8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Проектирование современного урока иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС»

Автор: Шмотова Елена Васильевна

             Современное общество предъявляет  к уровню владения иностранными языками новые требования, человек должен уметь общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык рассматривается сегодня как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.

            В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы,  делать выводы  и  умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. 

                Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.

         Современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.  

 

       Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
       Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

                 Тема моего доклада: «Проектрирование современного урока»

Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях ФГОС,  существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию.

       Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

Цели современного урока –формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования. (мы уже не раз сравнивали этапы Традиционного урока и Современного урока)


Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

1.    Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

2.    Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

3.    Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

4.    Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

5.    Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

6.    Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.


          Какие основные моменты я учитываю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1.     Определение темы учебного материала.

Прогулка в зоопарк. Множественное число существительных.

2.     Определение цели и задач урока.

Развитие устной речи. Совершенствование лексико-грамматических навыков. (далее про УУД с конспекта урока)

3.     Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний,; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

4.     Продумывание структуры урока. Существуют примерные структуры каждого типа урока.

(на экране)

5.     Отбор содержания учебного материала.

Речевой материал: звуки, буквы, названия животных, цифры до 10

Грамматические структуры:: I have got…;I can\I cannot; I am…

Условные обозначения (грамматика)

6.     Выбор методов обучения и форм организации педагогической деятельности.

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

·         Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.

·         Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

·         Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

·         Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

·         Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

·         Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

·         Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

·         Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

·         Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

·         Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

 

7.     Оценка знаний, умений, навыков.

8.     Рефлексия урока.

 

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

         Хороший урок отличает плановость, четкость построения.

        Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.

×
×