Использование элементов борьбы хапсагай для развития скоростно-силовых способностей борцов вольного стиля

Автор: Кычкин Павел Алексеевич

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БОРЬБЫ «ХАПСАГАЙ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ 

Актуальность исследования. Вольная борьба требует от спортсмена высокого развития всех физических качеств борца и способностей. Одним из основных качеств борца являются скоростно-силовые способности. Эффективным средством для воспитания скоростно-силовых качеств являются национальные виды спорта РС(Якутия). Применение национальных видов в подготовке юных борцов помогает повышать скоростно-силовые способности.

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс юных борцов 12-14 лет.
Предмет исследования – национальные физические  упражнения как средство повышения скоростных способностей юных борцов вольного стиля.
Цель исследования – выявление эффективности элементов национальной борьбы «хапсагай» в развитии скоростных способностей борцов вольного стиля.

Задачи исследования:
1.  Изучить и проанализировать специальный теоретический материал по избранной теме.
2.  Выявить физическую подготовленность юных борцов.
3.  Обосновать эффективность использования национальных физических упражнений в учебно-тренировочном процессе юных борцов.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

История развития национальной борьбы «хапсагай»

Якутская национальная борьба «хапсагай» имеет древнюю историю. Она развивалась вместе с самим народом с незапамятных времен. В прямом переводе слово означает ловкость, но если разобрать по частям слово состоит из двух корней, «хап» — лови и «сагай» — толкни, дерни или в общем смысле слова – лови момент и бросай. «Хапсагай» как вид спорта – это единоборство двух соперников по определенным правилам. Борьба «хапсагай» — украшение национального праздника «ысыах». Усовершенствуясь, развиваясь «хапсагай» дошел и до нащих дней.

Скоростно-силовая подготовка борцов

Скоростная подготовка борцов

™При совершенствовании быстроты простой и сложной реакции борцов используют несколько методических приемов.
™Метод облегченных условий. Многократно повторяются движения с предельной быстротой в облегченных условиях.

 

™Метод обычных условий. Многократно повторяются действия с максимально возможной быстротой в условиях, приближенных к соревновательным.
™Метод усложненных условий. Движения выполняются с предельно возможной быстротой, но в условиях более трудных, чем на соревнованиях.
™Метод на внезапность. Борец приводит какое-то технико-тактическое действие по команде, причем он обязан действовать сразу, без длительных подготовительных действий.
П. А. Сташенко рекомендует следующие методические приемы организации занятий для развития скоростных качеств.
™а) в начале занятия, в подготовительной части, использовать эмоциональную, психическую настройку занимающихся на максимальное  проявление скоростных качеств.
™б) на занятиях первые дни недели больше внимания уделять развитию скорости сложной двигательной реакции, а во второй половине недели развитию максимальных скоростно-силовых усилий.
Силовая подготовка борцов
™В силовой подготовке можно выделить два основных направления:
™— всестороннее развитие силовых способностей, обеспечивающее необходимый уровень двигательной деятельности и являющееся предпосылкой эффективной специализированной тренировки в борьбе;
™— воспитание специфических силовых способностей, соответствующих требованиям тренировочной и соревновательной деятельности в борьбе.
При использовании тех или иных средств силовой подготовки необходимо учитывать (Ю. В. Верхошанский) что:
™— тренирующий эффект любого средства снижается по мере повышения уровня специальной физической подготовленности спортсмена, тем более достигнутого с помощью этого средства;
™— применяемые средства должны обеспечивать оптимальный по силе тренирующий эффект любого средства;
™— тренирующий эффект комплекса средств определяется не только и не столько суммой раздражителей, сколько их сочетанием, порядком следования и разделяющим их временным интервалом.
Развитие взрывной силы у борцов
™Средствами воспитания взрывной силы борца могут быть упражнения с отягощениями, которые В. И. Рудницкий подразделил на три группы:
™— первая группа – упражнения с большими около предельными отягощениями (80-90% от максимальных);
™— вторая группа – упражнения с малыми отягощениями (30% от максимальных), выполняемые с большой скоростью;
™— третья группа – упражнения с соревновательными отягощениями, выполняемые с предельной скоростью.
Особенности занятий вольной борьбой и борьбой «хапсагай»
™Якутская национальная борьба «хапсагай» и вольная борьба – два вида борьбы, которые на первый взгляд сходны друг с другом. Именно на основе «хапсагая» стал развиваться в 50-е годы в нашей республике вольная борьба. Элементы национальной борьбы «хапсагай» стали яркой составной частью борьбы якутских борцов вольного стиля. Сейчас вольная борьба в Якутии безоговорочно признана спортом номер один. Но это нисколько не мешает развитию хапсагая. Правильно используя вековые традиции, спортивные руководители республики вздохнули новую жизнь в национальную борьбу. Через хапсагай идет приток талантов в секцию вольной борьбы.
Особенности развития физических способностей детей среднего школьного возраста
™Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
™Школьники 12-14 лет обладают низкими показателями силы. Однако в возрасте от 12 до 13 лет наблюдаются наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп. Это связано с тем, что в этот период доля мышечной массы к общей массе тела составляет примерно 23%.За период от 12 до 14 лет становая сила увеличивается в 1.5-2 раза.
™Главная задача развития силовых способностей в этом возрасте – общее гармоничное развитие всех мышечных групп.
™Быстрота – это способность человека совершать двигательное действие с минимальной для данных условий затратой времени. У детей младшего школьного возраста способность к быстрому перемещению в пространстве развита слабо. Средняя скорость бега заметно повышается только к 10 годам. У мальчиков наибольшие его величины отмечаются в 13-14 лет. [З. И. Кузнецова, 1987г.].

Физиологическими предпосылками развития быстроты в младшем школьном возрасте служит постепенное повышение подвижности и возбудимости нервно-мышечного аппарата, а также развитие способности к выполнению быстрых движений отдельными частями тела

 
 

 

 

×
×