« Развитие речедвигательной координации у детей дошкольного возраста с ТНР »

Автор: Нина Викторовна Воложанина

« Развитие речедвигательной координации у детей дошкольного возраста с тнр »

 

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но, к сожалению, за последние годы отмечается значительный рост количества детей, имеющих тяжелые речевые нарушения.

Тяжёлые речевые нарушения – системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловых сторон (Левина Р.Е, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.)

 

Дети с речевой патологией, особенно если они имеют органическую природу, в большинстве случаев, очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.

У таких детей наблюдаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, ограниченная статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, понижение произвольного внимания при реализации серии двигательных упражнений.

У детей нашей компенсирующей группы отмечаются и когнитивные нарушения: снижена познавательная активность и мотивация, затруднено усвоение учебного материала, наблюдается двигательная расторможенность, нарушение внимания, понимания и запоминания. Помимо всего указанного, у них присутствуют хронические заболевания нервной, дыхательной, вегетососудистой и костно-мышечной систем организма. В связи с этим возрастает необходимость коррекционной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников с ОНР.

Я считаю, что  это результат  недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребёнком телевидением, окружение современными гаджетами без дозировки по времени, неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться поводом появления у детей дефектов речи (по типу искажения).

При этом ребенок не способен усвоить языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков воспринимаемой речи, у него сформировывается неточное или неправильное восприятие речевых звуков, а  это, в свою очередь становится причиной дефектов звукопроизношения.

Доказано, что нарушения звуковой культуры речи, наступающее в дошкольном возрасте, в последующем могут привести к целому ряду вторичных речевых нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Я думаю, что любое нарушение речи в той или иной степени может сказаться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей с ОНР, обращать внимание на ее чистоту и правильность.

 

Коррекционная работа с детьми с нарушением речи, должна строиться с учетом основных линий  речевого развития  ( лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как традиционные , так и нетрадиционные методы.

К таким нетрадиционным методам относится и развитие речедвигательной координации детей.

В компенсирующей  группе созданы все необходимые условия для реализации данного вида деятельности: — в группе создан для детей речевой уголок, уголок физического развития, подобрано, создано большое количество материала, литературы, дидактических пособий, игр, картотек на развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), на развитие дыхания, мимики и т. д.

Главная мысль заключается в том, что развитие двигательной координации детей с ОНР — от общей моторики к мелкой, и артикуляционной, полноценно развивают и формируют, как речь и моторику ребенка, так и его личностное, психо — эмоциональное развитие в целом.

Вопросы развития речедвигательной моторики ребенка большое количество времени приковывало внимание исследователей, так как это нужно для развития любой деятельности.

Исследования отечественных физиологов, психологов В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Антаковой – Фоминой, А. Л. Сиротюк, М. М. Кольцовой и т. д. констатировали связь интеллектуального развития и речевой, пальцевой моторики. Развитие мимической, общей и мелкой моторики формирует почву для последующего развития графического навыка и онтогенеза речи.

Развивая мелкую моторику, мы подготавливаем почву для формирования графического навыка и развития речи. Большое значение имеют упражнения, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Нами применяются специальные упражнений на всех занятиях.

Выполняя пальчиковые упражнения, мы у детей с ТНР создаем

«накапливающий» эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Я всегда стараюсь поддерживать  на  занятии доброжелательную обстановку, т.к. наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка.

С каждым днем задания усложняются, объем заданий увеличивается, также наращивается темп выполнения заданий. При этом происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход в зону актуального развития. Воспитателями нашей группы применяется комплекс пальчиковой гимнастики перед началом работы на занятиях изобразительной деятельности и лепки .

Теоретическая база немаловажна в работе каждого педагога. Именно обогащая свой опыт исследованиями специалистов, я стараюсь построить и применить его в полноценном коррекционном процессе с детьми.

Изучаемая мною тема затронута и опирается на труды отечественных и зарубежных ученных: В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова, М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной, Л. В. Антаковой – Фоминой, А. Л. Сиротюк, М. С. Рузиной.

Таким образом, учитывая вышесказанное, мною были определены и созданы условия для успешного развития речедвигательной координации у детей.

Коррекционная работы по устранению речедвигательных трудностей базируется на закономерностях развития движений в онтогенезе.

 Речедвигательная сфера реализуется в направлениях:

от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;

от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;

от диффузных движений к дифференцированным (изолированным, чистым, тонким целенаправленным движениям);

от простейшей дифференциации движений к постепенно усложняющейся их дифференциации.

Активно применяется  на занятиях с детьми Су-Джок терапия (металлических, пластиковых, резиновых с кольцами-пружинками), при этом производя манипуляции с этими шариками или кольцами, мы проговариваем различные чистоговорки, стихотворения, слова на заданные звуки, закрепляя их в речи и развивая мелкую моторику, связную речь.

 Данные занятия пользуются у наших детей популярностью объясняется это их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом, а так же игровой формой, ведь игра является ведущим видом деятельности дошкольника.

Регулярные упражнения с шарами развивают память, снижают его эмоциональное напряжение, улучшают действие сердечнососудистой и пищеварительной систем, формируют координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Также можно использовать  в своей работе подручные средства (шишки, карандаши, орехи, ракушки, камешки , мелкие игрушки и т. д.

 В наше время не обойтись без использования современных технологий (ИКТ), с целью повышения уровня мотивации обучения и исправления речевых нарушений у детей. На своих занятиях я применяю различные игры и упражнения на развитие воздушной струи (ее плавности и направленности), моторики, ВПФ, темпа и ритма речи. В этом мне помогает программа – тренажер: «Игры для Тигры», в котором, собранно все необходимое для решения этой задачи. Особенно детям нравится игра на развитие воздушной струи. Для этого ребенку предлагается в микрофон подуть на одуванчик или цветок и он разлетается или на облака и они уплывают (несколько вариантов заданий). Данный вид работы строится от простого к сложному.

В результате работы по данной теме мною подобраны, разработаны, приобретены и используются:

Игры  на  развитие  моторики:  Су-Джок  шарики,  шнуровки,

«Разноцветные прищепки», игры со счѐтными палочками, игры с бусинами, сухие бассейны, игра – липучка, конструкторы, пазлы, мозайки, трафареты для обводки и штрихования, вырезания, «Веселые резиночки» и т.д.

Картотеки: по пальчиковой гимнастике и пальчиковый театр к ней; по дыхательной гимнастике – наглядный материал-книга; материал для развития артикуляции детей – книги с картинками и стихами; картотеки с малоподвижными и подвижными играми; картотека игр с Су-Джок шариками, картотека для самомассажа лица, шей, пальцев, картотека для развития мимической мускулатуры детей и т. д.

Эффективность моей работы в данном направлении можно просматривать в выражении интереса детей к разным видам деятельности, положительной динамике развития, как общей моторики, так и мелкой, артикуляционной. В улучшении речедвигательной координации воспитанников до уровня, соответствующего данному развитию. Совершенствование познавательно-речевой способности детей и положительная динамика уровня экспрессивной речи. Повышение интереса детей к двигательной активности.

Для этого я предоставила дошкольникам возможность получить удовольствие от творческого процесса, от того что ребенок сделал что-то сам, что каждую работу, или действие можно выполнить с интересом, пользуясь обиходно-бытовыми предметами для формирования речедвигательной координации.

В итоге можно сделать вывод,  что систематическая и планомерная, целенаправленная работа по совершенствованию речедвигательной координации у дошкольников  с тнр благотворно влияет на совершенствование речевой компетентности, на развитие речевых зон коры головного мозга, а самое главное – содействует сохранению психического физического здоровья ребенка.

 

 

Список используемых источников:

1.  Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук, Игры и упражнения / С. Е. Большакова. — М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

2. Гуськова, А. А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей, родителей / А. А. Гуськова — М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.

3. Метельская, Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях / Н. Г. Метельская. — М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.

4. Оглоблина, И. Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста / И. Ю. Оглоблина, С. Ю. Танцюра. — М. : ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.

5. Рыжакова, Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой / Е. Н. Рыжакова. — М. : ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.

6. Стрельникова, А. Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой; – М .

: Рипол Классик, 2008. – 562 c.

7. Фадеева, Ю. А. Игры с прищепками: творим и говорим / Ю. А. Фадеева, Г. А. Пичугина,

И. И.Жилина. — М. : ТЦ Сфера, 2011. – 64

×
×