8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Кризисные ситуации в жизни подростка.

Автор: Дьякова Елена Игоревна

Кризисные ситуации в жизни подростка.

Дьякова Елена Игоревна, педагог-психолог.

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Кризис — это состояние, в котором человек воспринимает происходящее или ситуацию как непреодолимую тяжесть. Это ситуация, в которой превышаются возможные силы человека приспосабливаться к ситуации, и в которой нет возможности разрешить проблему обычными способами.

Признаки депрессивных реакций у подростков

1.Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.

2.Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.

3.Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.

4.Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).

5.Вялость, хроническая усталость.

6.Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.

7.Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.

8.Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

Реакция ребенка на кризисную ситуацию

  Многих родителей беспокоит  то, как дети  реагируют на кризис или несчастный случай, и при этом они не знают, как  помочь. В кризисной ситуации чаще всего меняется поведение ребенка, это может выражаться в возращении к поведению, которое было характерно ребенку на более ранних возрастных этапах (регрессия).

  Очень важно отметить (знать), что в большинстве случаев это нормальная реакция на ненормальную ситуацию.

  Дети «перерабатывают» травму медленнее, чем взрослые; реакция на травму зависит от возраста ребенка и его особенностей развития.

В актуальной кризисной ситуации помощь должна быть направлена на уменьшение внутреннего напряжения ребенка, успешно приспособиться и дать поддержку в решении насущной проблемы.

  Во время кризиса у детей появляются особые потребности. Позволяйте детям быть более зависимыми от вас, им необходимо обновление чувства собственной защищенности; проводите больше времени вместе, позволяйте им прочувствовать вашу заботу, физическую поддержку.

  Постарайтесь, по возможности быстрее, возобновить обычный ежедневный жизненный ритм.

  Свои чувства дети выражают разными способами. Примите эти особенности и знайте как на это адекватно ответить. Способность выразить свои чувства – это сила,  а не показатель слабости. Дайте своему ребенку любовь и уменьшите страхи, признавая все чувства ребенка (страх, боль). Главное, чтобы ребенок понял, что «вместе мы можем пережить все».

  Говорите с ребенком о том, что произошло. Выслушайте его эмоции, давая конкретные пояснения и короткие, правдивые ответы на специфические вопросы, даже о смерти. Используйте понятные для ребенка слова и понятия.

 

Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:

— Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.

— Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).

— Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).

— Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания).

— Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.

— При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, семейному психологу – в зависимости от ситуации).

Часто дети скрывают свои переживания от родителей, поэтому постарайтесь общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников. Важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело (подробнее см. у Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»).

 

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии:

— Успокоиться самому.

— Уделить всё внимание ребёнку.

— Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

— Избегать нотаций.

— Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:

1.Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь

расстроенным, у тебя что-то случилось?».

2.Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?».

3.Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело?».

4.Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?».

5.Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Запомнить:

· То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.

· Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.

Список литературы:

1.Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб., 2002

2.Крысько, В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. – М.: Омега –Л, 2004. – 336 с

3.Купер К. Индивидуальные различия. – М., 2000

4.Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. Учебное пособие. М.: Флинта, 2003

×
×