8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Методика подачи практико-ориентированной задачи

Автор: Черемных Ирина Юрьевна

Работа над проектными  задачами

Черемных И.Ю.

Черемных Ирина Юрьевна, учитель математики, МАОУ «СОШ №134» г.Пермь.

 

Аннотация: данная статья  о методике разработки решения проектной задачи. Такой вид деятельности  актуально использовать для подготовки девятиклассников к решению практико-ориентированных задач.

Ключевые слова: практико-ориентированная задача,  метапредметность, 9 класс.

 

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков . В условиях классно-урочной формы обучения, характерной для решения традиционных задач, достичь новых образовательных результатов невозможно. Как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно через организацию проектной деятельности.

Современные тесты ОГЭ содержат ряд задач с метапредметной направленностью и практико-ориентированные задачи, с которыми на уроках ученики сталкиваются крайне редко.

                Данный вид задач малопривычен школьнику, и, сталкиваясь с ними на экзамене, ученик испытывает стресс и теряет экзаменационное время. При ином  подходе к такой задаче ученикам предлагается конкретная    ситуация,  и,  в процессе общения, формулируется проблема. В результате работы над проектом учащимися должен быть  произведён некий продукт.

Перед тем как  текст задачи попадёт в руки ученика, учитель разрабатывает задания, которые помогут  выработать учащимся конкретный продукт. Задания выполняются в группах, где ребята разбиваются по парам, задания могут быть связаны друг с другом.  В работе над проектом можно выделить следующие этапы:

День 1. Открытие проектной задачи.

День 2. Выполнение заданий проектной задачи.

День 3. Учащиеся собирают задания в одно, оформляют брошюру,                плакат.

День 4. Подготовка презентации проектов.

Разработка проектной задачи:

1.  Необходимо выбрать прототип.

2.  Продумать итоговый продукт.

3. Разработать задания.

4. Определение ролей и сроков реализации

 

Распределение ролей при разработке проектной задачи:

— разработчик и руководитель (распределяет время);

-участник рабочей группы;

-встроенные наблюдатели(наблюдают межпредметные результаты);

-консультанты (дают оценку правильности решения «да»-«нет»);

-эксперты (дают оценку выполненному проекту, задают вопросы участникам рабочих групп).

 

Рассмотрим разработку   проектной   задачи  на примере   задачи о теплице:

Проигрывание  процесса работы над проектом учителем, пред тем, как  предложить задачу детям:

1 вопрос:   сколько дуг надо использовать? 

Понимаем, что необходима для работы основа под теплицу- прямоугольник, который может быть вырезан из бумаги (в моём случае это пеноплекс, вырезанный в  готовом  масштабе). В эту основу будут вставляться дуги ( жёсткая проволока).  Ребята должны принять масштаб, зафиксировать. Учащиеся будут устанавливать дуги  через 6 см, произведут , возможно,  расчёт ( 45 см :6 см=7,3) или не произведут, увидят, что надо бы ещё одну дугу, иначе теплица рухнет). Итак , на первый вопрос ответ   8 дуг – получен опытным путём.

2  вопрос:   Какова ширина теплицы?

Тут необходимо переформулировать условие, внимательно читаем:  «Определите  частью какой фигуры является передняя стенка теплицы?».  Ученики должны увидеть  и понять, что  MN –диаметр полуокружности.

3  вопрос:   Какова примерная площадь участка теплицы?

Формулируем в задании учащимся вопрос: « Какая фигура лежит в основе фундамента?»

4  вопрос:   Сколько потребуется укрывного материала?

Здесь учащиеся должны создать ручной вариант укрытия ( это может быть любого вида полиэтилен, лист бумаги,  ткань и т.д.)  Важно, чтобы ребята  произвели нужные расчёты и вырезали по размеру. Далее выясняем, что передняя и задняя стенки теплицы образуют окружность. Задание звучит так: «Укройте боковые стенки. Какая фигура получится из двух боковых стенок?»

5  вопрос:   Какова высота входа в теплицу?

Формулируем задание:

1.     Определите форму двери.

2.     Определите АВ.

3.     На  MN  отметьте точки А и В.

4.     Перегните по прямой  АС,BD, CD(замечают . ОК-высота входа)

5.     Сравните высоту входа в теплицу с отрезками AC  и  BD.

6.     Определите форму фигуры  ACO(понимают, что AC ищем по теореме  Пифагора)

6  вопрос:   Дизайн внутреннего благоустройства: о форме грядок, их ширине, количестве уложенной плитки. Учащиеся могут использовать цветную бумагу, приклеить дорожки.

 

Важно! Учащиеся все необходимые измерения и полученные результаты должны заносить в таблицу!

 

Перед нами  встаёт вопрос:   как организовать коллектив на проектную задачу?

1.     Можно в течение четверти объединить  учащихся в разновозрастные группы (7,8,9 класс)

2.     Задачу можно сначала дать индивидуально,  например, на  субботу, а в следующую субботу  коллективно решаем

3.     Чем меньше участников в одной группе, тем эффективнее работа над задачей, достаточно 3-4 человека.

4.     Для каждой группы подготовить пакет документов:  инструкция по выполнению работы;  задание;  справочный материал.

5.     Выбрать экспертов  (учителя), которые отмечают верные — неверные результаты  групп: ставят + или  — на полученных результатах  команд (представители от команды подходят, 3 сек., уходят , всё очень быстро, никаких подробных ответов и разъяснений от экспертов они не получают.  Экспертами также заполняются оценочные листы.

6.     Консультанты- это знающие задачу специалисты, с которыми учащиеся могут вести дискуссию по ходу решения задачи

7.     Наблюдатель – следит за метапредметностью, наблюдает за всеми командами,  тоже имеет свои оценочные листы.

8.     Каждая группа учащихся также имеет свои оценочные листы, где происходит оценивание своего участия и  оценивание  друг друга.

 

Таким образом, проведя подготовительную работу, можно выделить  основные необходимые моменты:

— Должен быть разработан текст проектной задачи;

— Должны быть разработаны оценочные листы;

— Должен  быть разработан  оценочный  лист  итогового продукта;

— Должен  быть разработан  алгоритм  решения задачи.

— Дети, читая  задачу, знакомятся с ситуацией, в которой им предлагается произвести готовый продукт – теплицу.

         

 Задачи проекта, которые должны сформулировать для себя учащиеся:

      Выполнить макет теплицы

      В ходе монтажа  произвести  необходимые расчёты и ответить на поставленные вопросы.

      Вспомнить и закрепить пройденный  материал

      Придумать рекламу своему продукту

Легенда:

           «Екатерина Сергеевна, преподаватель биологии, обратилась в фирму  «Дачный мир», чтобы заказать теплицу для пришкольного участка.  Она представила фирме свои требования:

                     1. Теплица должна быть длиной 4,5 м;

                     2. Для каркаса использовать металлические дуги теплицы длиной 5,2 м;

                     3. Теплица должна быть обтянута пленкой;

                     4. В передней стенке теплицы планируется вход.

В фирме изобразили схему теплицы, сделали разметку, где:  точки  В  и С  —  середины  отрезков  АО и  ОD  соответственно.  BB CC – вход в теплицу. 

            Вдруг  директор  компании  объявил, что он  заканчивал эту же школу,  и поэтому  совершенно бесплатно  предложил  проект внутренней планировки  теплицы, в который входят:

                    1. Внутри теплицы будет одна центральная грядка и две по бокам;

                    2. Дорожки между грядками шириной 60 см;

                    3. Закрыть дорожки тротуарной плиткой  размером

 20 см*20 см.

            Екатерину Сергеевну такая схема устроила, она  обрадовалась, но задумалась, не слишком ли много площади теплицы будет занято  дорожками, и попросила  проектировщиков обсчитать этот вариант.

Директор уточнил, что для того, чтобы утвердить проект, необходимо построить макет. Он попросил Екатерину Сергеевну  подойти через 3 дня для подписания договора».

 

После того, как разыгрывается ситуация, команды учащихся  приступают к реализации проекта. На руках у них имеется инструкция, помогающая последовательно проводить действия,  справочная литература, материалы, из которых нужно изготовить теплицу. 

 

Инструкция к выполнению:

(предлагается учащимся)

(все вычисления округляются до десятых, π=3,14)

1.Проверьте размеры  длины основания теплицы и длины дуг.

2.Запишите масштаб выполняемого макета

3.Расставьте дуги с учетом расстояния между ними. Определите необходимое количество дуг.

4.Занесите данные в таблицу карандашом.

5.Какой фигурой является передняя стенка теплицы?  Какой отрезок   будет являться шириной теплицы?  Определите ширину теплицы.  Пользуйтесь справочными данными.  Занесите ширину в таблицу.

6.           Найдите  ширину   входа  в теплицу.  Используйте условие расстановки точек на  схеме.   Разрежьте вход  по пунктиру.  Сделайте  сгибы  по отрезкам  ВВ  и  СС, надрежьте, чтоб обе дверки распахивались. Отметьте на макете точки В и  С.

7.Определите высоту входа, для этого  определите форму фигуры  BBO.  Расставьте все известные данные.  Найдите высоту входа.  Результат занесите в таблицу.

1.     Определите фигуру, лежащую в основе фундамента. Запишите в таблицу площадь участка под теплицей, предварительно  округлив результат до целых.

8.Накиньте  теплицу  пленкой  сверху.  Вырежьте  по  размерам теплицы. Укройте боковые  стенки. Вырежьте.  Какая  фигура получится  из двух боковых стенок?  Сколько потребуется  укрывного  материала , если при монтаже его расход может увеличиться до 10%?   Расход материала  занесите в таблицу, результат округлите до целых .

9.Обсчитайте площадь дорожек. Результат занесите в таблицу.

10.                  Определите, сколько понадобится штук плиток, чтобы укрыть дорожки.  Сколько упаковок нужно закупить, если она продается в коробках по 6 штук? Результат занесите в таблицу.

11.                  Минусуйте  ширину  дорожек   из общей ширины теплицы.  Рассчитайте  ширину  грядок, если ширина узкой грядки относится к ширине центральной грядки   как   3:4. Занесите ширину центральной грядки в таблицу, округлив результат до целых.

12.                  Определите, сколько процентов составляет  площадь, отведенная под грядки, от площади  всего участка, отведённого под теплицу.  Округлите до целых, результат занесите в таблицу.

 

 

Время, на которое рассчитана вся работа, варьируется от 4-х до 6-ти часов. Всё зависит от мотивации класса. Когда ребята начинают получать первые результаты,  они  увереннее начинают себя чувствовать, втягиваются  и  дальнейшая работа проходит намного быстрее и активнее. Замечено, та группа, где учащиеся не пренебрегают обращением к консультанту,  приходит к  финишу первая  и  с  верными результатами.  Т.е. при подведении итогов  это подчёркивается, что ребята должны уметь выстраивать диалог  не только в группе друг с другом, но и со старшими людьми:  консультантами, экспертами.

После того, как каждая команда закончила свою работу, начинается последний этап-защита проекта.  Команды по очереди выходят в зал, несут свой макет, таблицу с расчётами. Выступает выбранный командой докладчик.

Вопросы команде  задают эксперты,  например: для чего используется такой небольшой шаг между устанавливаемыми дугами? Или: теплица с подогревом для чего? Если в зимний период, то как же быть с поликарбонатным покрытием, которое само от мороза не спасает?

Большая роль отводится способности грамотно провести защиту своего проекта, выделить цели и задачи, которые команда ставила перед собой, умению подчеркнуть  лучшие качества своего проекта и доказать это  при необходимости. 

 

Литература:

1.     А.Б.Воронцов «Проектные задачи», «Просвещение, 2011г.

2.     А.Б.Воронцов «Концепция развивающего обучения в основной школе: Учебные программы», Вита-пресс, 2009г.

3.      Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и педагогическом вузе : коллектив. моногр. / И.М. Смирнова [и др.]. – М.: Прометей, 2017. – 238 с. : табл. – Библиогр. в конце глав. – ISBN 978-5-906879-74-5.

4.     Епишева, Ольга Борисовна. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода : кн. для учителя / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с. : ил, табл. – (Библиотека учителя). – Прил.: с. 181–200. – Терминолог. словарь: с. 201–211. – Библиогр.: с. 212–221. – ISBN 5-09-010905-2.

 

×
×