Автор: Дьякова Елена Игоревна
Индивидуально-типологические особенности подростка
как основа его способности к самоорганизации.
Дьякова Елена Игоревна, педагог-психолог.
Индивидуально-типологические особенности личности подростка существенно влияют на его способность к самоорганизации. Дети отличаются друг от друга различными типами темперамента; особенностями акцентуаций характера, самой структуры личности.
На формирование индивидуально-типологических особенностей существенное влияние оказывают природные факторы, социальная среда, задатки, общий уровень предшествующего развития, занимаемая жизненная позиция, направленность личности, характер.
И поэтому успех развития, воспитания, обучения подростка возможен лишь при условии, если мы научим воспитанников использовать сильные стороны своих психофизиологических особенностей и компенсировать за их счёт возможные отрицательные проявления. Итак, как же влияют индивидуально-типологически е особенности личности на ее способность к самоорганизации?
Остановимся на особенностях нервной системы подростков
Основные свойства нервной системы, а именно, сила и слабость нервной системы, характеризуют функциональную выносливость, работоспособность подростка. Нервные клетки при сильной нервной системе «не устают», а при слабой нервной системе быстро истощаются. Это влияет на быстроту реакции, собранность, оперативность действий. Быстрая реакция определяется как лабильность нервной системы, а медленная – как инертность.
В чем будет заключаться тактика педагога при использовании данных об индивидуальных свойствах нервной системы каждого подростка?
Полезными для подростка со слабой нервной системой будут следующие рекомендации:
1. Помните, медлительность – свойство нервных процессов ребенка. Он не «копается», он действует в своем темпе, потому что иначе не может. Торопить, подгонять, ругать его просто нет смысла: начнется реакция торможения, действия ребенка заме длятся еще больше.
2. Нельзя проявлять спешку, раздражаться. Ровный, спокойный тон, уверенная поддержка: «Не волнуйся, успеешь, у тебя все получится».
3. Детям с инертными нервными процессами легче приспособиться к четкому порядку, определенному стереотипу выполнения всех повседневных дел. Если каждое действие, каждая задача имеют определенный порядок, разделены на элементы в понятной последовательности, то ребенок успешно с ними справится, увеличивая при этом темп.
4. Свойство подвижности у медлительных детей нужно развивать и тренировать.
Рекомендации по работе с подростками с сильным типом нервной системы:
1. Научить произвольно регулировать свою деятельность, должным образом её организовывать (помогут дневники «достижений», самоорганизации), убеждать в необходимости планировать и систематизировать свою деятельность, опираясь на волевые качества, которые нужно развивать.
2. Воспитывать способность проявлять волевое усилие, ориентируясь не на количественный резу льтат, а на качество выполнения работы. У Вас в отрядах есть дети, которые хотят успеть всё и сразу, но у них ничего не получается…
3. Помните, что на определенный отрезок времени дается лишь 1 задание (если больше, то оно предлагается в виде последовательной работы).
4. Распорядок дня должен быть четко распланирован (в нашем Центре есть установленный режим, способствующий правильной органи-зации учебной и досуговой деятельности).
Далее рассмотрим, какое влияние на самоорганизацию личности оказывают акцентуации характера.
Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, представляющие собой краткие варианты нормы. Понимание индивидуальных черт и особенностей характера воспитанника позволяет в значительной мере предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Чаще всего трудности в самоорганизации проявляются у следующих типов акцентуации характера.
Гипертимный тип
Основные черты: легкомыслие, нарушения режима, низкий уровень самоконтроля.
Тактика сопровождения: четкое аргументированное определение обязанностей, умение соединить доверие к подростку с контролем, чередование разных видов деятельности.
Примерные упражнения.
Упражнение «Планирование». На листе бумаги напишите все свои планы на день, затем подумайте и зачеркните то, что не сможете сделать. Еще раз пересмотрите пункты, которые остались. А теперь главное – все, что осталось, нужно выполнить.
Упражнение «Навести порядок в мыслях» — реализуется с помощью дневника, куда вносятся основные дела дня, перспективные дела. Вечером необходимо проверять, все ли из задуманного выполнено.
Нестойкий тип
Основные черты: слабость воли, ситуативность поведения, отсутствие способности к самоанализу, отсутствие мотивации действия. Для этого типа важно соблюдать принцип «Делу время, потехе час». Учить подростка доводить работу до конца, формировать позитивную мотивацию к деятельности, осуществлять контроль.
Подросткам этого типа можно предложить упражнение «Постоянное хобби»: проанализировать и оценить по 5-балльной шкале все свои увлечения за 1 месяц; выбрать одно, которое станет постоянным на будущее. Стараться выполнять его.
Возбудимый тип
Основные черты: несбалансированность процессов возбуждения и торможения; низкий уровень самоконтроля; тактика сопровождения: формировать навыки саморегуляции; рекомендовать поэтапное выполнение задания с увеличением сложности.
Упражнение «Исполнитель желаний». Вы привыкли выполнять все свои желания, а теперь попытайтесь выполнить желания близких вам людей. Сначала выберите самого приятного вам человека и попытайтесь выполнить все его желания без условий с вашей стороны. Если не получается, сделайте еще попытку; если вышло – расширяйте круг людей, чьи желания вы будете удовлетворять.
Упражнение «Наблюдатель»: учитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как восточный мудрец, т.е. всегда задавайте себе вопрос: «А как бы на моем месте поступил мудрый человек, что бы сказал, сделал?» Обдумывайте, умейте предвидеть результат.
Еще одной индивидуально-типологической особенностью является темперамент – наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы. Тип темперамента зависит от врожденных анатомофизиологических особенностей (тип нервной системы), от условий жизни и воспитания.
Обычно в человеке сочетаются черты всех 4-х типов темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Правильнее говорить о темпераментной структуре, которая включает в себе особенности всех типов.
Особо хотелось бы остановиться на типах темперамента, у которых возникают трудности с самоорганизацией:
Сангвиники – увлекаются, но быстро остывают, беспечны, поверхностны; не умеют добиваться результатов. Важно проявлят ь строгость, требовательность, контролировать действия и поступки сангвиника; систематически пробуждать интерес, чтобы смог до конца на одинаковом уровне довести начатое дело и с хорошим качеством, не допускать частой смены деятельности, стимулировать активность.
Холерик — это неусидчивый, со сниженной концентрацией внимания, вспыльчивый, раздражительный, инертный тип. Требует постоянного контроля поведения, но требования лучше предъявлять осторожно и деликатно. В экстремальных ситуациях, когда нужно сделать какую-нибудь работу в короткий срок, лучше всего положиться на него. Если сумеете внушить ему, что без него дело пропадет – он способен выложиться до конца.
Если у ребенка преобладают черты флегматического темперамента,
1. не следует отстранять его от той деятельности, которая требует приложения усилий,
2. нельзя резко обрывать ребенка,
3. необходимо предупреждать его за несколько минут о смене деятельности,
4. постоянно напоминать о сроках выполнения порученного дела, чтобы получить вовремя результат.
Список литературы:
1.Грановская Р.М. Элементы практической психологии,— СПб., 2007
2.Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003. – 408 с
3.Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб., 2002