Автор: Дубодел Людмила Владимировна
Педагогический проект
Развитие музыкальных способностей ребенка посредством развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.
Педагогический проект
Развитие музыкальных способностей ребенка посредством развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.
Тип проекта:
познавательный.
Срок реализации:
2 года
Возраст детей:
5-7 лет
Актуальность проблемы.
«Предметно-развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.
Современные исследователи (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) утверждают необходимость создания личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ. Важнейшая задача в настоящее время современной педагогики – внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья.
При построении предметно-развивающей среды образовательной области «Музыка» несомненно берут во внимание различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, методические разработки, нормы СанПиН требования программы воспитания и обучения, методические разработки и т.д. Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.
Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть подходы к моделированию комфортной и привлекательной музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете.
Цель проекта. Обеспечить потребность ребенка в активной музыкальной деятельности.
Задачи проекта.
* внедрение в практику новых подходов к организации музыкальной предметной развивающей среды, обеспечивающей полноценное музыкальное развитие, а также для развития музыкально-сенсорных способностей дошкольников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования;
* создание музыкально- предметной среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей, способствующей эмоциональному благополучию с учетом их потребностей и интересов;
* создание условий для обеспечения разных видов деятельности: музыкальной, двигательной, самостоятельной, творческой и театрализованной.
Основные требования к организации музыкальной предметно- развивающей среде.
Согласно ФГОС развивающая предметно пространственная среда должна быть:
· содержательной,
· трансформируемой,
· вариативной
· доступной
· безопасной
· здоровьесберегающей
· эстетично-привлекательной.
Срок проекта- 2 года.
Участники проекта: дети, музыкальный руководитель, воспитатели и родители.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов
У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Создание условий для реализации проекта.
С принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов к предметно-развивающей среде появилась возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку, передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, используя сравнение и связь с поэзией, репродукцией картин, применяя интегративный подход к организации музыкальной деятельности.
Музыкально- предметная среда для старших дошкольников строится на дидактической основе: пособия добротны, эстетичны, привлекательны, простые в обращении, вызывают желания действовать с ними. Созданная по законам красоты, среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию эстетического вкуса, развитию творческих способностей. Для поддержания интереса материал периодически обновляется.
Реализация проекта.
ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Подготовительный этап: январь 2017 г-февраль 2017 г.
· Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
· Изучение современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
· Анализ развивающей предметно- пространственной среды в группах ДОУ.
· Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
· Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности;
· Защита педагогами проектов организации группового пространства;
· Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами;
· Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды;
· Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта;
· Составление рабочего плана реализации проекта и определение соответственных лиц.
Реализационный период: март 2017 г- октябрь 2018 г.
· Проведение педагогического часа на тему: «Предметно- развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста»;
· Консультации на тему:
«Нормативно- правовая основа принципов построения предметно- развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно- материальному обеспечению».
«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада».
Понятие «Развивающая среда» и «Средства обучения».
Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении.
Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ.
Разработка анкет для педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей среды в соответствии с ФГОС.
Организация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию предметно- пространственной среды в ДОУ.
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели, театральных костюмов и элементов ряжения, детских музыкальных инструментов.
Создание развивающей предметно- пространственной среды в музыкальном зале и групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности и санитарно- гигиеническими нормами.
Проведение смотров- конкурсов музыкальных уголков в групповых помещениях.
Оснащение музыкального зала необходимым оборудованием.
Заключительный этап: ноябрь 2018 г- май 2019 г.
Написание и оформление проекта музыкально- развивающей предметно- пространственной среды педагогами групп.
Описание опыта построения развивающей музыкальной предметно- пространственной среды воспитателями групп.
Написание протокола педагогического совета «Развивающая предметно- пространственная среда, как основа музыкального развития детей дошкольного возраста».
Написание конспектов консультаций для педагогов:
*«Нормативно- правовая основа принципов построения предметно- пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями».
*«Общие рекомендации по построению развивающей среды в ДОУ».
*«Организация уголков активности детей в групповых комнатах».
*«Составление картотеки методической литературы и пособий».
Заключительный смотр- конкурс на лучший музыкальный уголок в группах.
Нормативно-правовая база проекта
Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
Устав ДОУ
Годовой план работы ДОУ
Положение о педагогическом Совете ДОУ
Положение о родительском комитете ДОУ
Приказы заведующего ДОУ.
Список литературы:
1. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 1993
2. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. — М., 1989
3. Закон Российской Федерации « Об образовании»
4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
6. ФГОС ДО Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26