8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Проектирование индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ГВЭ по математике в 9 классе

Автор: Люшненко Анастасия Андреевна

Проектирование индивидуального образовательного маршрута

при подготовке к ГВЭ по математике в 9 классе

Одной из позиций оценки качества образования является оценка индивидуальных достижений обучающихся. У каждого ученика должен быть свой индивидуальный образовательный маршрут, так как у всех обучающихся разные возможности, склонности, потребности. Образовательный маршрут может меняться в зависимости от динамики возникающих образовательных программ и в зависимости от развития психических процессов школьника. Образовательные программы, государственные стандарты и контрольно-измерительные материалы по предметам позволяют учителю спланировать результаты обучения. Но для того чтобы планомерно управлять учебными действиями ученика, учителю необходимы и знания об индивидуальных особенностях ученика. Такие знания позволяют не только увидеть стартовые возможности школьника, но и грамотно выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика. Без этих знаний не возможно и личностно-ориентированное обучение. Поэтому реализация ИОМ требует особо подготовленного педагога, имеющего психолого-педагогические знания. Особое значение приобретает знание педагогом механизмов протекания основных психических процессов школьника (восприятие, внимание, память, мышление). Такие знания позволят диагностировать уровень их развития на разных этапах ОМ, скорректировать его траекторию, целенаправленно осуществить развитие учащегося. Темп обучения, требования к результатам обучения, содержание учебного материала, как правило, оказываются непосильными для детей с ОВЗ.

Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:

— развитие логического мышления;

— овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни;

— формирование предметных основных обще учебных умений;

— овладение минимальными знаниями для будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса);

—  продолжения обучения в классах общеобразовательных школ

— развитие пространственного воображения и других качеств мышления;

— создание условий для социальной адаптации учащихся.

Как уже отмечалось ранее, основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроках, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Особенности программы следующие:

— проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ;

— в основу положена программа по математике для общеобразовательных учреждений;

— предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса;

— реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами;

— пересмотрены требования к математической подготовке учащихся.

В среднем звене при составлении календарно-тематического планирования можно использовать программы общеобразовательной школы с некоторой корректировкой содержания курса математики. Исключить темы, которые даются в плане ознакомления для детей «нормы», не требовать с детей вывод формул, больше решать задач. При изучении курса геометрии все основные понятия стараться вводить на наглядной основе в процессе практических измерений, через решение задач. Все теоретические положения исключительно в ознакомительном плане и опираться на наглядные представления учащихся. Исключить доказательство теорем, оставить для заучивания лишь формулировки.

При подготовке к ГВЭ методы изучения ориентируются на дифференциацию обучения, усиление индивидуализации, на формирование и развитие самостоятельной учебной деятельности учащихся, на усиление связи изучаемого материала с личным опытом, практикой учащихся, формирование и развитие навыков контроля и самоконтроля.

Изучив особенности развития детей с ОВЗ посредством бесед с учениками, родителями, заключения ПМПК, на каждого ученика составляется характеристика, определяются цели и задачи развития ученика, которые отражаются в индивидуальной карте развития ребенка. Индивидуальная карта составляется с учетом рекомендаций узких специалистов, на основе изучения заключения ПМПК. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ отражается в КТП (указываются темы, которые изучаются в ознакомительной форме, и темы, которые не изучаются), поурочном планировании (указывается коррекционно-развивающая цель; заносятся блоки индивидуальных заданий; разно уровневое домашнее задание). Следует отметить, что коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать учителя на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на занятиях. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Следует помнить, что психические процессы развиваются у детей только в деятельности, поэтому лучше применять деятельностный подход

В ходе изучения каждого курса составляется диагностическая таблица для отслеживания знаний, умений учащегося, что позволяет выявить пробелы, помогает в дальнейшей работе в начале изучения следующего курса проверка степени усвоения предыдущего курса, западающие темы которого включаются в таблицу следующего курса.

Грамотно выстроенный ИОМ для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить личное развитие каждого школьника.

Индивидуальный образовательный маршрут по подготовке к ГВЭ по математике ученика 9 ___ класса _______________

Деятельность

Мероприятие

Сроки выполнения

Планируемые результаты

Отметка о выполнении

Информационная

Знакомство с особенностями и требованиями при сдаче ГВЭ в 2022 г

сентябрь

Изучить документы

 

Аналитико — диагностическая

Вводная диагностическая работа по материалам ГВЭ прошлых лет для определения проблемы в освоении тем

Сентябрь-октябрь

Написание контрольной работы

 

Систематизация затруднений и пробелов в знаниях по математике.

Сентябрь- октябрь

Составление ИОМ

 

Ведение диагностических карт подготовки к экзамену по математике

В течение года

Улучшение результатов контрольных работ

 

Пробный экзамен

Декабрь

Апрель

Успешно написать экзамен

 

Учебная и консультационная

Дополнительные занятия

В течение года

Ликвидация пробелов в знаниях

 

Индивидуальные консультации

 

Работа по оформлению ГВЭ

 

Ученик:______________________

Учитель:_____________________

Родитель: ____________________

     

 

 

Соотнесение заданий с требованиями к математической подготовке выпускника в соответствии со «Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения в _______ году государственного выпускного экзамена по математике

№  задания

Основные проверяемые требования к математической подготовке

 

Отметить задания, намеченные для получения желаемого результата

Отметить задания, вызывающие затруднения

Уровень сложности

Максимальный балл за выполнение задания

1.

Уметь выполнять вычисления и преобразования

 

 

Б

1

2.

Уметь решать уравнения, неравенства и их системы

 

 

Б

1

3.

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений

 

 

Б

1

4.

Уметь строить и читать графики функций

 

 

Б

1

5.

Уметь решать уравнения, неравенства и их системы

 

 

Б

1

6.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

 

 

Б

1

7.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

 

 

Б

1

8.

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения

 

 

Б

1

9.

Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов

 

 

Б

1

10.

Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события,

 

 

 

 

 

     

 

 

 

×
×