Автор: Яковлева Ольга Владимировна
Применение различных видов изобразительной деятельности как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития
Яковлева О.В.
Учитель-дефектолог ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, мелкая моторика рук, задержка психического развития, изобразительная деятельности.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста имеет важнейшее значение, так как именно от уровня сформированности мелкомоторных актов зависит дальнейшее усвоение ребенком продуктивных видов деятельности, характерных для детей данной возрастной категории.
Как известно, развитие мелкой моторики связано не только с овладениями разных видов деятельности, но и с развитием других психических процессов, преимущественно речи. Так, развитие мелкой моторики является неотъемлемым условием гармонично развитой личности.
В рамках эмпирического исследования, нами была разработана педагогическая программа по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития. Средством развития были выбраны нетрадиционные техники рисования, так как рисование позволяет развивать не только моторную функцию, но и эстетическое восприятие у дошкольников.
Мы считаем, что для дошкольников с задержкой психического развития более эффективно применение не классических приемов рисования, а нетрадиционных, так как данный вид является более доступным и интересным для детей данной категории.
Основная цель рисования в дошкольных учреждениях – научить ребенка изображать предметы и явления как средство имагинативного отражения жизненного опыта, при котором несомненно происходит развитие мелкой моторики рук в процессе этой деятельности.
Процесс рисования требует не только творческих усилий, но и физических. Это связано с тем, что для создания определенного рисунка, ребенок выполняет ряд последовательных действий, тем самым совершая физическую активность. Изначально это четко выстроенные шаги, которые имеют четкую последовательность, что часто приводит к схематичности изображения. Но при обучении рисованию у детей развиваются так же творческие качества и эстетическое восприятие. Это, несомненно, проявляется и в результатах продуктивной деятельности детей, в данном случае в законченном рисунке.
В процессе рисования развивается воображение ребенка, он учится визуализировать различные образы, а затем переносить их на бумагу. Со временем перцептивный опыт у детей обогащается, образы и представления комбинируются, то-то добавляется благодаря развитому воображению.
При рисовании улучшаются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус и творческие способности ребенка. Чтобы развить творческие способности каждого дошкольника, учитель должен понимать изобразительные искусства, творчество детей и владеть необходимыми приемами художественной деятельности.
Рисование оказывает большое влияние на развитие мелкой моторики пальцев и рук – это тонкая координация, которая, с одной стороны, укрепляет связи между нейронами мозга и нервами в руках, а с другой, сигналы обратной связи от еще непослушных пальцев заставляют мозг обрабатывать и осваивать новую информацию.
В данной статье мы взяли за основу наиболее распространенные виды изобразительной деятельности:
Тычок жесткой полусухой кистью. Для рисования данной техникой потребуется гуашь, бумага, силуэтное изображение необходимого предмета для рисования.
Ребенок опускает кисть гуаши и бьет ею по бумаге, держа ее при этом вертикально. Получается, что текстура имитирует мягкую или твердую поверхность, олицетворяя при этом либо животного, либо нечто пушистое.
Рисование пальцами. Материал: гуашь чаши, плотная цветная бумага, небольшой лист, салфетки.
После работы необходимо протереть пальцы салфеткой. При данной технике рисования дети вместо кисти используют пальцы для рисования.
Рисование ладонями. Материал: гуашь, кисть, плотная бумага любого цвета, ватман либо большой лист бумаги, салфетки:
При данной технике рисования можно создавать различные рисунки, оставляя отпечатки ладоней. Таким образом, создается либо самостоятельная картинка, либо ладонями закрашивается определенный объемный рисунок.
Рисование поролоном. Материал: поролон, бумага для рисования необходимого размера, гуашь, миски и подставки.
Способ получения изображения: используя данную технику, ребенок промокает поролоном краски и оставляет отпечатки на плотном листе бумаги. Как правило, силуэтное изображение подготавливается изначально и задача ребенка лишь наполнить изображение.
Набрызг. Для использования данной техники необходим картон, жесткая кисть, гуашь [1].
Таким образом, рисование является не только эффективным средством развития мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития, но и интересным и доступным для детей данной категории. В процессе рисования, помимо развития мелкой моторики рук, мы так же прививаем детям понятие об эстетике, развиваем представления о красоте, расширяем лексический материал, так как каждое занятие сопровождается введением в определенную тему и расширением представлений детей об окружающем мире.
Список использованных источников
1. Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших. М.: Педагогика, 2018.