Автор: Рязанцева Вера Ивановна
Внеклассное мероприятие
«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ АССОРТИ»
Автор — Рязанцева В.И учитель математики МБОУ «Казацкостепская ООШ» Губкинский район , Белгородская область
Тема, участники Математическое ассорти,7-8 класс
Девиз: « Познаём вкус математики!»
Время проведения — 60 мин
Тип и форма мероприятия — Познавательная игра
Цель: Способствование проявлению индивидуальных способностей учащихся ,привитие интереса к математике.
Задачи: Обучающие. Учить применять знания, полученные на уроках, в необычной обстановке. Развивающие. Развивать познавательные способности детей, обогащать их деятельность увлекательными элементами, занимательными математическими играми и заданиями; Способствовать развитию воображения, логического, аналитического, критического мышления. Способствовать формированию математической компетентности учащихся. Воспитательные. Воспитание эстетического чувства. Воспитание умения слушать и слышать |
|
|
|
|
|
Предметные области: Математика, история математики, история, литература ,физическая культура
Оборудование: ПК, проектор, доска , экран, коробка с конфетами и прикреплёнными к ним заданиями.
Подготовительная работа: Объявляется о месте и времени проведения математического ассорти. Разрабатываются задания для конкурсов. Участники знакомятся с условиями игры. Разрабатывается бальная система оценивания работ
На доске объявлений вывешивается план мероприятия и направления – типы задач , которые могут лежать в коробке.
Прогнозируемый результат: проведённое мероприятие не должно оставить учеников равнодушными; у слабоуспевающих и детей с низким уровнем мотивации к обучению появление интереса к предмету.
План мероприятия
( конкурсы проводятся в той последовательности, в которой дети достают из коробки конфеты с заданиями)
1. Вступительная часть.
2. Числа вокруг нас
3. Тест на внимательность
4. Задачи на спортивную тематику Олимпийских игр в Пекине
5. Математические задачи в стихах
6. Загадки, логогрифы
7. Практические задачи
8. Краеведческие задачи
9. Логические задачи
10. Домашнее задание — составить задачу
11. Грамотеи
12. Художники
13. Рефлексия, Высказывания о математике великих людей. Вывод: В чём же вкус математики?»
14 Викторина , стихи о математике ,песни ( см. Приложение .Жюри тем временем подводит итоги)
15 Награждение.
Ход мероприятия.
I.ВЕДУЩИЙ:
Звучит музыка («Учат в школе)
Математика является довольно серьезной наукой, но сегодня мы внесем в серьезное дело элемент игры! Наш девиз « Познай вкус математики»
Внимание!
Не забудьте взять с собой сообразительность, находчивость, хорошее настроение и внимательность!
Оставить за дверью все дурные привычки, а также плохое поведение.
Необходимо не только слушать, но и слышать и тогда вам будет по силам любая задачка!
Наша игра-это не только, личное первенство, но и умение проявлять поддержку и доброжелательность к конкурсантам. Наиболее активные участники будут отмечены и награждены.
Представляю наше жюри (представление жюри).
Правила нашей игры
-не демонстрировать плохого настроения;
-не смеяться над чужими ошибками;
-не утаивать свое мнение.
Помните, что познать вкус математики можно только преодолев все трудности на пути! Вперёд!
!!!Ведущий приглашает первых двух учеников вытащить первые шоколадки (задания) На обдумывание задания даётся до 10 минут, а тем временем ведущий играет с залом и предлагает назвать пословицы, в которых присутствуют числа. (Затем, аналогично проводятся по направлениям из объявления остальные конкурсы , в той последовательности, в какой дети вытаскивают задания из коробки « Математическое ассорти». В каждом конкурсе по 2 задания. В « Приложении» имеется подборка, стихов, песен, пословиц, викторин, чтобы заполнить время в перерывах .)
II.Числа вокруг нас
А) В течение двух тысяч лет (20 веков) геометрию изучали по его книге «Начала» либо из учебников, написанных на основе этой книги, но о самом ученом история сохранила настолько мало сведений, что нередко высказываются сомнения о самом его существовании. Кто этот поразительный человек?
Ответ: Евклид «Великие математики»
Б) Сколько звёзд в Большой медведице? Ответ: семь
В) Сколько всего натуральных чисел? Ответ: бесконечно много
Г) Сколько в одном литре кубических сантиметров? Ответ: 1000
Д) Лошадь съедает стог сена за 2 дня, корова — за 3, овца — за 6. За сколько дней они съедят стог, если будут есть его вместе? Лошадь, корова и овца съедают в 1 день соответственно 1/2, 1/3 и 1/6 стога. 1/2 + 1/3 + 1/6 = 1. Значит, они съедят стог за один день.
Ответ: Лошадь, корова и овца съедают в 1 день соответственно 1/2, 1/3 и 1/6 стога. 1/2 + 1/3 + 1/6 = 1.»
Е) Сколько раз в сутки часовая и минутная стрелки образуют прямой угол?
Ответ: В сутки часовая стрелка делает 2 оборота, а минутная 22. Следовательно ,минутная стрелка обгоняет часовую 22 раза и каждый раз с часовой стрелкой образуется по два прямых угла, т.е. ответ — 44.
III Математические задачи в стихах
А) Кросс осенний вспоминая,
Спорят белки два часа:
«Победил в забеге заяц,
А второй пришла лиса!»
«Нет, — твердит другая белка,
— Ты мне шутки эти брось
. Заяц был вторым конечно,
Первым был, я помню, — лось!»
«Я, — промолвил филин важный,
— В спор чужой не стану лезть.
Но у вас в словах у каждой
По одной ошибке есть.»
Белки фыркнули сердито.
Неприятно стало им.
Вы уж, взвесив все, решите,
Кто был первым, кто вторым.
Ответ: первым был лось, второй – лиса, третьим – заяц.
Б) Медведь с базара плюшки нес,
Но на лесной опушке
Он половину плюшек съел
И плюс ещё пол плюшки.
Шёл, шёл, уселся отдохнуть
И под «ку-ку» кукушки
Вновь половину плюшки съел
И плюс ещё полплюшки.
Стемнело, он ускорил шаг,
Но на крыльце избушки
Он снова пол- остатка съел
И плюс еще полплюшки.
С пустой котомкю — увы!
Он в дом вошёл уныло:
Хочу, чтоб мне сказали вы,
А сколько ж плюшек было?
Ответ: 7 плюшек
В) Прилетели галки,
Сели на палки.
Если на каждой палке
Сидит по одной галке,
Тогда для одной галки
Не хватает палки.
Если на каждой палке
Сидит по две галке,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько было галок?
Сколько было палок?
Ответ: 4 галки 3 палки
IV.Задачи на спортивную тематику Олимпийских игр в Пекине
1)Во сколько раз площадь мишени для стрельбы из положения лежа меньше мишени для ведения огня стоя, если в настоящее время размер (диаметр) мишеней биатлона составляет 4,5 см для стрельбы из положения лежа и 117 мм для ведения огня стоя
2) Российский спортсмен дистанцию 5000 м пробежал за 7,5 мин. Какой результат покажет этот спортсмен на дистанции 1500 м, если будет бежать с той же скоростью
V Загадки, логогрифы
Загадка 1Самая большая российская река. Не Енисей, не Кама и даже не Ока. Зовут ее все матушкой, А в прошлые века Там бурлаки-ребятушки, Чья участь нелегка, Тащили баржи с грузами: Огромными арбузами, Специями, тканями… Речку ту узнали вы?
Ответ: Волга
Загадка 2 Кулик не велик, Сотне ребят велит: То сядь да учись, То встань разойдись. Ответ: школьный звонок
Загадка 3 Глядела цифра в зеркало И о сестре мечтала. Но только свойства одного Его видать не знала. И получила двойника. Как капелька водицы Сестра похожа на нее. Да только вниз косица.
Ответ: шесть и девять
Загадка 4 У старшего брата две конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала, и между братьями наступило равенство? Ответ: пять
Логогриф 1 . Я – пространственное тело, И не сложен я с натуры, Если ж вставить Л умело, Стану домом я культуры.
Ответ: куб — клуб
Логогриф 2. Он – грызун не очень мелкий, Ибо чуть побольше белки, А заменишь У на О – Будет круглое число.
Ответ: сурок — сорок
VI. Краеведческие задачи
Задача №2) « Гордость области и страны»
В посёлке Казацкая Степь проживали женщины, которые имели наивысшую Государственную награду нашей страны СССР — Орден Ленина ( Старикова А.Ф-имела 3 ордена Ленина, Чубарова А.М-1 орден Ленина и Иванникова В.И—1 орден Ленина). Число женщин-тружениц, имеющих орден Ленина, составляет 1/2от числа женщин имеющих государственные награды и проживавших в п. Казацкая Степь. а) Сколько всего женщин посёлка имеют государственные награды? Сколько % от общего числа составляют награды Стариковой А.Ф?
(Ответ а) 6. Это: Нарбекова Т.А, Аванесян Л.П. , Бурцева Е.П., Иванникова В.И. ,Чубарова А.М, Старикова А.Ф. б) 50% . (Если сложить все надои молока за год, полученные Стариковой А.Ф, то получится, что она отправляла с фермы по 30 цистерн молока в год. Об её трудовом подвиге писали все центральные газеты СССР)
Задачи №4-№5 Губкинский район в цифрах и датах:
№2. Численность населения Губкинского района составляет 118612 человек, Белгородской области -1541259 человек, а п. Казацкая Степь 352 человек. Какую часть составляет население п. Казацкая Степь от населения района и области. Ответ округлите до сотых
VII.Задачи на внимательность. Предлагаются картинки на которых нужно найти нужные объекты ( см. Презентация)
VIIIа) Логические задачи. ( см презентацию)
VIIIб) Практические задачи
1. Имеется 555 гирь весом 1 г, 2 г, 3 г, … , 555 г. Разложить их на три равные по весу кучи.
Решение
2. I кучка II кучка III кучка
3. 555 554 553
4. 550 551 552
5. 549 548 547
6. 544 545 546
7. …………………………
8. 15 14 13
9. 10 11 12
Будем раскладывать гири по 6 штук, как указано в схеме. После разложения каждых 6 гирь вес кучек окажется равным. Оставшиеся 9 гирь, разложим следующим образом: 1, 9, 5; 2, 6, 7; 3, 4, 8.
2.Имеется 185 монет, среди них 7 фальшивых. Все настоящие монеты весят одинаково, все фальшивые монеты также весят одинаково. «Фальшивая» монета легче « настоящей». Как за три взвешивания на чашечных весах без гирь отобрать 23 настоящие монеты?
Решение. 185=92+92+1. Отложим одну монету, а кучки по 82 монеты сравним между собой (1-е взвешивание).
Если кучки равны, то в каждой по 3 фальшивых монеты, и отложенная – фальшивая. Берем любую из кучек. 92=46+46. Сравниваем кучки по 46 монет (2-е взвешивание), так как фальшивых монет нечетное число, то кучки не могут быть равны, выбираем более легкую, в ней не более одной фальшивой монеты. 46=23+23, сравниваем кучки по 23 монеты (3-е взвешивание), если они равны, берем любую, если не равны, то выбираем более легкую.
Если кучки не равны, то выбираем более легкую, в ней 3 фальшивых монеты, далее действуем, как в 1.
IХ.Домашнее задание (составить задачу)
Зачитывают свои задачи (Ниже приведена лучшая задача к 140-летию К.И.. Чуковского, Автор Чеботарёв Антон,6 класс)
Степень положительного числа. От верблюда.
Зайчишка-зайка серенький по лесу скакал и громко-громко-громко он песню напевал: «Я лёгок на подъём, я легче всех на свете! Могу похвастать я, 4кг не ощущаю я!» Услышали газели и сразу прилетели, ведь думали газели, что сгорели их качели. Но зайка тут как тут, их быстро успокоил и предложил сыграть в игру « Кто самый умный, быстрый и массивный в нашем лесу?»
«Слушайте внимательно»- молвил заяц вдруг и все затихли и «напрягли мозги».
«Масса одной газели равна квадрату моей массы, а цапля в 2 раза меньше меня. Олень же имеет массу26кг. Понятно? « Задумалось зверьё.
Вдруг крокодил «привалил» и заорал: « Подайте галоши, я съем их буду , как Жена и Татоша, ни больше ни меньше, ведь они вместе весят как олень, а мой Татоша как ты –«хвастунишка»
Прискакала Кенгуру и сказала: « Не пойму! Наверное, самая красивая и самая массивная я тут. Моя масса равна 7степени массы цапли». Из кустов появился медведь, да как зарычит: «Я хозяин в лесу и я самый сильный и массивный Моя масса рана 4*34 кг»
Вдруг с дерева свисла мартышка «Хоть Моя масса равна 3 степени массы цапли, но я акробатка. Никто из вас не может бегать по деревьям, как я. Бегаю я в час со скоростью , численное значение которой равной массе оленя в километрах»
Разгорелся спор. Вдруг появился носорог: « Я самый умный и массивный и внешне креативный! Мой нос равен 20 ,а масса равна 8 степени массы цапли. Вот так».
Тут вдруг появился верблюд с поклажей, он вёз ученика 6 класса Васю в Африку. «Обидели Вы меня. Моя масса на 150 кг больше массы носорога, но я везу Васю массой 2*52 и вещи его в 3пуда. Наверное, самый сильный и добрый я.»
«Ничего не пойму. Вот это задачку я задал себе. Как же вас всех не обидеть»,- промолвил зайчишка.
«Мы поможем»,- слышен звук. Это тюлень с бегемотом идут. « Мы самые сильные и массивные! Спору тут нет. У каждого свой имидж есть. Вы только посчитайте, какая масса у всех собравшихся зверей, если я тюлень имею массу 36 кг, а мой друг бегемот 45кг, а ещё ответьте на вопрос. Какая скорость у мартышки, какой нос у носорога, какой груз везёт верблюд?»
Зайка: « Помогите, друзья! Я совсем запутался в этих цифрах, я никогда больше не буду хвастать!»
Решение:
Заяц имеет массу-4 кг
Масса газели-42=16кг
Масса цапли -4:2=2
Масса оленя- 26=64кг
Масса Татоши-4 кг
Масса Жены крокодила-64-4=60кг
Масса крокодила -64кг
Кенгуру-27=128кг
Медведь-4*34=4*81=324кг
Мартышка-23=8кг
Скорость мартышки -64км/час
Носорог 28=256кг, нос носорога=20=1м
Масса Васи 2*52=2*25=50кг
Поклажа Васи-3*16=48
Масса верблюда 256 +150=406 кг
Масса Тюленя-36=729кг
Масса Бегемота 45=1024кг
Масса всех зверей=4+16+2+64+4+60+64+128+324+8+256+406+729+1024=3089(кг)
Скорость мартышки 64 км/час
Груз везёт верблюд 48+50=98(кг)
Нос носорога -1м
Ответ:3089 кг;64км/час; 1м.; 98 кг.
Х. Грамотеи.
К доске приглашаются по очереди участники, которые записывают под диктовку слова: (параллелепипед, транспортир, статистика, уравнение, абсцисса, ордината, дециметр, частное, комбинаторика, ордината, дискриминант.)
ХI. Художники
Нарисовать фигуру человека, используя простейшие геометрические фигуры(прямоугольник, круг квадрат ,отрезок, луч точка)
ХII. Рефлексия .Поведение итога : «Каков же вкус математики»? Высказывания великих людей о математике
ХIII .Викторина, стихи ,песни, пословицы см.(Приложение)(Жюри подводит итоги)
ХIV Награждение.
Литература:
1.Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. — Киров: АСА, 1994.
2.Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 6 — 8 классах: Кн. для учителя/ Под ред. С.И. Шварцбурда. – М.: Просвещение, 1984.
3.Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. – М.: Учпедгиз, 1961.
4.Касаткина Н.А. Уроки знаний. Классные часы. – Волгоград: Учитель, 2003.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/matematicheskiy-kvn-erudity-vpered—13684/
ХIV. ПРИЛОЖЕНИЕ
Заполнить « пустое время» между конкурсами можно:
1) Пословицы, в которых не обойтись без математики
2) Стихи о математике
3) Викторина
4) Песни о школе и учёбе……
СТИХИ
1 Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы.
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
2 Математика – наука.
Очень нужная она.
Без нее не обойдутся
Ни директор и ни я
Математика – гимнастика ума.
Логично мыслить учит нас она.
Из всех наук важнейшая,
Мудрая, точнейшая.
3 Математика важна,
Математика нужна,
Математика – наука,
Мыслить учит нас она.
Математика – царица всех наук,
Только не дается все без мук.
Если хочешь ты на свете умным быть,
Непременно нужно математику учить.
Занимайся и старайся, не ленись.
На пятерки все смелее ты учись.
Все получится, конечно, у тебя.
И со знаниями будешь ты всегда.
ПОСЛОВИЦЫ
- — Один в поле не воин.
- — Один с сошкой, а семеро с ложкой.
- -Один в море — не рыбак.
- — Одна рука узла не вяжет.
- — Один пашет, а семеро — руками машут.
- — Одна голова на плечах.
- — Одна нога тут, другая — там.
- — Одна мудрая голова ста голов стоит.
- — Одна пчела лучше, чем рой мух.
- — Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- — На одном месте и камень мхом зарастает.
- — Одно сегодня лучше двух завтра.
- — От одного слова да навек ссора.
Два
- — Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
- — Два сапога — пара.
- — Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
- — Как две капли воды.
- — Кто скоро помог, тот дважды помог.
- — Между двух огней.
- — На два слова.
- — На два фронта.
- — Не может связать двух слов.
- — Ни два, ни полтора.
- — Одна голова — хорошо, а две — лучше.
- — От горшка два вершка.
- — Палка о двух концах.
- — Сидеть меж двух стульев.
- — Скупой платит дважды.
- — Убить двух зайцев.
Три
- Хвастуну цена — три копейки.
- Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года.
- Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени — только три дня.
- Заблудиться в трех соснах.
- Из третьих уст, из третьих рук.
- От горшка три вершка.
- С три короба.
- Третьего дня. Позавчера.
- Обещанного три года ждут.
- Плакать в три ручья.
- Три бабы — базар, а семь- ярмарка.
- Согнуться в три погибели.
- Трое осудят, десятеро рассудят.
- Друг рядом лучше, чем три вдалеке.
Четыре
- Без четырех углов изба не рубится.
- Без троицы дом не строится, без четырех углов изба не становится.
- Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
- На все четыре стороны.
- Жить в четырех стенах.
- Четыре полы, а бока голы.
- Четыре страны света на четырех морях положены.
- Четыре угла дому на строение, четыре времени году на совершение.
Пять
- Как свои пять пальцев.
- Пятое колесо в телеге.
- Пятеро волов одной сохой пашут.
- У него шесть хитростей и пять обманов.
- Один улей -улей, а пять — пасека.
- С пятого на десятое.
- Пятерым просторно, а двоим тесно.
Шесть
- Шестое чувство.
- Три волосинки в шесть рядов уложены.
- Нельзя быть шести пядей во лбу.
- Вшестером пойдем — далеко уйдем.
Семь
- Семь пятниц на неделе.
- Семеро по лавкам.
- Семь верст до небес и все лесом.
- У семи нянек дите без глазу.
- Семь раз поели, а за столом не сидели.
- Семеро одного не ждут.
- У одной овечки семь пастухов.
- Семь бед — один ответ.
- Семь пядей во лбу.
- Семь раз отмерь — один раз отрежь.
- Для любимого дружка семь верст не околица.
- Тайна за семью печатями.
- Семь потов соло.
Восемь
- Весна да осень — на дню погод восемь.
- Осень — перемена восемь.
- Восьмое чудо света.
Девять
- Девять жизней у кошки.
- За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве.
Десять
- В десятку.
- Лучше десять виновных простить, чем одного невиновного наказать.
- Не робкого десятка.
Ноль
· Ноль без палочки, ноль внимания.
· Абсолютный нуль, круглый ноль.
· Сводить к нулю, свести к нулю.
· Ничего не возникает из ничего.
· Ничего не ново под луной.
· Даром ничего не дается.
·
ПЕСНИ
·
· Гимн математике
· Чтоб водить корабли,
· Чтобы в небо взлететь,
· Надо многое знать,
· И при этом, и при этом,
· Вы заметьте-ка,
· Очень важная наука
· Ма-те-ма-ти-ка!
·
· Почему корабли
· Не садятся на мель,
· А по курсу идут
· Сквозь туман и метель?
· Потому что, потому что,
· Вы заметьте-ка,
· Капитанам помогает
· Ма-те-ма-ти-ка!
·
· В наше время, чтобы строить
· И машиной управлять,
· Прежде нужно уже в школе
· Математику узнать
· .
· На войне ли современной,
· В годы ль мирного труда,
· При расчетах непременно
· Математика нужна.
·
· Надо прежде всего
· Математику знать.
· И на свете нет профессий
· Вы заметьте-ка,
· Где бы вам не пригодилась
· Математика!
· Песня «В математике силён” (на мотив песни «Хвастать, милая, не стану”)
·
· Хвастать я сейчас не стану,
· Знаю точно, что пою,
· Я задачки все решаю,
· Математику люблю.
·
· Припев:
·
· В нашем классе все ребята
· Не спесивы и честны.
· И в труде себя покажут,
· И в учёбе хороши.
·
· Любим мы решать примеры,
· Да и уравнения,
· Победим седьмые классы,
· Без всякого сомнения.
·
· Припев:
·
· А мальчишечки у нас
· Очень увлекательны,
· Прорешают все примеры
· Быстро, замечательно.
· Припев:
ВИКТОРИНА
1.Крышка стола имеет четыре угла. Один из них отпилили. Сколько стало углов? (5)
2. Сумма каких двух натуральных чисел равна из произведению? (2)
3.На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось. На 20 день заросло всё озеро. На какой день заросло половина озера? (19)
4.Кто тяжелее? Первый людоед, который весил 48 кг и съел на ужин второго или второй, который весил 52 кг и съел первого? (одинаково)
5.Две монашки пошли в церковь и прошли 60 вёрст. Сколько вёрст прошла каждая, если они шли с одинаковой скоростью. (60)
6. Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько понадобится времени, чтобы сварить 3 яйца всмятку?(3 мин)
v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}
Normal
0
false
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}