Автор: Ковалева Наталья Геннадьевна
ПРОЕКТ
«Дедушкина мастерская»
1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Новое поколение формируется благодаря опыту, который был передан от предшествующих поколений. Счастлив тот человек, который на закате своей жизни имеет возможность передать свой опыт, мастерство детям, внукам, ученикам. Особенно это актуально для мужчин при переходе в новый жизненный этап. Происходит изменение общественной роли в связи с уходом на пенсию, снижение количества социальных контактов и культурной активности, перестройка привычных отношений, поиск гармонии в новом социальном статусе. Пожилой возраст – это стремление «успеть» сделать то, что еще не успел – стремление передать нерастраченное душевное тепло, знания и умения, накопленный опыт. Не у всех имеется такая возможность в кругу семьи (одинокое проживание, выросшие внуки, неприятие членами семьи). К тому же мужчины менее активны в плане налаживания новых контактов, чем женщины, им труднее найти занятие по душе, позитивно организовать высвободившееся время.
В свою очередь преемственность, приобщение к семейным и к общественно-значимым ценностям, зависимость и ответственность между поколениями, это как раз то, чего лишены дети, попавшие в социально-реабилитационный центр из неблагополучных семей или семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 60% которых – это неполные семьи, где детей воспитывает одна мать. Мальчикам, будущим мужчинам, да и девочкам не хватает отца и деда — источников силы и поддержки. Для несовершеннолетних не созданы условия для развития элементарных трудовых навыков, нет возможности перенять опыт работы с инструментами, деревом, металлом, что-то изготовить своими руками, нужное и полезное.
Мужчины старшего возраста обладают уникальным жизненным опытом, знаниями и умениями, испытывают потребность оказания бескорыстной помощи, хотят поделиться секретами мастерства, богатством внутреннего мира. Дети хотят учиться новому. И тем, и другим необходимо почувствовать себя нужным и важным.
Проект направлен на привлечение к добровольческой деятельности по воспитанию и обучению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации мужчин старшего поколения Ленинска-Кузнецкого, владеющих знаниями в различных областях жизни (история, культура, искусство), различными видами хозяйственно-бытового и творческого труда.
2. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Цель проекта: вовлечение мужчин старшего поколения в добровольческую деятельность по воспитанию и трудовому развитию детей, находящихся в муниципальном казённом учреждении «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»».
Задачи проекта:
— развитие социальной активности мужчин старшего поколения;
— вовлечение мужчин старшего поколения в воспитание и развитие детей;
— обучение воспитанников центра различным видам ручного труда;
— воспитание духовно-нравственных качеств воспитанников.
3. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА.
Формы реализации проекта:
— теоретические занятия (вводное занятие – ознакомительное, беседы);
— практические занятия (выполнение работ, изделий);
— экскурсии;
— выставки работ;
— участие во всероссийских и областных конкурсах, выставках декоративно-прикладного творчества.
На подготовительном этапе совместно с городским советом ветеранов войны и труда, центром социального обслуживания населения проводится подбор кандидатур, для осуществления обучения видам ручного труда воспитанников центра, установление контакта, согласовываются виды, перечень изделий, подготавливаются шаблоны, чертежи, образцы, закупается необходимое оборудование, инструменты, материалы. Выявляются предпочтения и имеющиеся навыки у детей – участников проекта.
Основной этап проекта включает в себя проведение занятий, мероприятий:
— 2 раза в неделю – практическое занятие;
— 1 раз в месяц – экскурсия;
— 1 раз в месяц – выставка работ.
— 1 раз в месяц – совместные досуговые мероприятия.
Участие в конкурсах, выставках различного уровня.
Для организации разноуровневого обучения воспитанники делятся на 2 группы: дошкольники, школьники. В каждое занятие включаются техника безопасности при работе с оборудованием, материалами, теоретические сведения об истории развития различных видов ручного труда. Сложные изделия, которые воспитанники не успели доделать во время занятия, заканчиваются на индивидуальных и подгрупповых занятиях под руководством инструкторов по труду.
Заключительный этап включает итоговую выставку изделий с презентацией, награждение мастеров-наставников благодарственными письмами, концерт для наставников силами воспитанников центра.
Перечень изделий, работ, выполняемых воспитанниками под руководством мастеров:
Конструирование из бумаги и картона (бумагопластика): оригами, объемное бумажно-картонное моделирование: модели самолетов, транспортных средств.
Конструирование из природного материала.
Конструирование из бросового материала.
Конструирование из металлических конструкторов.
Изготовление сборных деревянных моделей.
Изготовление изделий из дерева: подставки, поделки-мозаики, слоеные поделки, игрушки, модели транспортных средств, мини-полки, кормушки, скворечники.
Практические занятия с воспитанниками проводят мастера-наставники, организует на занятие детей, обеспечивает материально-техническое оснащение инструкторы по труду центра – соруководители проекта.
Подготовку концерта с воспитанниками проводит музыкальный руководитель центра.
Экскурсии для воспитанников и мастеров организует методист центра.
Освещение реализации проекта в СМИ, на сайте учреждения и Департамента социальной защиты населения осуществляет руководитель проекта, методист центра.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Дата |
Мероприятие |
Ожидаемые результаты |
Август |
Экскурсия в краеведческий музей города |
Знакомство с изделиями городских мастеров декоративно-прикладного творчества |
Вводное — ознакомительное занятие (дошкольники) |
Знакомство воспитанников с мастерами. Показ мастерами изделий, выполненных их руками |
|
Вводное — ознакомительное занятие (школьники) |
Знакомство воспитанников с мастерами. Показ мастерами изделий, выполненных их руками |
|
Практические занятия (дошкольники) – конструирование из бумаги и картона – оригами |
Изделия – цветы, любимые животные, лодочка, бабочка, рыбка |
|
Практические занятия (школьники) – конструирование из бумаги и картона – объемное бумажно-картонное моделирование |
Изделия – самолет, машина, пароход, аэроплан |
|
Мини-выставка первых изделий |
Пропаганда совместной деятельности, творчества. Представление продуктов проекта |
|
Сентябрь |
Экскурсия МБУК «Выставочный зал» г. Ленинск-Кузнецкий |
Знакомство с мастерами декоративно-прикладного искусства города и области |
Практические занятия (дошкольники) – конструирование из бумаги и картона – бумажно-картонное моделирование |
Изделия – самолет, машина, животные, дом, елочка |
|
Практические занятия (школьники) – конструирование из металлических конструкторов |
Изделия – модели самолетов, аэропланов, автомобилей, кораблей |
|
Чаепитие воспитанников с мастерами-наставниками |
Организация позитивного совместного досуга |
|
Выставка изделий |
Пропаганда совместной деятельности, творчества. Представление продуктов проекта. Награждение мастеров и отличившихся воспитанников |
|
Октябрь |
Экскурсия в столярную мастерскую |
Знакомство с технологией изготовления столярных изделий |
Практические занятия (дошкольники) – конструирование из природного материала |
Изделия – дикие животные (медведь, заяц), птицы, домашние животные, игрушка-сувенир, панно из природных материалов |
|
Практические занятия (школьники) – изготовление сборных деревянных моделей |
Изделия – модели транспортных средств, строений |
|
Конкурс «А ну-ка внуки, а ну-ка дедушки» |
Организация позитивного совместного досуга |
|
Выставка изделий |
Пропаганда совместной деятельности, творчества. Представление продуктов проекта |
|
Ноябрь |
Экскурсия в мастерскую художественной резьбы по дереву |
Знакомство с технологией изготовления изделий из дерева, элементами декоративно-прикладного творчества |
Практические занятия (дошкольники) – конструирование из бросового материала |
Изделия – игрушка-сувенир,закладки для книг, новогодние елочные игрушки, украшение для интерьера, коллаж |
|
Практические занятия (школьники) – изготовление изделий из дерева |
Изделия – поделки-мозаики, слоеные поделки, игрушки, модели транспортных средств |
|
Развлечение для воспитанников центра и мастеров-наставников |
Организация позитивного совместного досуга |
|
Выставка в МБОУ ДО «Дворец творчества детей и учащейся молодежи» изделий выполненных мастерами и воспитанниками |
Пропаганда совместной деятельности, творчества. Представление продуктов проекта. Награждение мастеров и отличившихся воспитанников |
|
Декабрь |
Экскурсия в музей истории крестьянского быта села Красное |
Ознакомление с самобытностью и традициями славянского народа |
Практические занятия (дошкольники) – изготовление сборных деревянных моделей – слоеные поделки из дерева |
Изделия – полярный медведь, уточка, лиса |
|
Практические занятия (школьники) – изготовление изделий из дерева |
Изделия – подставки, мини-полки, кормушки, скворечники |
|
Итоговая выставка изделий с презентацией, концерт для мастеров-наставников |
Представление продуктов проекта. Награждение отличившихся воспитанников, мастеров, участников проекта – специалистов центра |
|
Выезд с подарками — изделиями проекта в МБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» |
Представление итогов проекта, дарение изделий |
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемый результат |
Индикаторы оценки результатов |
Вовлечение в комплекс социально-реабилитационных мероприятий до 20 мужчин старшего поколения и до 90 несовершеннолетних |
Количество человек принявших участие в реализации проекта
|
Повышение социальной активности людей пожилого возраста на 80% |
Количество занятий, проведенных участниками проекта – мужчинами старшего возраста, количество участия в мероприятиях (средняя численность занятий на одного привлеченного к проведению). Смена пассивной позиции – гости проекта, на активную – мастера-наставники |
Преодоление у несовершеннолетних нарушений адаптации в социуме на 70%, развитие духовно-нравственных качеств |
Повышение уровня социальных навыков и умений: выражать свои чувства и переживания, с пользой проводить свободное время, создавать и содержать собственное жизненное пространство, взаимодействовать со старшими, создавать и поддерживать социальные контакты (методика М. Шиловой) |
Овладение несовершеннолетними различными видами ручного труда: овладение 30% детей, принявших участие в проекте на 2 – элементарном уровне, овладение 70% детей, принявших участие в проекте на 3 – функциональном уровне |
Мониторинг трудовых навыков и умений по ручному труду |
Проведено не менее 6 совместных досуговых мероприятий, совместных экскурсий |
Количество проведенных мероприятий, экскурсий |