Автор: Стадченко Анна Сергеевна
Эмоциональная опора — «родитель в режиме 24\7»
Какими полезными активностями можно наполнить день, который мы проводим вместе с ребенком?
В современном мире родителям, к сожалению, часто приходится разрываться между сразу несколькими направлениями деятельности: профессиональной (учеба и работа), личной (самореализация, хобби и интересы), семейной (отношения между супругами и другими членами семьи) и, собственно, самим родительством – отношениями с ребенком, заботой о нем.
Поэтому ничего удивительного, что потребность ребенка «родитель в режиме 24\7» не всегда может быть удовлетворена.
Попробуем разобраться какими полезными активностями можно наполнить день или любой другой срок, который мы проводим вместе с ребенком?
Возможно, многие уже слышали: «Важно не количество, а качество». Когда речь идет о детско-родительском взаимодействии под качеством мы понимаем те занятия, во время которых ребенок получает от родителя посыл: «Ты нужен!», «Мы тебе рады!», «Здорово что ты такой, какой ты есть!», «Я люблю тебя!», «Я с тобой!», «Мне важно то, что ты делаешь!» и т.п.
Как мы можем донести этот посыл до ребенка?
1. Тактильные ощущения
Объятья, укачивания, игры в догонялки, шутливо бороться и т.д. — важно, чтобы контакт был теплым и положительным. Именно через объятия взрослого ребенок учится понимать границы себя, своего тела, чувствовать себя в пространстве, чувствовать окружающих.
2. Эмоциональное отзеркаливание в игре
Попробуйте поиграть с ребенком в его любимые игрушки, но определенным образом: замечайте и комментируйте все, что делает ребенок.
Например: «О, ты сейчас взял машинку и она едет! Это очень интересно, а что сейчас произойдет? Тебе кажется хочется построить дом, наверное, он будет очень красивым!»
Важно показать, что взрослому искреннее интересно то, что происходит, и что взрослый понимает сюжет и поддерживает в нем ребенка. Эти действия дают ощущение уверенности и поддержки, что является бесценным навыком для дальнейшего будущего.
3. Обычные игры, например, «прятки»
Очень важно, когда взрослый радуется тому, что ребенок «нашелся» и пока ищет, рассказывает о том, какой ребенок хороший и замечательный. Это помогает ребенку испытать радость единения с семьей, и убедиться в том, что он нужен и любим.
4. Рассказ историй про ребенка
В них ребенок – главный герой и взрослые рассказывают события его повседневной жизни как увлекательную сказку. Важно проговаривать не только действия, но и чувства героев.
Например: «Васе было страшно, но он все равно дошел по темному коридору до ванной и смогу почистить зубы!», «Маша была такая счастливая, когда пела песню, а ее родители смотрели и улыбались» и т.п.
5. Совместный просмотр фильмов, мультфильмов, чтение книг
Здорово, когда взрослые искренне интересуются: «А кто твой любимый герой?», «А как бы ты поступила на его месте?», «Согласен ли ты с тем, как развивались события?», «А как бы ты изменил сценарий, если бы была такая возможность?»
Не давайте готовых ответов и не расстраивайтесь, если ребенок выбирает в любимчики отрицательных персонажей. Проявляйте интерес и любопытство, обсуждайте, в том числе и вопросы о том, почему герой выбрал свой путь, можно ли было ему помочь.
6. Для детей постарше — многочисленные игры по правилам
Поддержка взрослого, готовность придумать новые правила, в которых нет проигравших, вера в победу могут оказать неоценимый вклад в будущие социальные взаимодействия ребенка (например, с другими детьми в детском саду и школе).
7. Записки со словами любви и поддержки
Можно делать небольшие записки со словами любви и поддержки, которые кладутся в пенал или в карманы одежды ребенка, если же он не умеет читать – небольшие игрушки, которые выражают любовь и поддержку – например, кулончик с фотографией семьи.
В самом загруженном дне важно постараться найти хотя бы 5 минут с утра для того, чтобы сказать: «Мы тебе рады» и 5 минут вечером для слов: «Завтра будет новый интересный день, и мы проведем его вместе».
Это небольшая, но важная эмоциональная опора, которая может помочь в возможных сложных ситуациях.