен и как же хочется подойти к газовой плите и выключить чайник, когда мама не слышит и не видит, как он кипит и свистит, а все это может причинить вред жизни и здоровью детей. Именно через систематические разъяснительные беседы с детьми и создание проблемных ситуаций можно добиться закрепления полученных знаний.

Особенное место занимает работа по формированию первичных представлений о безопасном поведении на дорогах. Малыш должен четко усвоить, что дорогу нужно переходить только вместе со взрослым, крепко держась за руку. Мы знакомим детей именно с тем видом транспорта, который присущ нашей местности (автобус, троллейбус, легковой и грузовой транспорт). Конечно, мы сейчас не совершаем экскурсий за территорию учреждения, но мы все равно проводим наблюдения за пассажирским транспортом и грузовым, используя интерактивные средства обучения: обучающие презентации, видеоролики, фрагменты мультфильмов.  А иногда на прогулке даже удается издалека увидеть грузовую машину, которая привезла продукты в детский сад.  Полученные знания закрепляются в дидактических играх «Найди свой цвет», «Хорошо и плохо», «Собери светофор».

В группе у нас есть замечательная раскладная тематическая ширма. Эта ширма используется во время обсуждений и бесед с детьми. Содержание ширмы следующее: «Улица города», включая проезжую часть, пешеходный переход, «Лес», «Сад и огород», «Магазин». Рассматривая содержание ширмы, дети обсуждают изображенные ситуации, разворачиваю игровые действия с мелкими атрибутами.

Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности, мы используем специально подобранные произведения художественной литературы. Ведь именно литература заставляет ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни. Хорошим вариантом является прочтение и обсуждение русских народных сказок и авторских с анализом поступков героев. После прочтения сказки «Колобок», и просмотра кукольного театра, был задан вопрос «Почему лиса съела колобка?». Надо отметить, что ребята выдвигали различные версии случившегося, но нам все же удалось подвести детей к правильному умозаключению о том, что нельзя убегать из дома.  Сказка «Гуси-лебеди» дала возможность доступно понять, что нужно слушаться взрослых, чтобы не попасть в неприятную историю. Сказки «Волк и семеро козлят», «Кот, петух, лиса и дрозд», «Заюшкина избушка» — учат детей правилам безопасного нахождения дома, а именно не открывать дверь незнакомым и не впускать никого в дом.      

Во время ознакомления с этими произведениями в качестве наглядного материала мы использовали пособие Лыковой И.А. «Несёт меня лиса» (беседы о безопасности по сюжетам сказок).

После такой проведенной систематической работы мы уже можем сделать выводы о том, что дети усвоили навыки безопасного поведения. На вопрос «кто такой незнакомец и как себя с ним вести?», ребята отвечают, что незнакомец – это тот, кого они не знают, кто не знаком с родителями и с этим человеком нельзя вступать в разговор и куда-либо ходить. Дети сами рассказывают, что опасно убегать от мамы или папы, потому что можно потеряться. И нам приятно, что дети, знают свои имена и фамилии, большинство детей знают имена и фамилии своих родителей.

  Как мы выяснили, у детей возникает тревога, когда идет речь о правилах поведения во время пожара, именно по вине самих детей, которые взяли спички и решили с ними поиграть.  Первоначально было сложно добиться от дошкольников ответов на вопросы по содержанию тематических картинок: так ребятам была непонятна картинка, где была изображена неприятная ситуация, в которой ребенок подавился мелким предметом и здесь мы напомнили детям сюжет сказки, где петушок подавился бобовым зернышком.      

Круг проблем, связанных с безопасностью детей, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по обучению детей основам безопасного поведения мы достигаем при тесном взаимодействии с родителями, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны закрепляться в семье. Через сотрудничество с семьей формируем у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.  Используем различные формы и виды работы с родителями: беседы на такие темы как: «К чему приводят шалости с огнем?», «Детский травматизм», «Осторожно, открытое окно!», «Убережем ребенка от беды». Кроме традиционных наглядных средств просвещения (буклетов, папок-передвижек, памяток), образовательные видеофильмы на темы соблюдения правил безопасности на дороге, в быту, на природе, ссылки, отправляем в родительский чат, размещаем на сайте ДОУ, в сети Instagram детского сада. Общение с родителями проходит посредством ZOOM – конференций. Совместная работа педагогов с родителями позволяет нам — педагогам лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также может подготовить ребенка к встрече с различными сложными ситуациями.

На этом работа не останавливается, мы планируем в дальнейшем усовершенствовать работу по данному направлению, содействовать между педагогами и родителями установке доброжелательных отношений с перспективой на дальнейшее деловое сотрудничество. Будем продолжать активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей ДОУ по формированию основ правил безопасной жизнедеятельности детей через анкетирование, беседы, родительские собрания, игры-тренинги, наглядные и интерактивные средства информации, мероприятия с привлечением сотрудников ДПС и МЧС (по возможности).

×
×