Автор: Масеева Рузиля Исламнуровна
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Ориентация современных научных исследований в области физической культуры в сторону единства физического и духовного развития как основы гармоничного и всестороннего совершенствования личности требует такой организации физкультурно-спортивной деятельности студентов, которая позволит им не только совершенствовать свои физические качества, но и обогатит духовно, будет содействовать формированию физической культуры личности, адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности.
Гуманитаризация образования – формирование у студентов профессиональной компетентности, творческого отношения к учебно-трудовой деятельности, и органическая часть этого – физическая культура. Ориентация современных научных исследований в области физической культуры в сторону единства физического и духовного развития как основы гармоничного и всестороннего совершенствования личности требует такой организации физкультурно-спортивной деятельности студентов, которая позволит им не только совершенствовать свои физические качества, но и обогатит духовно, будет содействовать формированию физической культуры личности, адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности. Однако для того, чтобы процесс обучения стал процессом развития личности, важно, в какой позиции он находится по отношению к предмету и процессу освоения его ценностного потенциала, чем мотивирован этот процесс и какую целевую направленность он имеет. Методико-практические занятия по физической культуре на основе личностно-ориентированного подхода способствуют выявлению и развитию уникальных способностей, имеющихся у каждого студента, формируют физическую культуру личности.
Здоровье и физическая подготовленность студенческой молодежи – важнейшие критерии физического потенциала личности и общества в целом. Центральными задачами в условиях гуманитаризации образования является формирование у студентов системы общеобразовательных и профессиональных знаний, навыков, умений, профессиональной компетентности, творческого отношения к учебно-трудовой деятельности, общей культуре, органической частью которой является физическая культура. Совершенно очевидно, что физическая культура студенческой молодежи – один из основных видов культуры общества в целом и культуры личности, поскольку всестороннего и универсального развития молодого человека за ее пределами осуществить невозможно.
Физическая культура реализует специфическую сторону деятельности студентов, не совпадающую, например, с политической, учебной, профессиональной и другими сторонами. Она, так же, как и материальная культура, как культура труда и общения, как искусство, развивается вместе с развитием всего общества. В интересах совершенствования молодого человека и используются физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим питания и отдыха. Приоритетными компонентами формирования потребностей при этом становятся широта и глубина знаний в этой области деятельности, потребностно-мотивационная сфера личности. Однако современная образовательная практика в сфере физической культуры не в полной мере оправдывает социальные и личностные ожидания.
Выпускники в своем большинстве не являются активными, самостоятельными носителями ценностей, накопленных в сфере культурного развития, что существенно ограничивает перенос полученных знаний, практических умений, отношений на культуру учебного и профессионального труда, быта, отдыха, стиля жизни, отношение к здоровью, снижает в целом гуманистическое личностное развитие. Рассмотрение студента как субъекта физической культуры логично соотносится с целеполаганием в физическом воспитании – формированием физической культуры личности. Ведь быть личностью – значит быть субъектом – в первую очередь собственной жизни, то есть, активно строить свои физические, психофизические, психологические, социальные и другие контакты с природным и социальным окружением; затем – предметной, образовательной и физкультурно-спортивной деятельности; наконец, общения; самосознания, включая самооценку, открытие своего «я» и другие собственно личностные конституанты (В.А. Петровский, 1993).
Профессиональное развитие личности предполагает изменение степени выраженности социально и профессионально значимых черт. Психологи рассматривают личность как сложное структурированное единство, в котором каждый из входящих в него элементов взаимосвязан со всеми остальными и функционально зависим от всей структуры в целом. Любое личностное свойство или черта личности обладают очень широким диапазоном проявления и, выступая в разных структурных сочетаниях, могут играть различную роль в деятельности человека. Современное физическое воспитание ориентируется не столько на развитие, сколько на перевоспитание, на устранение недостатков в двигательных функциях. По мнению указанных авторов, особое значение необходимо уделять индивидуальному подходу и опоре на наиболее развитое двигательное качество как на факторы, стимулирующие личную заинтересованность студентов в укреплении собственного здоровья. Являясь основанием для критической самооценки, такой подход, по мнению авторов, влияет на психологический процесс самоутверждения молодого человека, гарантирует пробуждение интереса к физической культуре и формирует достаточную мотивационную установку личности на регулярные занятия как главное средство ликвидации отставания. Физическое воспитание ориентирует всю педагогическую систему профессионального образования на стратегически новый сегодня целевой подход – формирование физической культуры личности.
Основные концептуальные положения физического воспитания определяются либерализацией процесса физического воспитания, переходом к педагогике сотрудничества, предоставляющей каждой личности возможности овладения основами физической культуры на пути свободной реализации физических способностей, гуманизацией процесса воспитания (учет индивидуальных особенностей каждого студента, развитие самостоятельности, приобщение к здоровому образу жизни, высоким эстетическим идеалам и этическим нормам поведения в обществе), непрерывностью развития физического воспитания, представляющего собой динамическое движение многовариантного педагогического процесса, построенного на использовании инновационных технологий образования (обусловливает творческий поиск и новаторство педагогов, самостоятельность и инициативность студентов); гармонизацией содержания физического воспитания, обеспечивающей единство духовного и физического развития личности. Нам надо сегодня позаботиться о том, чтобы ценности и нормы культуры, искусство, нравственность, все достижения духовной сферы жизни создавали атмосферу обращенности к человеческой личности, проникали во все структуры целостного образовательного процесса, обеспечивали его ориентацию на гуманитарно-личностное развитие студентов. Личностное включение студентов в освоение профессиональной деятельности как части человеческой культуры обеспечивает не только простое воспроизводство уже известного социального опыта, но и его обогащение за счет творческого развития личности будущего специалиста. Только осознав свои профессионально-личностные качества, будущий педагог может полностью реализовать себя как личность.