8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Использование игровых приёмов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

Автор: Богатырева Ольга Викторовна

 

«Использование игровых приёмов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

 

            Одной из проблем современности, является   взаимодействие человека с природой. Особое внимание подрастающего поколения необходимо направлять на    понимание   неразрывного единства с окружающим миром, которое должно стать основой гуманного отношения к природе.

           Необходимо   с   детства   учиться   жить с природой, окружающим миром в гармонии и понимании.   

           Ребёнок дошкольного возраста развивается в активной деятельности, одним из важнейших методов экологического образования является игра.

           Вклад игры в развитие ребёнка, а также формирование его экологического сознания трудно переоценить.

          Игра даёт возможность удовлетворить детскую любознательность, а также возможность вовлечь его в активное освоение окружающего мира, на расширение диапазонов знаний и представлений о мире природы, способствует развитию способностей видеть красоту природы, развивает гуманные качества.

          Внимание учёных и практиков   обращено к игровой деятельности, как эффективной модели взаимодействия взрослого и ребёнка. О важности использования дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста писали Л.И.Грехова, В.А Дрязгунова, Г.В.Кирекэ,    

А.С.Макаревич, Л.П.Молодова.

         Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.

          Решая программные задачи по  экологическому воспитанию, отводиться недостаточно времени игровой деятельности, дети хотят продолжения занятия.

         Для лучшего усвоения  полученных знаний на занятиях по экологии, я решила с детьми  закреплять их в процессе игры.

         Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без перенапряжения, утомляемости, эмоциональных срывов, всё происходит легко, естественно главное с повышенным интересом.

             В экологическом воспитании особое место занимают дидактические игры.

           В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющие представления о мире природы, так же дидактические игры способствуют становлению личностных качеств (в процессе игры дети учатся вместе играть, договариваться  и т.д.).

               Различают несколько видов  игр:

  —  предметные,

  —  настольно – печатные,

  —  творческие, 

  —  сюжетно – подвижные ,

  —  сюжетно – ролевые  игры,

  —  словесно – дидактические,

  —  загадки – описания и т.д.

Предметные игры рекомендуются для   детей всех возрастных групп, в коллективных играх и индивидуальных. Усложнять содержание игр необходимо в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей. В данных   играх   можно использовать различные предметы природы.

Например: шишки, камешки, семена растений, плоды, листья и т.д.

         Целью предметных игр является: уточнение знаний о качествах и свойств объектов природы; научить обследовать конкретный объект или предмет.

        Для примера приведу несколько игр: «Собери грибы в лукошко», «Выбери правильно», «Где, что зреет и растёт», «Найди в букете такой же листок» и т.д.

      Настольно – печатные игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой   детей, они   несут эффективный характер для индивидуальной работы, а так  же коррекционной.

      Данные игры оказывают влияние на развитие логического мышления детей, развивают способность быстро и мобильно использовать уже имеющие знания в новой ситуации.

         Целью   настольно – печатных   игр является умение систематизировать знания о явлениях природы, животных, растений и т.д.

         Для примера приведу несколько игр: «Фрукты», «Грибное лукошко»,

«Во   саду   ли, в огороде» и т.д.

         Творческие   игры отличаются   специфической особенностью, так  как  они организуются по инициативе самих детей, отражая опыт, знания, впечатления, полученные от общения с природой. Творческие игры имеют свой характер, что помогает педагогу выявить уровень экологических знаний и отношение к природе, что важно для дальнейшей организации экологической работы с детьми.

1.    Строительные игры с природным    материалом,        оказывают  положительное   влияние на процесс познания свойств и качеств предметов природы, умение обобщать свой опыт, умение развивать свои познавательные способности. Так же строительные игры рекомендуется использовать для подготовки детей к исследовательской деятельности.

2.    Сюжетно – ролевые игры направлены на разыгрывание сюжета самими детьми,   умение брать  определённые роли на себя,  отражать накопленный опыт, знания о предметах, объектах природы и соответственно отношение к ним. Значительное влияние для оптимального влияния для сюжетно – ролевых игр имеет обогащение опыта детей посредством проведения экскурсий в природу, видео фильмов, презентаций   отражающих мир природы. Не мало важное значение имеет создание предметно- развивающей среды.

               Существуют две формы сюжетно- ролевых игр: самостоятельные и игры созданные воспитателем. Форма обучающей игры имеет определённую дидактическую цель, которая называется игровой обучающей ситуацией.

             Игровая обучающая ситуация, это полноценная игра, но специально организованная. Она имеет короткий сюжет, который строится на основе жизненных событий, опыта или сказочных произведений. Оснащена необходимой атрибутикой, Воспитатель берёт на себя руководство игрой, так же следит за развитием сюжета, участием детей, взаимоотношением.

Какие виды    ИОС существуют?

          Это  игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами.

( игрушки, которые помогут заменить животных, растения или объекты природы).

Начиная уже с двух летнего возраста можно уже готовить детей к формированию отчётливых представлений  о живых организмах.

При знакомстве  с неживыми организмами, можно использовать элементы игры-пантомимы (изображать движения, действия и т.д)

             ИОС с литературными персонажами: для реализации целей экологического воспитания необходимо подбирать произведения, которые связаны с миром природы.

             ИОС – путешествия.

Путешествия являются одним из методов экологического воспитания, посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о мире природы и её назначении.

В экологическом воспитании существуют игры с  правилами, они направлены  на закрепление знаний, полученных в наблюдениях.

            Огромное значение  имеет использование игр – тренингов эколого-

природоведческого содержания (использование учебника Т.А. Серебрякова).

          Словесно – дидактические игры помогают скрасить досуг, прогулку в холодное или дождливое время года и т.д.

         Они направлены на развитие мышления, гибкость и динамичность представлений, умения использовать полученные знания, умение сравнивать и объединять предметы по различным признакам, развитие внимания и реакции.

         Считаю, что важным условием является создание среды, в которой личным примером педагог демонстрирует личное отношение к окружающей природе, активно участвует в совместной деятельности.

          Совместно с родителями создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, где дети имеют возможность наблюдать за  условиями  необходимыми для роста и развития .

         Так же проводятся экскурсии в природу, где ведётся наблюдение, рассматривание, сравнение, используются  различные экологические игры на закрепление полученных знаний.

         На прогулках дети имеют возможность наблюдать за изменениями в природе по сезонам, знакомятся со свойствами песка, глины, воды, снега и т.д., так же предлагаю разнообразные игровые упражнения «Угадай», «Загадки о животных», «Загадки о явлениях природы»

Важным аспектом экологического воспитания дошкольника является совместная работа с родителями, как непрерывный процесс.

          Совместными усилиями мы можем решить главную задачу: воспитать

 человека с любящем сердцем и экологически грамотного.

          В группе создан экологический  клуб  «Наследие», где родители делятся своими впечатлениями, принимают активное участие в творческих играх, совместной  игровой деятельности, общении с природой, в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности.

          Родители активно принимают участие в озеленение территории детского сада, в тематических выставках.

          Такой подход способствует тесному сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению детей и родителей.

Разработана картотека экологических игр, наблюдений, презентаций, подбор литературы, подобраны и изготовлены пособия, альбомы с загадками, экологическими сказками, различный природный материал.

Гуманное отношение к природе возникает в процессе того, что окружающий мир неповторим, нуждается в заботе человека, закрепляется в процессе практической деятельности.

Раскрыть перед ребёнком мир природы, её красоту, дело сложное.

Для этого необходимо взрослым показать пример, как жить в гармонии с природой.

      Дети очень наблюдательны и внимательны, умеют отмечать положительные и отрицательные действия взрослых.

            «Сердце отдаю детям»: «… добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о 78 красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания  добрых чувств»

                                                                                                                                                                                                     В. А. Сухомлинский.

×
×