Автор: Газимова Елена Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 81
Газимова Елена Александровна, воспитатель,
«Методическая рекомендация по развитию художественно – творческих способностей старших дошкольников с нарушением интеллекта
посредством пластилинографии»
В связи с введением ФГОС ДО намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Дети с легкой умственной отсталостью имеют нарушение интеллекта и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, психической, эмоциональной и личностной сферах. Для этих детей характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с интеллектуальной недостаточностью в развитии; у детей наблюдаются нарушения в формировании процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, развитии речи, у них также нарушена эмоциональная сфера, наблюдаются трудности в общении с детьми и взрослыми. Возникает объективная потребность в других способах педагогического воздействия на детей, то есть специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить все необходимые условия для развития детей.
Педагогическая целесообразность методической рекомендации объясняется тем, что работа в технике пластилинография, отвлекает детей от грустных событий, снимает психологическое напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, что важно для детей с легкой умственной отсталостью.
Пластилинография —один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности. Использование нетрадиционных методов работы: рисование пластилином на картоне, на орг. стекле, на дисках, на пластмассовых крышках, на деревянных досточках и т. д.; использование нетрадиционных приемов: размазывание пластилина на горизонтальной поверхности, раскатывание жгутиков и т. д. в работе с детьми с нарушением интеллекта является инновационной.
Работа в технике пластилинография направлена на развитие художественно- творческих способностей детей, развитие мелкой моторики, так как пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Совокупность этих факторов позволяет считать методику не только как развивающую, но и как коррекционную.
Одним из несомненных достоинств образовательной деятельности по пластилинографии с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта является интеграция образовательных областей. Пластилинография позволяет интегрировать различные образовательные сферы согласно ФГОС ДО:
Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности, все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.
Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность. Формируется наглядно- образное и наглядно- действенное мышление.
Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие фразовой речи.
Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, игры с движением, …
Это помогает создать целостную картину мира в сознании ребёнка, объединив знания из различных областей. Получение ребёнком метазнаний способствует: снижению уровня агрессивности; повышению уровня рефлексии и самосознания; росту познавательной активности и познавательных интересов; изменению мотивов поведения.
На занятиях используются приемы, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников:
· движения стеками (игровое упражнение)
· пальчиковые гимнастики
· разучивание стихов, загадок, поговорок, проговаривание их с движениями
· упражнение на дыхание
· звуковая гимнастика, музыка эмоций
· перебирание пальцами бус, природного материала
· игры на дыхание
Мастер класс для детей и родителей
Воспитатель: уважаемые родители, дорогие ребята! Сегодня мы будем заниматься все вместе, но сначала поиграем, встанем все в дружный хоровод. Цель: развитие навыков доброжелательного отношения друг к другу и положительного эмоционального настроения.
Сегодня мы с Вами будем изображать чудесные цветы. У Вас на столах лежат картонки с готовым контуром цветов. Всего у нас 3 цветочка. Их мы будем выполнять разными способами в технике пластилинография. Пальчиковая гимнастика «На лугу растут цветы»
Этапы выполнения работы:
1. Первый цветок мы делаем так. Из куска пластилина отщипываем не большие кусочки пластилина, скатываем их в шарики и выкладываем на лепестки цветка. Цвет пластилина каждый выбирает самостоятельно (ребенок и родитель делают шарики, и выкладывают шариками лепесток)
2.
Для второго цветка нам необходимо скатать длинную колбаску одно цвета. Аккуратно выкладываем полученную колбаску по контору лепестков цветка, выкладывая от края лепестка к середине. Цвета пластилина для лепестков выбирают сами дети с помощью родителей.
3.
Третий цветок делаем так: сначала делаем небольшой шарик, кладем на лист цветка, надавливаем на пластилин, затем размазываем его от центра к краям контура. В дальнейшем можно смешивать пластилин одного цвета с другим. Участники выполняют работу.
Молодцы, все работы очень красивые.
— На этом наш мастер-класс закончен. Спасибо за работу!
Задачи мастер класса (для детей):
• формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
• освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
• обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
• развитие мелкой моторики;
• ознакомление с окружающим миром;
• развитие эмоций и фантазии;
Задачи мастер-класса (для родителей):
• освоение родителями нетрадиционной техникой работы с пластилином;
• обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;
• развитие интереса к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в совместной работе родителей с детьми.
•развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению
Материалы и оборудование:
• плотный картон с изображением цветов с толстым контуром, размер А4;
набор пластилина; салфетка для рук; доска для лепки; стека.
Методические рекомендации могут быть рекомендованы педагогам, работающим в группе компенсирующей направленности. Они направлены на развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ и их родителей. Способствует применению здоровьесберегающих технологий и предназначены для развития мелкой моторики рук, а также психических функций: восприятия, памяти, внимания и речи, кроме этого, учитывается принцип полимодальности восприятия. Все задания представлены в интерактивной форме, дети не только смотрят и слушают, но и осуществляют тактильное обследование предметов и практические действия с ними. Такой подход способствует более продуктивному действию, и позволяет избежать быстрого утомления воспитанников. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Литература:
1. Газимова Е.А. Авторская педагогическая разработка «Развитие художественно – творческих способностей старших дошкольников с нарушением интеллекта»
2. Данкевич Е., Пластилиновый мир, Санкт-Петербург 1998;
3. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография — М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008
4. Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись». — «ТЦ СФЕРА» ,2010.