Конспект НОД «Байкальская Нерпа»

Автор: Прокопенок Анастасия Викторовна

НОД познавательно – исследовательской деятельности с детьми в подготовительной к школе группе

 «Байкальская нерпа».

 

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально -коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие».

Цель: Познакомить детей со способами нахождения познавательной информации из разных источников.

Задачи:

·        Расширять знания детей о животном мире родного края (байкальская нерпа).

·        Продолжать формировать умение детей действовать по определённому алгоритму, фиксировать полученную информацию, составлять сообщения.

·        Развивать любознательность, логическое мышление, связную речь, умение задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы.

·        Поддерживать интерес детей к изучению природы Прибайкалья, её сохранности и преумножению.

Предполагаемый результат:  Усвоят способы получения и передачи информации. Дети расширят знания о байкальской нерпе, как эндемике озера Байкал.

 

Ход:

В: Ребята! Я сегодня хочу обратиться к вам с просьбой о помощи. Вы готовы мне помочь?  Я получила голосовое сообщение от иностранки, предлагаю вам его послушать и тогда все вместе решим, как нам поступить.

Голосовое сообщение :  «Здравствуйте, дети из России! Меня зовут Мари. Я живу в далёкой стране Франции. Слышала, что у вас в Сибири есть чудесное озеро Байкал и в нём обитает уникальное животное – нерпа. Помогите мне, пожалуйста, узнать интересные факты о нерпе. Я буду ждать ваших сообщений».

В: Ребята, мы сможем помочь нашему иностранному другу? Тогда, чтобы подготовить сообщение, нам нужно провести исследование, как настоящие взрослые учёные. Вы готовы стать командой исследователей?

Предлагаю поприветствовать друг друга:  «Круг радости»

Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно.

Собрало детей всех в круг. Я твой друг и ты мой друг.

 (Дети становятся в круг, приветственно улыбаются друг другу справа и слева.)

Мы сейчас пойдём направо.

А потом пойдём налево.

(Идут по кругу в заданном направлении).

В центре круга соберёмся и на место все вернёмся.

(Идут в круг и расходятся на место).

Улыбнёмся, подмигнём, путешествие начнём.

(Имитируют ходьбу путешественников).

 

В: Уважаемые учёные Вам предстоит серьёзная работа –  провести исследование по теме «Байкальская нерпа».

Сначала нужно собрать информацию, а потом подготовить сообщение или по научному «Доклад». Всё, что мы узнаем в ходе нашего исследования нужно запомнить, но лучше зафиксировать.

Действовать будем по этому плану (рассмотреть символы получения информации).

С чего начнём?

«Подумать и вспомнить самостоятельно».  (1)

В: Может быть,  кто-нибудь из вас, уважаемые учёные, знает интересные факты о нерпах? (выслушать высказывания детей). Кто такая нерпа? Как зимует нерпа? Чем питается? Когда у нерпы появляются детёныши?

Все ваши гипотезы нам нужно проверить, они могут подтвердиться, а могут быть опровергнуты.

«Прочесть в книге». (2) Предложить детям пройти к книжному уголку.

— Какая книга нам понадобится? (Энциклопедия).

«У нерпы главный враг – человек. Человек охотится на нерп из-за ценного меха, жира, мяса. Поэтому нерпа внесена в Красную книгу».

— Запомнили информацию?

«Посмотреть по ТВ».  (3) (просмотр отрывка из видео ролика)

Добавить: «Байкальская нерпа – единственная нерпа, которая относится к семейству пресноводных тюленей. Учёные считают, что нерпа попала в озеро Байкал несколько сотен лет назад из Северо-Ледовитого океана. Живёт нерпа в логове под снегом прямо на льду озера. В своё логово она попадает через отверстие во льду, которое она проделывает сама, скребя лёд когтями. В этом логове у нерп рождаются детёныши, которых мать – нерпа выкармливает своим молоком».

«Позвонить по телефону». (4) (звонок родителям по договорённости)

В: Ребята! Мы с вами  не узнали о том, как называют детёныша нерпы! Кто из вас, уважаемые учёные, готов позвонить по телефону и получить информацию об этом? Помните, пожалуйста, о вежливости при обращении к человеку с просьбой: «Скажите, пожалуйста, как называют детёныша нерпы?» и обязательно поблагодарите.

«Детёныша нерпы называют белёк, потому что его шкурка белого цвета. Этот цвет помогает бельку быть незамеченным на снегу. У взрослых нерп – шкурка серая».

В: — Интересная и нужная информация. Нам она пригодиться для доклада.

«Спросить у других взрослых».   (5) (Дети обращаются с просьбой к взрослым, присутствующим на занятии).

Дети: — Скажите, пожалуйста, чем питается нерпа? (Спасибо!)

— Нерпа питается голомянкой, омулем, байкальским бычком.

 

Дети:Знаете ли Вы, как спит нерпа? (Спасибо!)

— Нерпа спит в воде. Во время сна к нерпе можно подплыть близко, прикоснуться к ней и она не проснётся.

 

В: — Уважаемые учёные не забудьте то, о чём узнали.

 

«Рассмотреть».  (6)  Предложить детям рассмотреть иллюстрации: взрослая нерпа, белёк, логово нерпы, голомянка, омуль, байкальский бычок.

 

 «Узнать из компьютера».  (7) Пригласить детей присесть вокруг стола, через телефон (ноутбук) зайти в Яндекс. (Ютуб – просмотр видео ролика «Нерпы покоряют зрителей» — с 40секунды).

«Нерпы умные животные, поэтому хорошо поддаются дрессировке. Дрессированные нерпы живут в нерпинарии. Нерпы могут научиться рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах».

Гимнастика для глаз.

Закрываем мы глаза. Вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют.

(Дети стоят с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза и «рисуют» глазами дугу)

Нарисуем букву «О», получается легко.

(Рисуют круг вправо, влево)

Вверх поднимем. Глянем вниз.

(Взгляд вверх, вниз)

Вправо, влево повернём. (Взгляд в сторону)

Заниматься вновь начнём. (Моргание глазами)

 

Динамическая пауза:

«Нерпа» — вытянуть руки вверх;

«Белёк» — присесть;

«Голомянка, омуль, байкальский бычок» — хлопки;

«Логово» — движение руками имитирующее рытьё снега, льда;

«Нерпинарий» — покружиться.

 

В: Уважаемые учёные, пришло время подготовить сообщения и поделиться со всеми информацией о Байкальской нерпе.

(Дети рассказывают, о чём запомнили. Каждый выступающий ребёнок надевает академическую шапочку. Ведётся видеозапись.)

— Уважаемые учёные! Хочу спросить у Вас к какому источнику, получения информации, мы с вами сегодня не обратились за помощью?  (робот Алиса)

— Правильно. Предлагаю внести этот символ в ленту получения информации. Вы согласны со мной?

— Уважаемые исследователи,  есть у Вас желание обратиться к «Алисе»? Может быть, мы, что-то упустили? (По желанию детей обращение к роботу (8) ).

— Ещё есть вопрос к команде исследователей! Как будем отправлять собранную информацию? (Почтой).

— Какой? (Почтой России, Международной почтой или  электронной почтой?(9))

 

Рефлексия:

— Исследование на какую тему мы сегодня с вами провели?

— Что интересного вы узнали?

— Было ли сложно?

— На какую тему вы хотели бы провести исследование в следующий раз? (10)

В: Ребята, большое вам спасибо за оказанную помощь! Я сделала видеозапись ваших сообщений, соберу их в одну папку и отправлю Мари.

 

 

1.     

2.    

3.

 

 

 4.      

5. 

6.

 

 

 7.                                                                        8.

 

 

  

 

    9.      

   10.

×
×