Автор: Ирина Андреевна Сивцова
Сивцова Ирина Андреевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №249» г.о.Самара
Развитие познавательной активности старших дошкольников через квест игру
В сoвременном мире прoблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его aктивнoсти и деятельности. Вопросам развития познавательной активности дошкольников в последнее время уделяется особое внимание в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
oпределяем понятие «познавательная деятельность» как сознательная деятельность направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как воображение, представление, ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, речь (Л. А. Венгер).
Мы, педагоги, отлично знаем , что игра является основной формой проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая навыки, развивающая навыки общения с окружающими людьми. Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС заключается в том, что она реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно.
Для педагогов ДOУ важно не просто проводить занятия и организовать беседу, а создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе современных технологий, форм, методов и приемов организации деятельности детей. В настоящее время использование инновационных технологий имеет большое значение, как для детей, так и для педагогов. Современный ребенок, это человек, разбирающийся в большинстве новейших «гаджетов», но при этом, часто используемых не по делу. Задача педагога — вовлечь. Вовлечь везде и всюду в деятельность учебную и творческую.
Организация образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО реализуется с помощью интеграции различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы.
Одной из новых и эффективных форм развития дошкольников, входящих в игровую технологию, является квест-игра, которая содержит целый комплекс условий для развития познавательной активности ,самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста.
В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников. Один из принципов стандарта гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие.
Как и у большинства моих коллег, у меня не раз возникал вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок, играя, развивался?» Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки коллег натолкнулась на интересную идею – организация образовательной деятельности в виде игры – квест. Проанализировав информационные источники, я сделала несколько выводов:
— квест — игровая технология, которая направлена на развитие индивидуальности,самостоятельности,инициативности, познавательной активности ребенка
-квест как форма обучения детей в ДОУ способствует развитию деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач
Прежде всего, квест – игра это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие. Такая игра предполагает взаимодействие личности и ситуации.
Задания в игре требуют сообразительности и нестандартного решения задач, а значит, развивают умственные способности детей. Преодолевая предусмотренные сюжетом трудности, они изучают массу новой интересной информации.
Свою практическую деятельность по реализации квест – технологии я начала с изучения потребностей воспитанников. Чтобы понять, что интересно детям и о чем они хотят узнать. Затем был составлен план мероприятий проведения образовательной деятельности в форме квест – игры. За учебный год я разработала и реализовала 6 игр: « Мир такой прекрасный, но небезопасный» ( в рамках тематической недели по безопасности) , «Путешествие в страну Математики» , « По следам Машиных сказок», « В поисках пиратских сокровищ» .
При анализе диагностического материала я особо выделила критерий «умение участвовать в обсуждении». Так как этот критерий подразумевает умение ребенка слышать и слушать друг друга, разумно и доброжелательно возражать взрослым, умение отстаивать свою позицию. Для меня это было важно и с точки зрения межличностных отношений между воспитанниками, поскольку в группе есть значительное количество детей, которые занимают лидерские позиции среди детского коллектива. Поэтому взаимоотношения среди детей не всегда складываются легко и гармонично.
С применением новой технологии у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива. Ребята в моей группе стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно распределить роли, например, используя считалку. Главное преимущество квест-игры в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО.
Список литературы:
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
Годовикова Д. Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 2010. — 384 с
Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Николаева Н.В., Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / — (http://rcio.- pnzgu. ru/vio/07/cd_site /Articles/art_l_l 2. htm).
Образовательный квест — современная интерактивная технология [Текст] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-2.
Белкин Е. Л. Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения [Текст] / Е. Л. Белкин, А. М. Иванов. — М: Просвещение, 2003. — 128 с
Семенова М. Л. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Дисс..к.п.н., Челябинск, 2006. — 168 с.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. [Текст] /Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.