Автор: Карташева Елизавета Васильевна
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования.
Главной задачей школьного образования является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности его познавательных и созидательных способностей.
Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у младшего школьника готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.
Технология — от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.
Для того, чтобы разработать систему работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс нужно:
— Создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество;
— Активизировать познавательную деятельность учащихся;
— Содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную мотивацию;
— Обеспечивать деятельностный характер учения через включение учащихся в самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией;
— Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ. Вследствие этого, у обучающихся должны повыситься учебная мотивация, познавательный интерес учащихся; появиться интерес к познанию окружающего мира; развиваться такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность; повыситься качество обучения.
С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология — это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. В начальной школе активно применяются современные педагогические технологии такие, как технологии проблемного обучения ( технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, игровые, проектные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные).
Создание проблемных ситуаций на уроках — это один из способов развития творческого мышления младших школьников.Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом. У большинства обучающихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес. Возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
В технологии деятельностного подхода присутствуют идеи развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций традиционной школы. При эффективном использовании деятельностного метода формируются метапредметные результаты образования, заданные ФГОС НОО (организационно-рефлексивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД), развивается логическое и вариативное мышление, обеспечивается высокая результативность участия школьников в конкурсах и олимпиадах разных уровней.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет.
При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.
Применение приемов проектной деятельности стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.
Игровые технологии — сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.
Здоровьесберегающие технологии должны применяться как в урочной деятельности, так и во внеурочной деятельности. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход долженпрослеживаться на всех урока. Наша задача — научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.