Автор: Немцева Лариса Владимировна
Из опыта работы на тему: «Развитие речи дошкольников на занятиях по физкультуре».
МАОУ СШ «Комплекс Покровский»
Инструктор по физической культуре
Немцева Л.В.
Общество в настоящее время озабочено состоянием здоровья подрастающего поколения. Результаты медицинских обследований в различных регионах нашей страны свидетельствуют о высокой патологической пораженности дошкольников, лишь 10% из них признаны здоровыми.
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.
Но, помимо развития физических качеств дошкольников, не стоит забывать о развитии речи. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. В своей работе я стараюсь помочь детям овладеть развитием не только крупной моторикой, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.
На занятиях я использую:
-Стихотворное и музыкальное сопровождение спортивных упражнений и игр;
— Считалочки;
— Художественное слов.
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.
Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом.
С целью развития речи упражнения с мячом выполняются под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Детям нравится, играя с мячом, отхлопывать ритмический рисунок:
«Скачет мячик, как живой.
Мячик, мячик, что с тобой?
Ничего он не сказал,
Лишь быстрее ускакал»
Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.
Во время занятий провожу игры с детьми:
-«Назови ласково» — (образование уменьшительно-ласкательные
существительные);
— «Скажи наоборот» — (использование антонимов)?
— Мячик мы ладошкой «стук»,
повторяем дружно звук.
(когда услышишь звук «А»,
стукни мячом об пол,
поймав мяч, повтори этот звук).
(развитие фонетического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков);
Одним из методов стимулирования и развития речи являются речевые подвижные игры.
Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, правильно произносить звуки, углублять представления об окружающем, а также внимание и память.
Всем известны игры: «У медведя во бору»; «Гуси-гуси, га-га-га»; «Ковбой», «Космодром», «Как у бабушки Маруси», «Космическая карусель», «Мишка», «Часики» и др. Подобные игры, оказываются, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения.
В процессе проговаривания стихотворений одновременно с движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной. Решению этой задачи служат считалки, когда каждое слово, включая и предлоги и союзы, указывают на играющего.
— Сидел король на лавочке,
Считал свои булавочки:
Раз-два-три,
Королевой будешь ты!
-За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдёт,
Тот из круга вон пойдёт.
-Раз, два, три, четыре.
Кто живет у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я —
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять —
Всех начну считать опять.
— Выпал снег на поля,
Прибежала детвора.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем бегать и скакать,
Будем мы в снежки играть.
— Раз — Меркурий.
Два — Венера.
Три — Земля.
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер.
Шесть — Сатурн.
А ещё Уран, Нептун.
И ещё учтём Плутон.
Наше Солнце чемпион!
Одним из способов взаимодействия движений и речи является логоритмика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыки. Именно музыка является организующим и руководящим началом в логоритмике.
Логоритмические упражнения провожу во время утренней гимнастики, на занятиях по физической культуре, в начале и конце занятия.
«Смешные повторялки»,
«»Звериная зарядка»,
«Эй, лежебоки», ну-ка, вставайте!».
В работе с детьми использую музыкальные игры-забавы с целью развития чувства ритма и развития зрительно пространственных представлений.
«»Мы пойдем налево…»;
«Я от тебя убегу….»;
«Пяточка-носочек, раз, два, три,…»
И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития речи пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности. В своей работе использую пальчиковые игры: «Бежали бегемотики»; «1,2,3,4,5 – мы идем во двор играть»; «1,2,3,4,5 идет листья собирать»; «Лодочка» и др.
Праздники и развлечения в дошкольном учреждении – это важная часть педагогического процесса.
В этой эмоционально-позитивной раскрепощенной обстановке дети с большим удовольствием получают и закрепляют определенный багаж речевых знаний, умений и навыков. Праздники и развлечения полезны для повышения самооценки ребенка, осознания им необходимости правильной речи. Организуя такие мероприятия, перед собой ставлю цель – сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными событиями и радостью.
Тематика праздников и развлечений охватывает разные стороны речевого развития детей. Каждое мероприятие посвящено определенной теме. Стараюсь, чтобы тема развлечений соответствовала периоду и сезону её изучения. Например: «Путешествие в страну Здоровья» о здоровом образе жизни проводилось осенью; «Наш друг Снеговик», развлечение проходило зимой к дню рождения Снеговика; «Зимние забавы», зимой, расширяли знания детей о зимних видах спорта; февральский праздник «Аты-баты, шли солдаты» был посвящен Дню защитника. Отечества; «Масленица» — в марте, расширяла знания детей о народных традициях; «Космическое путешествие» проходило в апреле на закрепление темы «Космос»
Таким образом, в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно. При этом дети получают большое удовольствие.
Литература:
1. Е. Муфазалова, «Доклад из опыта работы «Развитие речи дошкольников на занятиях по физкультуре»;
2. Дошкольная педагогика, май, 2020 г.;
3. Е.Н.Вареник, «Физическое и речевое развития дошкольника»;
4. М.Н.Никитина, «Двигательная активность, как средство развития речи детей дошкольного возраста», 2020;
5. И.Е.Аверина, «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» 2005;
6. Е.Ф. Желобкович, «Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа» «Пальчиковая гимнастика;
7. Е.Ф. Желобкович, «Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа» «Пальчиковая гимнастика;