8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Перестановка слагаемых. Урок математики в 1 классе.

Автор: Богомолова Ирина Николаевна

 

Перестановка слагаемых. Урок математики в 1 классе.

Богомолова Ирина Николаевна, 

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с УИОП №9 г.Кирова

Введение

             Урок «Перестановка слагаемых» разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО в образовательной технологии «Перспективная начальная школа», которая строится на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах в обучении.

              На уроке использованы разнообразные виды деятельности учащихся: 1) учебная как ведущая деятельность младшего школьника; 2) игровая, предполагающая внешнюю интригу, герои которой демонстрируют различные варианты выполнения задания; 3) коммуникативная, которая строится на высказывании своего мнения, отстаивании своей позиции, принятии решения, взаимодействии в сотрудничестве; 4) самостоятельная, которая связана с развитием умения работать с разными источниками информации (учебником, тетрадью для самостоятельной работы).

              Развитие мотивации и познавательного интереса обучающихся осуществляется в ходе реализации личностно-ориентированного подхода. То, что ребенок не может на уроке выполнить индивидуально, он может сделать это совместно с кем-то, то есть в малой группе. А то, что затрудняется сделать малая группа, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. На уроке учитель создает условия для оптимального развития каждого ребенка: организует учебную деятельность, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли организатора учебной ситуации (консультанта, проверяющего); организует сотрудничествоучащихся в парах постоянного и сменного состава; организует самостоятельную (индивидуальную) и коллективную работу учащихся.

Активные формы работы учащихся: парная (в парах  постоянного и сменного состава), индивидуальная (самостоятельно выполненная работа и работа консультантов), коллективная.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа (система вопросов, цель которых – открытие нового свойства математических действий); чтение математических текстов вслух; чтение формулировки свойства вслух хором, в паре постоянного состава, индивидуально; самостоятельная (индивидуально выполняемая) работа, устный счет.

Основная задача учителя – организовать деятельность учащихся на уроке средствами учебно-методического комплекта (Приложение №1 Презентация урока с видеофрагментами).

Учебно-методическое обеспечение урока:

·        Чекин А.Л. Математика: 1 класс: Учебник: в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2018. – Ч.2.

·        Захарова О.А. Математика в вопросах и заданиях: 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №2. – М.: Академкнига/Учебник, 2018.

·        рабочая тетрадь

·        сигнальные фишки

           В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроке спланирована работа по формированию универсальных учебных действий: личностных,  метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных), предметных, что отражено в задачах к уроку. Контроль за результатом деятельности осуществляют сами учащиеся на каждом этапе урока: самоконтроль и взаимоконтроль в парах постоянного и сменного состава, работа консультантов. Оценку планируемых результатов осуществляют учащиеся под руководством учителя в течение урока с помощью педрефлексии, самооценки и взаимооценки.

Технологическая карта урока

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Место урока: первый урок в теме.

Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся, направленную на усвоение математического смысла переместительного свойства сложения

Задачи на урок:

1.  Личностные:формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование навыков сотрудничества

2.  Метапредметные:

·     Познавательные:формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять изученное свойство, контролировать и оценивать результат деятельности

·     Регулятивные:формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок

·     Коммуникативные:формирование умения договариваться при работе в паре, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль

3.  Предметные: формирование умения учащихся применять переместительное свойство сложения

Ход урока  

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организационный момент

Организует проверку рабочего места

Проверяют свое рабочее место

Регулятивные УУД: самоконтроль

 

 

 

 

 

Постановка цели урока

1. Организует деятельность учащихся, направленную на определение темы и типа урока, используя цветные закладки.

— Откройте содержание учебника, найдите и прочитайте тему нашего урока.

-На какой странице мы будем искать урок?

-Откройте страницу 26. Обсудите в паре, какого цвета закладку надо прикрепить?

1. Работают с содержанием учебника, определяют тему урока, открывают нужную страницу.

 

— Тема нашего урока «Перестановка слагаемых».

 

— Мы будем искать урок на странице 26.

Работая в паре постоянного состава, прикрепляют закладку нужного цвета. Несколько пар дают ответ вслух.

-Мы считаем, что надо прикрепить закладку красного цвета, так как мы сегодня будем изучать новый материал.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации; умение работать с учебником

2. Организует планирование деятельности по знакам-помощникам в учебнике.

— Ориентируясьна знаки-помощники, спланируйте, что мы сегодня будем делать?

 

2. Планируют свою деятельность.

— Мы сегодня будем думать, размышлять, работать в паре, рассказывать, выполнять задания в рабочей тетради и в тетради для самостоятельной работы, проверять правильность выполнения заданий.

Регулятивные: планирование

Познавательные УУД: использование знаково-символических средств; умение работать с условными обозначениями учебника

3.Создает условия для постановки учебной задачи на урок.

 

— Поставьте перед собой задачу на урок, проговорите в паре.

 

 

 

-Я вам желаю решить на уроке поставленные задачи.

3. Ставят задачу на урок, работая в паре постоянного состава.

Несколько пар дают ответ вслух.

— Я хочу разобраться, что такое перестановка слагаемых.

— Я хочу научиться применять новые знания для решения заданий в тетради.

— Я хочу правильно выполнить задания в тетради для самостоятельной работы.

Регулятивные УУД: целеполагание

Коммуникативные УУД:

умение строить понятные для партнера высказывания, умения договариваться при работе в паре

 

 

 

 

 

 

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

1.Организует работу с иллюстрацией учебника (задание №1), создает условия для открытия учащимися переместительного свойства сложения.

 

 

 

— Рассмотрите иллюстрацию в задании №1. Что делают Маша и Миша?

— Прочитайте, какую сумму составил Миша, а какую составила Маша?

— Объясните друг другу в паре, почему Маша и Миша записали разные суммы.

 

 

— Будут ли значения этих сумм равны?

 

 

— Откройте рабочие тетради.  Запишите эти суммы, поставьте между ними знак сравнения.

— Чем эти суммы похожи? Чем отличаются?

 

— Что вы скажете про значения этих сумм?

— Такое свойство сложения называется переместительным.

Давайте найдем и прочитаем его формулировку в учебнике.

— Давайте прочитаем его хором и запомним.

1. Выполняют задание №1: работают с иллюстрацией в учебнике, в паре составляют две суммы по картинке; объясняют, почему герои иллюстрации составили разные суммы; определяют, будет ли значение этих сумм одинаковым; объясняют, почему так произошло;  открывают переместительное свойство сложения.

— Маша и Миша считают ягоды.

— Маша и Миша составляют суммы.

 

— Миша записал сумму 3 + 4, а Маша записала 4 + 3.

— Маша и Миша записали разные суммы, потому что Миша считал сначала сливы, а потом вишни, а Маша наоборот.

— Они смотрят с разных сторон на ягоды, поэтому суммы разные.

-Значения сумм будут равны, потому что слагаемые одинаковые.

— Значения сумм будут равны, потому что ягоды на столе одни и те же, только считают их с разных сторон.

 

3+4=4+3

— Суммы похожи слагаемыми. Суммы отличаются тем, что слагаемые в них поменялись местами.

— Значения сумм не изменились.

 

 

 

— От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

Хором: «От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется».

Личностные УУД: познавательная инициатива (интрига), формирование уважительного отношения к иному мнению

Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение, умение договариваться при работе в паре

Познавательные УУД: подведение под понятие на основе выделения существенных признаков, умение выполнять задание с использованием рисунка

2. Организует работу с учебником (задание №2)и рабочей тетрадью.

 

— Найдите №2. Прочитайте суммы, найдите их значения. Запишите.

— Почему значения сумм равны?

 

— Самостоятельно запишите суммы второго столбика 

Организует взаимопроверку, корректировку записи с учетом сделанных ошибок  и обратную связь сигнальными фишками.

 

2. Хором повторяют формулировку переместительного свойства сложения. Выполняют задание №2 в тетради самостоятельно.

 

5+4=94+5=9

От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется. 4+5=5+4

 

6+2=8       2+6=8             6+2=2+6

Проверяют задание в тетради товарища, вносят коррективы в запись.Оценивают свою работу и сигнализируют учителю о результате: синий круг – выполнено правильно, красный круг – есть ошибки.

Регулятивные УУД:

умение выполнять учебные действия на основе заданий учебника, коррекция, контроль, самооценка

Познавательные УУД: умение выполнять учебные действия; умение работать с разными источниками информации

3.Организует интеллектуальную динамическую паузу, используя средства ИКТ (Приложение №2 Презентация «Динамическая пауза» с музыкой).

 

 

 

— Какое свойство мы использовали?

3.Выполняют физические упражнения в соответствии с требованием задания:

·        Хлопки над головой, если  на экране появляются равные суммы (например: 5+4 и 4+5)

·        Наклоны туловища, если на экране появляются неравные суммы (например: 6+2 и 1+6)

— Мы применяли свойство перестановки слагаемых.

Познавательные УУД: умение применять правила и пользоваться инструкциями

4. Организует работу в ТПО (тетради для самостоятельной работы). Задание№1.

— Откройте тетрадь для самостоятельных работ. На какой странице мы будем работать?

— Прочитайте самостоятельно задание №1.

 

— Какое свойство мы будем применять?

— Проговорите в паре формулировку этого свойства.

 — Если вам понятно задание, приступите к работе.

— Кому нужна моя помощь?

Создает условия для работы консультантов (назначает консультантами учащихся, которые первыми справились с работой).

 

 

4. В паре повторяют формулировку переместительного свойства сложения.

 

 

 

 

— Мы будем работать на странице 37.

— Каждую математическую запись дополни числом так, чтобы значения сумм были равны.

— Мы будем применять свойство перестановки слагаемых.

В паре: «От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется».

Самостоятельно выполняют задание №1 в ТПО, индивидуально обращаются за помощью к учителю.

Консультанты проверяют работы ребят на своем ряду, помогают тем, кто затрудняется, исправляют ошибки. 

Учащиеся принимают помощь

консультантов, вносят коррективы в запись.

Консультанты дают оценку самостоятельной работе учащихся.

Познавательные УУД: умение работать с разными источниками информации, применять правила и пользоваться инструкциями

Коммуникативные УУД: умение оказывать помощь в сотрудничестве

Регулятивные УУД:

умения выполнять учебные действия на основе задания тетради на печатной основе, контроль, коррекция

Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях

 

 

Применение теоретических  положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

Создает условия для применения учащимися переместительного свойства сложения, оказывает дифференцированную помощь учащимся.

— Прочитайте самостоятельно задание №2.

— Найдите первую математическую запись.Какое свойство здесь использовано?

— Кто готов повторить это свойство?

— Зачем авторы учебника применили это свойство, почему они не стали находить значение  первой суммы?

— Давайте и мы с вами воспользуемся этим свойством, чтобы вычислить значения сумм.

Организует проверку в парах сменного состава (динамическая пауза) и обратную связь сигнальными фишками.

 

— Встаньте те, кто поднял синюю фишку. Вы поняли новый материал и смогли применить знания для решения учебных задач. Я награждаю вас смайликами за отличную работу.

Обсуждают в паре постоянного состава, зачем в задании  №2 применяется переместительное свойство сложения. Обмениваются мнениями в коллективе класса, приходят к единому мнению.

-Вычисли значения указанных сумм с помощью перестановки слагаемых.

 

— Здесь применили свойство перестановки слагаемых.

— От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

— Здесь применили свойство перестановки слагаемых, чтобы легче было найти значение суммы.

Самостоятельно выполняют задание в ТПО, применяя переместительное свойство сложения для вычислений; обращаются за помощью к учителю по мере необходимости.

В парах сменного состава проверяют задание, вносят коррективы в запись.

Оценивают свою работу и сигнализируют учителю о результате работы: синий круг– выполнено правильно, красный круг – есть ошибки.

 

 

Получают смайлики.

Познавательные УУД: сравнение, анализ; умение применять изученное свойство

Коммуникативные УУД: умение обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Регулятивные УУД:

умения выполнять учебные действия на основе задания тетради на печатной основе,контроль, коррекция, самооценка

Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия деятельности

 

Организует работу учащихся по  оценке и самооценке деятельности на уроке.

                                           

— Вспомните, какую задачу вы перед собой ставили в начале урока. Удалось ли вам ее решить? Проговорите в паре.

 

 

 

 

 

 

 

Помогает детям оценить деятельность друг друга, вручает смайлики.

— Наш урок окончен

В паре постоянного состава анализируют свою деятельность на уроке и делают вывод. Несколько пар проговаривают свои выводы вслух.

Я ставил задачу понять новый материал и получить смайлик. Я решил задачу. Я выполнил  правильно задания в тетради и получил за это смайлик.

— Я хотел разобраться, что такое перестановка слагаемых. Я понял это свойство, но еще не смог до конца выучить формулировку. Поэтому я не до конца  решил поставленную задачу. Я доучу формулировку свойства на следующем уроке.

Коллективно учащиеся оценивают работудруг друга, выбирают тех, кого можно поощрить смайликами за продуктивную деятельность на уроке.

Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание, договариваться при работе в паре

Регулятивные УУД:

оценка деятельности (умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели)

Личностные УУД: принятие образа «хорошего ученика»

 

Инновационный подход в организации урока проявляется:

·        в целевой установке, которая предусматривает формирование УУД, обеспечивающих умение школьника учиться;

·        в реализации деятельностного и личностно-ориентированного подхода к обучению и развитию младших школьников;

·        в отборе содержания, позволяющего младшему школьнику работать в зоне своего актуального развития и создающего возможности индивидуального продвижения ученика;

·        в создании условий для самообразования и формирования у учащихся приемов самостоятельной работы и самоконтроля;

·        в проблемном изложении материала;

·        в развитии коммуникативно-познавательной активности каждого школьника на уроке;

·        в сочетании различных активных методов, средств, форм обучения и контроля;

·        в сочетании индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах, в организации учебного сотрудничества;

·        в выстраивании на уроке «субъект-субъектных» отношений.

Все это позволяет осуществлять образовательный процесс с учетом основных требований ФГОС НОО.

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}
table.MsoTableGrid
{mso-style-name:»Сетка таблицы»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-priority:59;
mso-style-unhide:no;
border:solid black 1.0pt;
mso-border-themecolor:text1;
mso-border-alt:solid black .5pt;
mso-border-themecolor:text1;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-border-insideh:.5pt solid black;
mso-border-insideh-themecolor:text1;
mso-border-insidev:.5pt solid black;
mso-border-insidev-themecolor:text1;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}

×
×
×

Дополнительная

Скидка 15%

на любой курс

Промокод: В Ы Г О Д А 1 5
Выбрать курс со скидкой
Черная пятница Черная пятница Черная пятница