8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Развитие музыкальных способностей ребенка посредством развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.

Автор: Дубодел Людмила Владимировна

Педагогический проект

Развитие музыкальных способностей ребенка посредством развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.

 

Педагогический проект

Развитие музыкальных способностей ребенка посредством развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.

Тип проекта:

познавательный.

Срок реализации:

2 года

Возраст детей:

5-7 лет

 

Актуальность проблемы.

«Предметно-развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

Современные исследователи (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) утверждают необходимость создания личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ. Важнейшая задача в настоящее время современной педагогики – внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья.

При построении предметно-развивающей среды образовательной области «Музыка» несомненно берут во внимание различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, методические разработки, нормы СанПиН требования программы воспитания и обучения, методические разработки и т.д. Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть подходы к моделированию комфортной и привлекательной музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете.

 

Цель проекта. Обеспечить потребность ребенка в активной музыкальной деятельности.

Задачи проекта.

* внедрение в практику новых подходов к организации музыкальной предметной развивающей среды, обеспечивающей полноценное музыкальное развитие, а также для развития музыкально-сенсорных способностей дошкольников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования;

* создание музыкально- предметной среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей, способствующей эмоциональному благополучию с учетом их потребностей и интересов;

* создание условий для обеспечения разных видов деятельности: музыкальной, двигательной, самостоятельной, творческой и театрализованной.

Основные требования к организации музыкальной предметно- развивающей среде.

Согласно ФГОС развивающая предметно пространственная среда должна быть:

·        содержательной,

·        трансформируемой,

·        вариативной

·        доступной

·        безопасной

·        здоровьесберегающей

·        эстетично-привлекательной.

Срок проекта- 2 года.

Участники проекта: дети, музыкальный руководитель, воспитатели и родители.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов

У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Создание условий для реализации проекта.

С принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов к предметно-развивающей среде появилась возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку, передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, используя сравнение и связь с поэзией, репродукцией картин, применяя интегративный подход к организации музыкальной деятельности.

Музыкально- предметная среда для старших дошкольников строится на дидактической основе: пособия добротны, эстетичны, привлекательны, простые в обращении, вызывают желания действовать с ними. Созданная по законам красоты, среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию эстетического вкуса, развитию творческих способностей. Для поддержания интереса материал периодически обновляется.

 

Реализация проекта.

ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Подготовительный этап: январь 2017 г-февраль 2017 г.

·        Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

·        Изучение современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.

·        Анализ развивающей предметно- пространственной среды в группах ДОУ.

·        Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

·        Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности;

·        Защита педагогами проектов организации группового пространства;

·        Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами;

·        Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды;

·        Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта;

·        Составление рабочего плана реализации проекта и определение соответственных лиц.

 

Реализационный период: март 2017 г- октябрь 2018 г.

·        Проведение педагогического часа на тему: «Предметно- развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста»;

·        Консультации на тему:

«Нормативно- правовая основа принципов построения предметно- развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно- материальному обеспечению».

«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада».

Понятие «Развивающая среда» и «Средства обучения».

Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении.

Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ.

Разработка анкет для педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей среды в соответствии с ФГОС.

Организация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию предметно- пространственной среды в ДОУ.

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели, театральных костюмов и элементов ряжения, детских музыкальных инструментов.

Создание развивающей предметно- пространственной среды в музыкальном зале и групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности и санитарно- гигиеническими нормами.

Проведение смотров- конкурсов музыкальных уголков в групповых помещениях.

Оснащение музыкального зала необходимым оборудованием.

 

Заключительный этап: ноябрь 2018 г- май 2019 г.

Написание и оформление проекта музыкально- развивающей предметно- пространственной среды педагогами групп.

Описание опыта построения развивающей музыкальной предметно- пространственной среды воспитателями групп.

Написание протокола педагогического совета «Развивающая предметно- пространственная среда, как основа музыкального развития детей дошкольного возраста».

Написание конспектов консультаций для педагогов:

*«Нормативно- правовая основа принципов построения предметно- пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями».

*«Общие рекомендации по построению развивающей среды в ДОУ».

*«Организация уголков активности детей в групповых комнатах».

*«Составление картотеки методической литературы и пособий».

Заключительный смотр- конкурс на лучший музыкальный уголок в группах.

 

Нормативно-правовая база проекта

Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003

Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);

Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26

Устав ДОУ

Годовой план работы ДОУ

Положение о педагогическом Совете ДОУ

Положение о родительском комитете ДОУ

Приказы заведующего ДОУ.

 

Список литературы:

1.     В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 1993

2.     В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. — М., 1989

3.     Закон Российской Федерации « Об образовании»

4.     Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003

5.     Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

6.     ФГОС ДО Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26



 

 

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи