8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Для чего нужна физкультура в ДОУ

Автор: Рассадина Инна Федоровна

Для чего нужна физическая культура в детском саду?

 

Аннотация: В статье представлены основные направления приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой посредством интеграции теоретических и практических занятий, направленных на изучение различных предметов в контексте двигательной активности, составляющих основу формирования ценностного потенциала здоровья будущего поколения.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, физическое воспитание, физическая культура, упражнение, двигательная активность, здоровье, занятия.

 

В современных условиях, в связи с формированием новых стандартов образования, наряду с движущимся прогрессом в области учебно-воспитательного процесса наиболее актуальным становится проблема воспитания всесторонне-развитого человека, способного адаптироваться к динамично меняющимся условиям окружающей среды, оперативно переключаться на новые области и сферы деятельности. Одной из актуальных задач на сегодняшний день выступает создание условий образовательной среды, при которой происходит полноценное физическое оздоровление детей и ориентация на здоровый образ жизни.

В педагогических исследованиях уделяется достаточно пристальное внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Так Н.В. Барышева, И.И. Брехман, В.В. Колбанов, В.П. Петленко выделили факторы, негативно сказывающиеся на физическом состоянии ребенка, и отметили, что изменение режима и гиподинамия оказывают негативное влияние на общее соматическое состояние ребенка. Н.М. Амосов в своих исследованиях подчеркивал, что на физическое состояние ребенка также оказывает предметно-образовательная среда: плохой свет, некачественная мебель. А.Е. Захарова, Г.Г. Филиппова, Н.Д. Денисова, Л.П. Стрелкова отмечают, физическое воспитание детей должно осуществляться посредством агитации за здоровый образ жизни и вовлечения дошкольников в спортивные мероприятия [4, с. 17].

В свою очередь, рост промышленности оказывает существенное влияние на экологию многих городов, в связи с этим у большинства детей наблюдаются ухудшения в показателях здоровья. Также одним из негативных факторов, оказывающих влияние на общее физическое развитие, является глобальная информатизация и компьютеризация. Согласно анализу физического состояния и двигательной активности детей дошкольного возраста, проведенный Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдовой было установлено, что для 40% детей дошкольного возраста присущ низкий уровень двигательного развития, причинами которого является современный образ жизни [3, с. 25]. Большинство родителей используют современные гаджеты в качестве способа увлечения ребенка, дав в руки ребенку телефон, родитель получает свободное время. Таким образом, начиная с дошкольного возраста, ребенок свободно владеет планшетом, телефоном, компьютером, занимая свободное время компьютерными играми и просмотром мультфильмов. В результате, большинство детей, находясь в стенах родного дома не отвлекаются от сети Интернет, а их родители не интересуются дополнительными видами образования, не посещают с ребенком спортивных секций. Двигательная активность детей на в домашних условиях снижается, так как большинство из них не покидает квартиру, играя в телефонные игры. В связи с данным аспектом, у дошкольников снижается познавательная активность, наблюдается снижение концентрации на занятиях, что негативно сказывается на дальнейшем обучении в школе.

Повсеместное снижение двигательной активности детей замечают психологи, педагоги и врачи (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), которые подчеркивают, что потеря двигательной активности может стать следствием проблем со здоровьем, а также может негативно сказаться на развитии и усвоении школьной программы [5, с. 84].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения выступает физическое воспитание дошкольников, которое направлено на приобретение ребенком опыта в двигательной деятельности. В связи с этим, современной системой дошкольного образования предусмотрены программы, технологии и методики по физической культуре, которые направлены на снижение уровня заболеваний, развитие и укрепление физиологических и психологических функций организма ребенка, и, как следствие, повышение его умственного и образовательного потенциала [6, с. 45].

Следует отметить важность взаимодействия учителя физической культуры и воспитателя в процессе физического воспитания дошкольников, так как целенаправленная работа по повышению двигательной активности должна быть комплексной и помимо занятий, предусмотренных на уроках физической культуры, должна включать проведение воспитателем утренней гимнастики, физкультминуток в рамках образовательно-познавательных упражнений и прогулки на свежем воздухе с организацией подвижных игр. Данный интегрированный подход будет способствовать не только повышению двигательной активности детей, но и сможет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в целом, так как умственная деятельность, основанная на взаимодействии с физической активностью, развивает мышление и повышает познавательные способности ребенка [7, с. 16].

При разработке психолого-педагогических программ физкультурно-оздоровительной направленности рассматриваются не только возрастные, но и психологические особенности детей дошкольного возраста.

К дошкольникам относятся дети в возрасте от 3 до 7 лет, для которых игра на данном жизненном этапе является ведущей деятельностью. Именно игровая деятельность предопределяет важные изменения, которые происходят в психике ребенка в данный временной промежуток. В рамках игровой деятельности формируются психологические новообразования, которые характеризуют особо значимые достижения в развитии дошкольников и выступают в качестве фундамента, обеспечивающего развитие на последующем возрастном этапе.

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста является своеобразной точкой отправления будущего личностного развития, а также дальнейшего освоения практики здорового образа жизни, включающего укрепление общих систем организма и развития двигательных функций. Полноценное развитие дошкольников без проведения физкультурно-оздоровительной работы невозможно. Психолого-педагогическая деятельность по реализации физкультурно-оздоровительной программы для дошкольников также основывается на анализе физического состояния каждого ребенка, с целью оптимального распределения физических нагрузок на него [8, с. 20].

Таким образом, физическая культура в детском саду является одной из основополагающих дисциплин, посредством которой не только формируется двигательная активность, но и социальный, коммуникативный, познавательный и мотивационный потенциал ребенка. Методы физкультурно-оздоровительной работы подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей, а также на основании их физиологических особенностей организма, с учетом адаптивных возможностей при переходе в новую социальную ситуацию. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками направлена на повышение уровня физического и психологического здоровья и в совокупности развивает личностное развитие индивида, формируя у него ценностное отношение к собственному здоровью и является основой эффективного воспитания здоровой нации.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Кенеман, А. В. Теория и методика физического развития детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2000. – 272 с.

2. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

3. Кутафин, Ю.Ф. Особенности физического развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста / Ю.Ф. Кутафин. – М.: Педагогика, 2003. – 294 с.

4. Никифоров, Ю.Б. Эффективность физических упражнений / Ю.Б. Никифоров. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 150с.

5. Ноткина, Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Н.А. Ноткина. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.

6. Осокина, Т.Н. Физическая культура в детском саду / Т.Н. Осокина. – М.: Педагогика, 2000. – 121с.

7. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического развития и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2006. – 365 с.

8. Шебеко, В. Физическая культура дошкольника / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. – №5. – С.18-22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи