Автор: Иваненко Ю.В.
Методическая разработка
« Концертмейстер и его работа »
Подготовила:
Иваненко Ю.В.
Концертмейстер МАУ ДО МЭЦ
Города Краснодара
Концертмейстер – самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические колледжи и вузы. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция. Солист и пианист в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Искусство аккомпанемента – это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль. Правильнее было бы ставить вопрос не об аккомпанементе, а о создании вокального и инструментального ансамбля.
В обширном поле деятельности пианиста – концертмейстера работа в детской музыкальной школе занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличаются рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью.
Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор ( от франц. «akkompagner» — сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождает ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору.
Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого произведения.
Концертмейстер (немец.) – мастер концерта. Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах. Деятельность аккомпаниатора — пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать их качество исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения их трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Т.о. в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Если обратиться к истории данного вопроса, то можно отметить, что многие десятилетия понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов в оркестре. Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине XIX века, когда большое количество романтической, камерной, инструментальной и песенно – романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого» профиля и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали партии на любые интервалы и т.д.
Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с все большей дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных для каждой их них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определенными исполнителями.
В настоящее время в Росси стали проводиться конкурсы – фестивали концертмейстерами, на которых, помимо состязаний музыкантов, обсуждаются такие проблемы как и несоответствие сложнейших задач, стоящих перед концертмейстером: его роли в ансамблевой работе с солистом, его значение в развитии музыканта и в его вкладе в конечный художественный результат.
Интересно, что в настоящее время термин «концертмейстер» чаще используется в контексте фортепианной методической литературы. Термин же «аккомпаниатор» — методической литературе адресован музыкантам народникам, прежде всего баянистам. Музыкальная энциклопедия вообще не дает понятие «аккомпаниатор». В ней есть статьи «аккомпанемент» и «концертмейстер». Синоним этих двух терминов наблюдается в работах пианистов – практиков.
Цель данной работы – найти пути решения творческих задач, необходимых для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера.
Задачи моей работы – изучить и обобщить методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера: это описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для работы концертмейстера; выявить специфику деятельности концертмейстера – пианиста в условиях ДМШ и ДШИ, опираясь на методическую литературу и на собственный опыт работы, методы и приемы работы.
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владение ансамблевой техникой, знание основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению с листа и транспонированию. Концертмейстер должен быстро и точно поддержать солиста в его намерениях, создать с ним единую исполнительскую концепцию произведения, поддержать в кульминациях, но вместе с тем при необходимости быть незаметным и всегда чутким помощником.
Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.
Для педагога по специальному классу – концертмейстер — правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста – концертмейстер — наставник его творческих дел: он и помощник, и друг, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – это завоевывается авторитетом, творческой собранностью, ответственностью при достижении нужных результатов в работе с солистами и в собственном музыкальном совершенствовании.
Специфика работы концертмейстера в ДМШ и ДШИ требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей, званий. Он всегда остается «в тени», его работа как бы растворяется в общем труде всего коллектива.
Концертмейстерское мастерство – предмет, который не только изучает законы взаимодействия родственных видов искусства, но и способствует их еще большему сближению.
Список используемой литературы:
1. Е.М. Шендерович. «Об искусстве аккомпанемента».
2. Е.М. Шендерович. «В концертмейстерском классе».
3. М.А. Смирнов. «О работе концертмейстера».