8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

«Методическая рекомендация по развитию художественно – творческих способностей старших дошкольников с нарушением интеллекта посредством пластилинографии»

Автор: Газимова Елена Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 81

 

Газимова Елена Александровна, воспитатель,

 «Методическая рекомендация по развитию художественно – творческих способностей старших дошкольников с нарушением интеллекта

 посредством пластилинографии»

 

В связи с введением ФГОС ДО намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Дети с легкой умственной отсталостью имеют нарушение интеллекта и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, психической, эмоциональной и личностной сферах. Для этих детей характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с интеллектуальной недостаточностью в развитии; у детей наблюдаются нарушения в формировании процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, развитии речи, у них также нарушена эмоциональная сфера, наблюдаются трудности в общении с детьми и взрослыми. Возникает объективная потребность в других способах педагогического воздействия на детей, то есть специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить все необходимые условия для развития детей.

Педагогическая целесообразность методической рекомендации объясняется тем, что работа в технике пластилинография, отвлекает детей от грустных событий, снимает психологическое напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, что важно для детей с легкой умственной отсталостью.

Пластилинография —один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности. Использование нетрадиционных методов работы: рисование пластилином на картоне, на орг. стекле, на дисках, на пластмассовых крышках, на деревянных досточках и т. д.; использование нетрадиционных приемов: размазывание пластилина на горизонтальной поверхности, раскатывание жгутиков и т. д. в работе с детьми с нарушением интеллекта является инновационной.

Работа в технике пластилинография направлена на развитие художественно- творческих способностей детей, развитие мелкой моторики, так как пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Совокупность этих факторов позволяет считать методику не только как развивающую, но и как коррекционную.

Одним из несомненных достоинств образовательной деятельности по пластилинографии с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта является интеграция образовательных областей. Пластилинография позволяет интегрировать различные образовательные сферы согласно ФГОС ДО:

Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности, все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.

Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность. Формируется наглядно- образное и наглядно- действенное мышление.

Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

  Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие фразовой речи.

Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, игры с движением, …

Это помогает создать целостную картину мира в сознании ребёнка, объединив знания из различных областей. Получение ребёнком метазнаний способствует: снижению уровня агрессивности; повышению уровня рефлексии и самосознания; росту познавательной активности и познавательных интересов; изменению мотивов поведения.

На занятиях используются приемы, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников:

·         движения стеками (игровое упражнение)

·         пальчиковые гимнастики

·         разучивание стихов, загадок, поговорок, проговаривание их с движениями

·         упражнение на дыхание

·         звуковая гимнастика, музыка эмоций

·         перебирание пальцами бус, природного материала

·         игры на дыхание

Мастер класс для детей и родителей

Воспитатель: уважаемые родители, дорогие ребята! Сегодня мы будем заниматься все вместе, но сначала поиграем, встанем все в дружный хоровод. Цель: развитие навыков доброжелательного отношения друг к другу и положительного эмоционального настроения. 

Сегодня мы с Вами будем изображать чудесные цветы. У Вас на столах лежат картонки с готовым контуром цветов. Всего у нас 3 цветочка. Их мы будем выполнять разными способами в технике пластилинография.  Пальчиковая гимнастика «На лугу растут цветы»

Этапы выполнения работы:

1.       Первый цветок мы делаем так. Из куска пластилина отщипываем не большие кусочки пластилина, скатываем их в шарики и выкладываем на лепестки цветка. Цвет пластилина каждый выбирает самостоятельно (ребенок и родитель делают шарики, и выкладывают шариками лепесток)

2.      

Для второго цветка нам необходимо скатать длинную колбаску одно цвета. Аккуратно выкладываем полученную колбаску по контору лепестков цветка, выкладывая от края лепестка к середине. Цвета пластилина для лепестков выбирают сами дети с помощью родителей.

3.      

Третий цветок делаем так: сначала делаем небольшой шарик, кладем на лист цветка, надавливаем на пластилин, затем размазываем его от центра к краям контура. В дальнейшем можно смешивать пластилин одного цвета с другим.  Участники выполняют работу.

Молодцы, все работы очень красивые.

На этом наш мастер-класс закончен. Спасибо за работу!

Задачи мастер класса (для детей):

• формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

• освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

• обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

• развитие мелкой моторики;

• ознакомление с окружающим миром;

• развитие эмоций и фантазии;

Задачи мастер-класса (для родителей):

• освоение родителями нетрадиционной техникой работы с пластилином;

• обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;

• развитие интереса к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в совместной работе родителей с детьми.

развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению

Материалы и оборудование:

• плотный картон с изображением цветов с толстым контуром, размер А4;

набор пластилина; салфетка для рук; доска для лепки; стека.

Методические рекомендации могут быть рекомендованы педагогам, работающим в группе компенсирующей направленности.   Они направлены на развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ и их родителей. Способствует применению здоровьесберегающих технологий и предназначены для развития мелкой моторики рук, а также психических функций: восприятия, памяти, внимания и речи, кроме этого, учитывается принцип полимодальности восприятия. Все задания представлены в интерактивной форме, дети не только смотрят и слушают, но и осуществляют тактильное обследование предметов и практические действия с ними. Такой подход способствует более продуктивному действию, и позволяет избежать быстрого утомления воспитанников.  Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

        Литература:

1.  Газимова Е.А. Авторская педагогическая разработка «Развитие художественно – творческих способностей старших дошкольников с нарушением интеллекта»

2.      Данкевич Е., Пластилиновый мир, Санкт-Петербург 1998;

3.      Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография — М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2008

4.  Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись». — «ТЦ СФЕРА» ,2010.

 

 

×
×