8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Социально-психологические условия профилактики правонарушений несовершеннолетних

Автор: Грабельных

Грабельных Светлана Петровна, методист, педагог-организатор ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей», г. Иркутск

 

Социально-психологические условия профилактики

правонарушений несовершеннолетних.

 

Совершение правонарушений несовершеннолетними всегда вызывает беспокойство и повышенное внимание. Будущее любого государства находится в руках подрастающего поколения. Самым ценным капиталом каждого общества являются дети и молодежь. Взаимопонимание между поколениями, ответственность перед будущим поколением — это важнейшее условие стабильности нашего мира.

Первые отношения ребенка с момента его рождения начинаются в семье. Это базис на всю жизнь для других социальных связей, которые ему предстоит создать. Взросление ребенка протекает с разной степенью интенсивностью. Этот процесс непрерывен от рождения. Насколько педагогически грамотными будут родители, настолько легко и спокойно дети переживут все возрастные кризисы. Хочется выделить особенный возрастной кризис – подростковый. Иначе называемый трудным периодом взросления. Переход от детства во взрослость.  В этот период подросткам приходится очень тяжело. Физический рост протекает настолько бурно, что нервная система, отвечающая за эмоциональный контроль, не успевает за ним.  

Ведущая деятельность подростков заключается в общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение со взрослыми, основывающееся на понимании подростка и принятия его, является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем будущем. В отечественной психологии Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как центральном личностном новообразовании подростка, как становлении нового уровня самосознания «Я» — концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.

В это время подростку необходимо приспособиться к новому телу, которое вдруг становится неказистым, нужно время, чтобы привыкнуть. Физический рост требует высвобождение энергии, а это в свою очередь приводит к возникновению нервно-психического напряжения. В этот кризисный период у подростков эмоции быстро меняются от безудержного счастья к глубокому несчастью, от взрыва по пустякам, до молчания, от нытья по каждому поводу, до грубости и бравады.

Поскольку подростковый период длится не один день, то родителям кажется, что он все делает нарочно. Жесткие родительские меры совершенно недопустимы. Чем сильнее будут нарушены детско-родительские отношения, тем тяжелее последствия. При наступлении кризиса в отношениях между родителем и подростком первый шаг на примирение должен сделать родитель. При этом постараться понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, постараться вытерпеть его эмоциональный кризис, помочь преодолеть то состояние, в котором он находится. Родителям надо быть готовым к грубым ответам, непонимающим взглядам, к пренебрежительному отношению. Никаких оценочных реакций со стороны родителей быть не должно, только принятие и сочувствие.

 Надо понимать, что подросток просто неспособен пока управлять своим внутренним напряжением и реакцией.  Если несовершеннолетний не находит поддержки в родительском доме, то он будет искать её вне семьи. Как правило, он её находит у таких же «отверженных» ребят, которые уже знакомы с «уличной» жизнью. Надо помнить, что ведущая роль в подростковом периоде отведена общению со сверстниками. Из семьи ребенок попадает в так называемую асоциальную группу, где находит поддержку и понимание во всем. Новые законы жизни, новое социальное окружение, новые понятия – всё это будет служить своеобразным убежищем от непонимающих родителей.

 Далеко не всегда подобные группировки отличаются законопослушностью. Усиливается агрессия, снижается страх наказания, подросток живет по правилам своей группировки. Особую тревогу вызывает отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность наряду с цинизмом и жестокостью.

В этот сложный период подростки с легкостью вовлекаются в различные девиантные формы поведения с высокой степенью риска как для самого подростка, так и для окружающего общества. Интенсивный рост девиантного сознания и поведения подростка является опасной социальной болезнью современного общества.

 Но, как показывает мировая практика, психологическая помощь детям и их родителям с трудными проблемами, оказанная вовремя, создает благоприятный климат, что помогает разрешить даже очень сложные проблемы. Достижение разнообразных изменений психологических и социально психологических характеристик человека вполне возможно с помощью создания специальных условий, позволяющих работать с личностью. Например, социально-психологические тренинги и признание ценности ребенка.

Социально-психологические тренинги как один из интерактивных методов обучения и развития личности широко стали применяться в учебных заведениях, на предприятиях, фирмах. Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих и развивающих тренингов до психотерапевтических), содержанию, формам (тренинги, семинары-тренинги, тренинги-марафоны и др.) и техникам проведения (игровой, аналитический, телесно-ориентированный и т. д.).

Тренинги бывают настолько не похожи друг на друга, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Однако тренинг отнюдь не любая форма групповой работы, это особая форма совместной деятельности со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения и развития, присвоения новых умений и навыков, открытия в себе иных возможностей, актуализации потребностей, активизации личностных или групповых ресурсов.

Тренинговые упражнения способствуют благополучному отношению подростков со взрослыми, которые основываются на понимании подростка, и принятие его. Это является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем будущем.

  Признание ценности ребенка – это, пожалуй, самая важная составляющая при воспитании ребенка. Линкольн однажды написал: «Каждому нравится, когда его хвалят». Уильям Джеймс сказал: «Глубочайшим принципом человеческой натуры является страстное желание получить признание своей ценности».

Именно желание почувствовать свою ценность вдохновляло великих поэтов, музыкантов художников на создание мировых шедевров. Это желание заставляет одеваться подростка по последней моде, говорить на молодежном сленге, быть в тренде игровой индустрии и т.д.

Лишь только поэтому совершенно необходимо подростку приобрести чувство своей значимости, при этом взрослому умело и корректно направлять мысли и действия несовершеннолетнего в нужное русло.   К примеру, Джон Рокфеллер сильнее почувствовал свою значимость, пожертвовав деньги на сооружение современной больницы в Пекине, проявив заботу о миллионах бедных людей, которых он никогда не видел и не увидит.

Иногда подростки изображают из себя больных, или чрезмерно самостоятельных, или агрессивных только потому, что хотят привлечь к себе внимание, и обрести тем самым чувство своей значимости. Признание ценности ребенка, его поощрение, способность возбуждать энтузиазм — это способ, с помощью которого можно развить лучшее, что заложено в человеке.

Критика взрослых убивает в ребенке человеческое чистолюбие. Важно найти добрые слова признания человеческой ценности ребенка. Не бойтесь говорить с ребенком о том, что является предметом его желания, искренне интересоваться этим и постараться это понять.

Если, например, ваш ребенок занимается баскетболом, но под влиянием других молодых людей начал курить, запрещать ему это делать — бесполезная трата времени. Попробуйте для начала просто объяснить, каким образом сигареты могут закрыть путь к спортивной карьере.

Профессор Гарри А. Оверстрит в своей научно-популярной книге «Мотивация человеческого поведения» говорит: «Наши действия вытекают из наших главных желаний… и наилучший совет, который можно дать, если вы хотите побудить кого-либо к действию — будь, то в работе, домашней жизни, школе или политике — прежде всего, пробудите в нем какое-нибудь сильное желание. Кто способен сделать это, с тем — весь мир. Кто не способен — идет в одиночестве».

Потребность общения и самоутверждения подростка должна быть обязательно реализована только в благоприятных условиях, на основе социально значимой полезной деятельности.

Профилактика правонарушений будет действенна, если занятость ребенка и внеурочная деятельность будет произведена с учетом разнообразных интересов и возрастных особенностей несовершеннолетнего.

Группы дополнительного образования, культурные, образовательные центры, проведение различных досуговых программ, организация спортивной, художественной самодеятельности, организация семейного досуга, детских объединений — все это является условием профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Главный способ оказать влияние на несовершеннолетнего — это говорить с ним о том, что ему интересно, что является предметом его желаний, показать ему, как можно этого достичь или помочь конкретизировать свои позитивные желания, развивая способности к целеполаганию.

 

×
×