Автор: Пересадилова Татьяна Николаевна, Рычагова Ольга Николаевна
Инклюзивные тенденции в российском образовании ставят перед педагогами и администрацией образовательных организаций сложную задачу — организовать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей.
Создание специальной развивающей среды для дошкольников предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).
Подготовка детей к школьному обучению реализуется с целью помочь освоить необходимые знания, умения, навыки учебной работы и адаптироваться в системе обучения.
Организация предметно-пространственной среды является источником, который формирует психику, знания и социальный опыт детей.
Основными задачами предметно-развивающей среды при подготовке к школьному обучению детей являются:
— создание условий для всестороннего и своевременного психического развития детей
— обеспечение безопасности и укрепление здоровья детей
— формирования развития детей в познавательной, игровой, продуктивной, трудовой деятельности.
При создании предметно-развивающей среды для дошкольников следует учитывать, характерно низкую познавательную активность, дефицитность развития речи, мышления, восприятия, внимания, памяти
Предметно-пространственная среда в подготовительной группе детского сада №17 создана в соответствии с актуальном уровнем развития детей, а также с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Наша группа оснащена необходимыми уголками для работы с детьми:
Центр «Сюжетно-ролевых игр» в группе для детей оснащен необходимыми атрибутами для совместной игровой деятельности с общим замыслом.
Для формирования элементарных математических представлений используется различный материал для мотивации готовности к школе. Такие как логико-математические игры (Воскобовича, Дьенеша, Кьюизера), счетный раздаточный материал.
Для развития познавательной деятельности центр «экспериментирования» оснащен природным материалом, бросовым материалом, техническим материалом, схемами, таблицами с поэтапным выполнением опытов.
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют кабинет психолога, кабинет информационно – коммуникативных технологий.
Помещение педагога-психолога территориально разделено на несколько зон, которые имеют специфическое назначение и соответствующее оснащение.
В сенсорной комнате расположены:
1.Воздушно – пузырьковая колонна с шарами, которая способствует стимуляции зрительного, тактильного анализаторов, цветового восприятия и осуществляет релаксационный эффект.
2. Сухой бассейн благотворно влияет на физическую подготовку, психо-эмоциональное состояние детей.
3. Фиброоптический душ «Радужный дождь» предусмотрен для расслабления и снятия стресса.
4. Интерактивная сенсорная панель «Лестница света». Панель предназначена для снятия стресса у детей, развития голоса, зрительной памяти и вызывает положительные эмоции.
Для вдохновения детей и овладения новыми знаниями в кабинете информационно-коммуникативных технологий задействованы интерактивные и мультимедийные средства:
1. Интерактивная доска позволяет усилить мотивацию детей к школьному обучению. Мультимедийные программы активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение материала.
2. Интерактивная песочница предназначена для полноценного и разностороннего развития детей. При взаимодействии с песком у детей совершенствуется мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, тонкая координация движений, которая влияет на развитие речи и мышления.
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы и кабинетов специалистов организована с учётом возможности детей, способствует их успешному развитию и социальной адаптации, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, мотивирует к школьному обучению.