«Патриотическое воспитание школьников как духовно-нравственная ценность современного образования, через экскурсионный проект « Путешествуем вместе»»

Автор: Браслина Лариса Викторовна

 

 

 

«Патриотическое воспитание школьников как духовно-нравственная ценность современного образования, через экскурсионный проект

« Путешествуем вместе»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одной из существенных особенностей современной системы дополнительного образования детей является значительное влияние образовательно-воспитательных программ на развитие личностных качеств детей. Важным условием формирования творческой личности является высокий уровень её познавательной активности. Экскурсионная  деятельность имеет мощный потенциал для развития творческих способностей ребёнка и мотивации к познанию и творчеству благодаря максимально возможной реализации общепедагогических принципов наглядности, сотрудничества, активности познающего субъекта.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.

Экскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях. Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что  «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности». В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А. характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.». Особо необходимо  подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда.   Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание.  Экскурсионная деятельность может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности. 

Наша школа является пилотной площадкой ФГОС Основного Общего образования. Для реализации раздела «Программы воспитания и социализации обучающихся основного общего образования» внедряется технология экскурсионной деятельности. В нашей школе 4 год реализуется  экскурсионный проект « Путешествуем вместе»,  целью которого является создание условий для развития личности ребенка в процессе деятельности и общения,  формирование потребности в самообразовании и повышении культурного уровня. Данный  проект реализуется  в рамках патриотического,  духовно-нравственного воспитания учащихся.  В проекте особую роль играют экскурсии. Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона. Благодаря им, ученики ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции, расширяется кругозор, школьники ощущают себя частью культурного, социального пространства. 

 Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио» (вылазка, поездка),  в русском языке оно появилось в XIX в.   Экскурсия в современном понимании –  это методически продуманный  показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним.  Воспитательные возможности экскурсий определяются как их содержанием, так и широким тематическим спектром (комплексные, обзорные, исторические, военно-исторические).

За период реализации экскурсионного проекта более 100 учащихся разного возраста  нашей школы, при поддержке администрации школы, родителей, комитета образования,  побывали в  следующих городах: Хабаровск, Владивосток, Москва, Санкт- Петербург, Калуга, Жуков, Тула. Учащиеся смогли прикоснуться к истории  и культуре нашей страны,  приняв участие в военных квест-играх, посетив музеи, выставки, киностудии, храмы, соборы.  Например,  глубокое впечатление на всех произвел Исаакиевский собор в г. Санкт — Петербург, который во время блокады оказался невредим, не пострадал от бомбёжек, Исаакий, в годы войны послужил домом и убежищем произведениям искусства и людям, и теперь, как ветеран войны носит на своем теле отметины, каждая из которых словно медаль за отвагу.

Эта незабываемая экскурсия в собор,  смотивировала  ученицу  9 б класса Лукьянченко Дарью, написать исследовательскую работу, под моим руководством в 2015 , на тему «Исаакиевский собор — Жемчужина северной столицы »,  ее работа оказалась лучшей в школьной конференции, отмечена в районной конференции,  а  в конкурсе « Методическая копилка» организованная  комитетом образования Еврейской автономной в 2016 г наша работа заняла 2 место.

     В 2015 году вся страна праздновала 70-летие великой Победы в Великой Отечественной войне. Учащиеся и коллектив педагогов нашей школы с большим энтузиазмом и воодушевлением принимали участие во всех мероприятиях, программах и проектах.  В этот юбилейный год, по поручению президента России Владимира Путина, Министерством культуры Российской Федерации для учащихся школ России был организован военно-патриотический проект «Маршруты Победы», посвященный 70-летию Победы в ВОВ, с целью популяризации культурного наследия народов Российской Федерации и приобщения молодёжи к истории и культуре России. Нашей школе выпала огромная честь принять участие в двух таких военно-патриотических проектах «За нами Москва!»» и  «Дальневосточные рубежи Победы». Хотелось бы поподробнее о них рассказать.  «За нами Москва!» (г.Москва, г.Жуков,г.Калуга,г.Тула)
28 сентября, в день прибытия в г. Москва учеников нашей школы  ждала автобусная обзорная экскурсия – «Москва в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» Учащимся рассказали о важнейших исторических событиях самой разрушительной и кровопролитной войны в истории человечества. Особое внимание было уделено мемориальному комплексу на Поклонной горе и экскурсия в Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Гордостью музея является 6 диорам, посвященных важнейшим сражениям войны.
        Экскурсия в Бункер-42, Запасной Командный пункт «Таганский», где в случае ядерного удара он мог действовать абсолютно автономно. На глубине 60м здесь был запас пищи, воды, кислорода, система очистки воздуха. Личный состав мог нести боевое дежурство в бункере в течение 80 дней. Вход в Бункер-42 расположен в небольшом доме. Внешне это обычный особняк с окнами и дверью, но внутри это бетонный куб, без отдельных помещений. Далее, за дверью весом в полторы тонны начинается лестница. Спускаться учащимся пришлось на восемнадцатый этаж под землей, это вызвало у учащихся бурю эмоций, так как они сами становились участниками боевых действий.
     Особый интерес у школьников вызвала экскурсия на киностудию «Мосфильм». На центральной площади «Мосфильма» перед главным корпусом стоит обелиск в память погибших работников студии. Отсюда они ушли на защиту Москвы и 146 человек отдали свою жизнь за свободу Родины. Ученица 6 класса Жирных Мария под впечатлением от увиденного на « Мосфильме», под моим руководством,  написала исследовательскую работу « История создания киностудии Мосфильм» и получила второе место в школьной конференции в 2016 году.
Завершала нашу экскурсию Прогулка по древнейшей улице Москвы-Спасской, по которой когда-то двигались пышные царские выезды и крестные ходы, Царь-колокол и Царь-пушка.  Экскурсионная программа переместилась в г. Жуков,  на родину маршала Советского союза Г.К. Жукова. Основу экспозиции составляют реликвии, переданные в музей самим Георгием Константиновичем, его родственниками, друзьями, сослуживцами.
В городе Калуга памятники и обелиски повествуют о важнейших событиях, развернувшихся в минувшей войне в городской черте.
Интересной и познавательной была экскурсия в Тульский государственный музей оружия, который является одним из старейших музеевРоссии.
Ученики поучаствовали в квест-игре «Оборона города Тулы», где были разделены на две команды и выполняли военные задания: переправа через минное поле, оказание первой мед. помощи пострадавшему, отведали еду полевой кухни, узнали много интересных фактов об оружии. Благодаря такому военно-патриотическому проекту школьники  переживают и осознают чувство привязанности к своей родной земле, любви к родине, прививаются общечеловеческие нормы нравственности. Посредством таких  экскурсий идеи патриотизма раскрываются перед молодежью в ярких, эмоциональных образах.

      В ноябре 2015 года с разновозрастной группой учащихся нашей школы была организована поездка по «Дальневосточным рубежам Победы». В Хабаровске, школьники посетили Краевой краеведческий музей им. Н.И.Гродекова, где осмотрели одну из трёх самых больших в России панорам «Волочаевская битва».       Посещение Военно- исторического музея Восточного военного округа началось с осмотра экспозиции «История Краснознамённого Дальневосточного военного округа со времён его создания и до наших дней», В конце нашей экскурсии школьники писали письма в форме треугольников как в военное время и отправляли их по адресу в г. Биробиджан.

    Экскурсия была организована в с. Казакевичево в селе создан свой музей, имеющий замечательную экспозицию посвящённую основанию с. Казакевичево. Учащиеся побывали на пограничной заставе, где познакомились с жизнью и бытом пограничников. Далее экскурсия была  продолжена в столице Приморья- г.Владивосток. ученики побывали в музее-мемориале. Этот мемориал посвящён Краснознамённой гвардейской подводной лодке «С-56»  и  победе в Великой Отечественной войне Советского народа против гитлеровских захватчиков.   На набережной наша группа посетила музей «Крепость», где осмотрела казематы, в которых расположились экспозиции, рассказывающие о крепостях и их оборонительных сооружениях, об оружии от древности до наших дней.

Побывав на  острове Русский, учащиеся познакомились с рядом оборонительных сооружений, в общей сложности, охватывающие 400 кв.км. , посетили знаменитую Ворошиловскую батарею, которая стоит на защите рубежей нашей страны. Огромные орудия внушают, как уважение, так и страх перед их мощью. Одно орудие весит 50 тонн, а воронка, которую оставляет снаряд, достигает в глубину 3,5 метра и в радиусе 12 метров. Управление этими орудиями производится под землёй и уходит на глубину трёх этажей.

Такие проекты как  «За нами Москва!»» и  «Дальневосточные рубежи Победы» оставили в душах и сердцах школьников глубокие и яркие чувства гордости за свою страну, за свой народ, богатый талантами и выстоявший в смертельной схватке с фашизмом

         Таким образом, считаю, что экскурсионный проект призван помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за нее, развивается достоинство личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

 

 

Приложение 6

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×