8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Развитие речи дошкольника на занятиях по физкультуре

Автор: Немцева Лариса Владимировна

Из опыта работы на тему: «Развитие речи дошкольников на занятиях по физкультуре».

 

МАОУ СШ «Комплекс Покровский»

Инструктор по физической культуре

Немцева Л.В.

 

Общество в настоящее время озабочено состоянием здоровья подрастающего поколения. Результаты медицинских обследований в различных регионах нашей страны свидетельствуют о высокой патологической пораженности дошкольников, лишь 10% из них признаны здоровыми.

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.

Но, помимо развития физических качеств дошкольников, не стоит забывать о развитии речи.  С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. В своей работе я стараюсь помочь детям овладеть развитием не только крупной моторикой, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.

На занятиях я  использую:

-Стихотворное и музыкальное сопровождение  спортивных упражнений и игр;

— Считалочки;

— Художественное слов.

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением.  И наиболее известный и действенный из них это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.

Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности  занимают игры с мячом.

С целью развития речи упражнения с мячом  выполняются под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

         Детям нравится, играя с мячом, отхлопывать ритмический рисунок:

                   «Скачет мячик, как живой.

                   Мячик, мячик, что с тобой?

                   Ничего он не сказал,

Лишь быстрее ускакал»

         Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.

         Во время занятий провожу игры с детьми:

-«Назови ласково»   —  (образование уменьшительно-ласкательные

существительные);

«Скажи наоборот» — (использование антонимов)?

 

— Мячик мы ладошкой «стук»,

 

повторяем дружно звук.

(когда услышишь звук «А»,

стукни мячом  об пол,

поймав  мяч, повтори этот  звук).

  (развитие фонетического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков);

 

Одним  из методов  стимулирования  и развития речи являются  речевые подвижные игры.

         Они учат  детей быть внимательными к своей  речи и речи взрослого,  правильно произносить звуки, углублять  представления об окружающем, а также внимание и память.

         Всем известны игры: «У медведя во бору»; «Гуси-гуси, га-га-га»; «Ковбой», «Космодром», «Как у бабушки Маруси», «Космическая карусель», «Мишка», «Часики» и  др.  Подобные игры, оказываются, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают  им получить простейшие навыки координации речи и движения.

         В процессе проговаривания стихотворений одновременно  с движениями происходит  ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной.  Решению этой задачи служат считалки, когда каждое слово, включая и  предлоги и союзы, указывают на играющего.

 

 

— Сидел король на лавочке,

Считал свои булавочки:

Раз-два-три,

Королевой будешь ты!

 

-За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке — теремок,

На дверях висит замок.

Кто к замочку ключ найдёт,

Тот из круга вон пойдёт.

 

-Раз, два, три, четыре.

Кто живет у нас в квартире?

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я —

Вот и вся моя семья!

Раз, два, три, четыре, пять —

Всех начну считать опять.

 

Выпал снег на поля,

Прибежала детвора.

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем бегать и скакать,

Будем мы в снежки играть.

 

Раз — Меркурий.

Два — Венера.

Три — Земля.

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер.

Шесть — Сатурн.

А ещё Уран, Нептун.

И ещё учтём Плутон.

Наше Солнце чемпион!

 

 

         Одним из способов взаимодействия движений и речи является логоритмика. Логоритмика это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыки. Именно музыка является организующим и руководящим началом в логоритмике.

         Логоритмические упражнения провожу  во время утренней гимнастики, на занятиях по физической культуре, в начале и конце занятия.

         «Смешные повторялки»,

«»Звериная зарядка»,

 «Эй, лежебоки», ну-ка, вставайте!».

В работе с детьми использую музыкальные  игры-забавы с целью развития чувства ритма и развития зрительно пространственных представлений.

«»Мы пойдем налево…»;

«Я от тебя убегу….»;

«Пяточка-носочек, раз, два, три,…»

И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития речи пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности.  В своей работе использую   пальчиковые игры:  «Бежали бегемотики»; «1,2,3,4,5 – мы идем во двор играть»; «1,2,3,4,5 идет листья собирать»; «Лодочка» и др.

         Праздники и развлечения  в дошкольном учреждении – это важная часть педагогического процесса.

         В этой эмоционально-позитивной раскрепощенной  обстановке  дети с большим удовольствием  получают и закрепляют определенный багаж речевых знаний, умений и навыков. Праздники и развлечения полезны  для повышения самооценки ребенка,  осознания им необходимости правильной речи. Организуя  такие мероприятия, перед собой ставлю цель – сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить  её  яркими впечатлениями, интересными событиями и радостью.

         Тематика праздников и развлечений охватывает разные стороны речевого развития детей.  Каждое мероприятие посвящено определенной теме. Стараюсь, чтобы  тема развлечений  соответствовала периоду и сезону её изучения.  Например:  «Путешествие в страну Здоровья»  о здоровом образе жизни проводилось осенью; «Наш друг Снеговик», развлечение проходило зимой к дню рождения Снеговика;  «Зимние забавы»,  зимой, расширяли  знания детей о зимних видах спорта;  февральский праздник «Аты-баты, шли солдаты» был посвящен  Дню защитника. Отечества; «Масленица» — в марте, расширяла знания детей о народных традициях; «Космическое путешествие»  проходило в апреле на закрепление темы «Космос»

Таким образом, в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно.  При этом  дети получают большое удовольствие.

 Литература:

1.     Е. Муфазалова, «Доклад  из опыта работы  «Развитие речи дошкольников на занятиях  по физкультуре»;

2.    Дошкольная педагогика,  май, 2020 г.;

3.    Е.Н.Вареник, «Физическое и речевое развития дошкольника»;

4.   М.Н.Никитина, «Двигательная  активность, как средство развития речи детей дошкольного возраста», 2020;

5.    И.Е.Аверина,  «Физкультурные минутки и  динамические паузы в ДОУ»  2005;

6.    Е.Ф. Желобкович, «Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа» «Пальчиковая гимнастика;

7.    Е.Ф. Желобкович, «Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная  группа» «Пальчиковая гимнастика;

 

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи