8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Правовые и социальные особенности развития адаптивных видов спорта для детей инвалидов и инвалидов с детства

Автор: Сулейманова Виктория Альбертовна

Не каждый человек с ограниченными возможностями способен заниматься спортом высоких достижений.

 

 

  Для людей с ограниченными возможностями спорт — это шаг к реабилитации и расширению контактов с внешним миром.

  Право на осуществление является неотъемлемым элементом права на развитие физического и психического здоровья. Этим правом, как и другими правами человека, должен обладать каждый человек без какой-либо дискриминации.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2001, N 33, ст. 3426; 2004, N 35, ст. 3607; 2014, N 49, ст. 6928), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.

  Целью социальной политики является предоставление инвалидам равных возможностей с другими гражданами в осуществлении гражданских, экономических, политических и иныхправ и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации и их социальной защиты.

  Для огромного количества людей с ограниченными возможностями чрезвычайно важно формирование безбарьерной спортивной среды.

  Это не только спорт в узком смысле этого слова — это изменение в жизни человека с ограниченными возможностями, физкультура, возможность посещать спортивные клубы, секции и является средством активной интеграции и социализации.

  К сожалению, на сегодняшний день у нас еще нет комплексного подхода к развитию спорта среди инвалидов.

  Также контингент детей-инвалидов и молодежи с тяжелыми формами инвалидности практически не занимается спортом.

  В то же время у них самая высокая мотивация и желание заниматься спортом.

  Необходимо широко и систематически распространять адаптивный спорт для детей-инвалидов и инвалидов с детства, системный подход и государственную поддержку.

 

 

 

Спорт для инвалидов с тяжелыми формами инвалидности.

 

 

  БОЧЧА — паралимпийский вид спорта для инвалидов с наиболее тяжелыми формами детского церебрального паралича и неврологическими поражениями двигательных функций всех четырех конечностей.

  В соревнованиях принимают участие спортсмены-колясочники с аналогичным уровнем физических возможностей с тяжелыми формами детского церебрального паралича или неврологическими заболеваниями.

  В России бочча существует только в 26 регионах, не развита массово, нуждается в популяризации. В то же время она может служить досуговой игрой для инвалидов любого возраста.

  Способствует интеграции и социализации людей с наиболее тяжелыми формами инвалидности.

  Трехколесный велосипед Racerunner (Гоночный бегун), где нет педалей, предназначенный для людей с тяжелыми формами детского церебрального паралича, изобретенный в Дании в 80-х годах.

  Бегун – это больше, чем спорт — он предоставляет спортсменам с серьезными нарушениями здоровья свободу передвижения и независимость.

 

— Развивает координацию, выносливость;

— Является средством реабилитации;

— Помогает в приобретении новых навыков;

— Изменяет качество жизни людей с ограниченными возможностями.

  В России он практически не распространен.

 

 

Лечебная верховая езда,

конный спорт на инвалидных колясках.

 

  Это мощное средство реабилитации инвалидов, способствует улучшению двигательной нервно-мышечной активности, активизации когнитивной сферы и психики ребенка с нарушениями развития.

  Она пользуется большим спросом как у детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях, так и у учащихся школ-интернатов.

  Иппотерапия не входит в перечень видов реабилитации инвалидов.

Государственной поддержки этому виду спорта практически нет.

 

Проблемы развития адаптивного спорта.

 

 

  Основные проблемы организации и управления адаптивным спортом в регионах России, по результатам опроса спортсменов с ограниченными возможностями и тренерского штаба:

 

 

— Отсутствие финансовой базы и федеральной программы, направленной на развитие адаптивного спорта;

— Отсутствие специализированных спортивных комплексов, тренировочных баз для инвалидов, которых сегодня остро не хватает.

 

— Отсутствие детско-юношеских спортивных школ для инвалидов, клубной системы соревнований.

 

— По результатам опроса спортсменов, только 24 % считают, что спорту инвалидов уделяется достаточное внимание, остальные 76 % указали, что в их регионе «Все инфантильно», «Хотелось бы большего», «Все делается «напоказ», «По заказу».

 

— Недостаточная осведомленность о существовании в регионах программ развития физической культуры и спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья. 36 % респондентов считают, что подобные программы не реализуются в их регионе, и только 31 % участников уверенно заявили, что в их городе или регионе существует аналогичная программа.

 

 

Основные профессиональные трудности специалистов и тренеров, работающих в системе адаптивного спорта:

 

 

  80 % респондентов указали, что существует проблема укомплектования кадрами системы адаптивного спорта для инвалидов.

  Существует нехватка квалифицированных кадров, компетентных в подготовке и подготовке спортсменов, принадлежащих к различным нозологическим группам.

  В систему адаптивного спорта часто приходят учителя физической культуры или спортивные тренеры, которые не готовы работать с инвалидами.

  30 % опрошенных наставников команд чувствуют необходимость организации семинаров, форумов для обмена опытом, в том числе с зарубежными коллегами, и считают, что именно невозможность профессионального общения существенно тормозит развитие спорта для людей с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов.

  Отмечается отсутствие научно-методической литературы по адаптивной физической культуре (особенно в области ее терапевтического и образовательного направлений), практически полное отсутствие методик спортивной подготовки тренеров для различных нозологических групп, в полной мере учитывающих специфику их диагностики.

 

 

Выводы и предложения.

 

 

В настоящее время лишь небольшая часть инвалидов включена в систему физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Это существенно замедляет как процесс вовлечения людей с ограниченными возможностями в систему регулярных занятий физическими упражнениями и спортом, так и процесс набора спортивных объединений и команд по видам спорта высших достижений.

 

— Необходимо развивать инфраструктуру адаптивного спорта: большинство спортивных сооружений, в которых люди с ограниченными возможностями готовятся к соревнованиям, не отвечают современным требованиям;

— Необходимо разработать единую концепцию и государственную стратегию развития адаптивного спорта, существенно пересмотреть нормативную базу для спорта инвалидов;

— Необходима подготовка квалифицированных кадров, способных обеспечить не только педагогическое, но и медицинское, психологическое сопровождение занятий с представителями различных нозологических групп, создание налаженной системы повышения квалификации и обмена опытом специалистов в области адаптивной физической культуры;

— Необходимо решить вопросы финансирования развития адаптивного спорта, популяризации и организации системного подхода на региональном и муниципальном уровнях

— Необходимо привлекать социально ориентированный бизнес и благотворителей к развитию массовых видов адаптивного спорта, создавать отделения адаптивного спорта на базе существующих государственных и негосударственных спортивных объектов, стимулировать такие решения для негосударственного сектора.

 

 

 

 

Главный вывод

 

Развитие адаптивной физической культуры необходимо как важнейшее средство физической, психической и социальной адаптации инвалидов, их интеграции в общество.

Список источников

 

1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. №48, ст. 4563
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 
3. Бегидова Т.П. Основы адаптационной физической культуры: Учебное пособие. — М.: Физическая культура и спорт, 2011. 
4. Лечебная физическая культура: Справочник. / Под ред. В.А. Епифанова. — М.: Медицина, 2009. 
5.  Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. — М.: Физкультура и спорт, 2012.
×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи