Автор: Кожевникова Анна Ивановна
Главная задача обучения и воспитания детей в детском саду мы знаем, что она направлена на всестороннее развитие ребенка. Одна из важнейших задач развития ребёнка — это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Наша задача — помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка.
Логика (от греческого слова логос) – слово, понятие, мысль, разум; связь, ход рассуждений, умозаключений; способность правильно мыслить.
Логическое мышление – последовательная цепочка мыслительных процессов, позволяющая проследить взаимосвязь между рассматриваемыми объектами. Эта интеллектуальная способность необходима человеку, чтобы анализировать и на практике применять полученные выводы. И одним из методов современных технологий являются блоки Золтана Дьенеша.
Блоки Дьенеша популярны во многих странах и применяются до сих пор в различных вариантах исполнения (объёмные, плоскостные) для развития детей и подготовки к школе.
Работая с блоками Дьенеша ,мы развиваем логическое мышление у ребенка в познавательной деятельности. Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований, поэтому она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.
Используя их, мы можем решить разные задачи и приемы, актуальные для разных групп:
· Образовательные:
o закреплять знания о ключевых геометрических фигурах;
o накапливать знания о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
o совершенствовать мыслительные операции: анализа и синтеза, классификации;
o формировать основы алгоритмического мышления.
· Развивающие: совершенствовать память, воображение, внимание, креативные способности;
· Воспитательные: воспитывать настойчивость, усидчивость, самостоятельность.
У нас особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно, потому что для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна, ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания, поэтому мы стараемся учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.
Перед нами встала задача: как же «разбудить» у детей нашей группы познавательный интерес. Для этого необходимо сделать обучение занимательным. А это значит внести новизну, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все это мы стараемся внести в обучение. Мы учим детей всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать. Занятия стали более познавательными и занимательными.
Мы поняли, что развитое логическое мышление – это не природный дар. Над развитием логического мышления нужно заниматься.
Решение этой проблемы мы нашли в современной педагогической технологии, которая является использование «Логических блоков Дьенеша».
Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:
· занятия (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);
· игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
· деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).
И в заключении хочу сказать, что используя блоки Дьенеша, ребенок начинает мыслить.
Перед ним можно:
Во-первых поставить новые задачи .
Во-вторых решить проблемно-игровую технологию, преимущество которой отдается игре, как основному методу обучения ребенка.
В-третьих развивать все стороны личности.
В-четвертых учить говорить и развивать речь.