Автор: Богомолова Ирина Николаевна
Перестановка слагаемых. Урок математики в 1 классе.
Богомолова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с УИОП №9 г.Кирова
Введение
Урок «Перестановка слагаемых» разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО в образовательной технологии «Перспективная начальная школа», которая строится на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах в обучении.
На уроке использованы разнообразные виды деятельности учащихся: 1) учебная как ведущая деятельность младшего школьника; 2) игровая, предполагающая внешнюю интригу, герои которой демонстрируют различные варианты выполнения задания; 3) коммуникативная, которая строится на высказывании своего мнения, отстаивании своей позиции, принятии решения, взаимодействии в сотрудничестве; 4) самостоятельная, которая связана с развитием умения работать с разными источниками информации (учебником, тетрадью для самостоятельной работы).
Развитие мотивации и познавательного интереса обучающихся осуществляется в ходе реализации личностно-ориентированного подхода. То, что ребенок не может на уроке выполнить индивидуально, он может сделать это совместно с кем-то, то есть в малой группе. А то, что затрудняется сделать малая группа, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. На уроке учитель создает условия для оптимального развития каждого ребенка: организует учебную деятельность, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли организатора учебной ситуации (консультанта, проверяющего); организует сотрудничествоучащихся в парах постоянного и сменного состава; организует самостоятельную (индивидуальную) и коллективную работу учащихся.
Активные формы работы учащихся: парная (в парах постоянного и сменного состава), индивидуальная (самостоятельно выполненная работа и работа консультантов), коллективная.
Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа (система вопросов, цель которых – открытие нового свойства математических действий); чтение математических текстов вслух; чтение формулировки свойства вслух хором, в паре постоянного состава, индивидуально; самостоятельная (индивидуально выполняемая) работа, устный счет.
Основная задача учителя – организовать деятельность учащихся на уроке средствами учебно-методического комплекта (Приложение №1 Презентация урока с видеофрагментами).
Учебно-методическое обеспечение урока:
· Чекин А.Л. Математика: 1 класс: Учебник: в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2018. – Ч.2.
· Захарова О.А. Математика в вопросах и заданиях: 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №2. – М.: Академкнига/Учебник, 2018.
· рабочая тетрадь
· сигнальные фишки
В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроке спланирована работа по формированию универсальных учебных действий: личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных), предметных, что отражено в задачах к уроку. Контроль за результатом деятельности осуществляют сами учащиеся на каждом этапе урока: самоконтроль и взаимоконтроль в парах постоянного и сменного состава, работа консультантов. Оценку планируемых результатов осуществляют учащиеся под руководством учителя в течение урока с помощью педрефлексии, самооценки и взаимооценки.
Технологическая карта урока
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Место урока: первый урок в теме.
Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся, направленную на усвоение математического смысла переместительного свойства сложения
Задачи на урок:
1. Личностные:формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование навыков сотрудничества
2. Метапредметные:
· Познавательные:формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять изученное свойство, контролировать и оценивать результат деятельности
· Регулятивные:формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок
· Коммуникативные:формирование умения договариваться при работе в паре, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль
3. Предметные: формирование умения учащихся применять переместительное свойство сложения
Ход урока
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
Организационный момент |
Организует проверку рабочего места |
Проверяют свое рабочее место |
Регулятивные УУД: самоконтроль |
Постановка цели урока |
1. Организует деятельность учащихся, направленную на определение темы и типа урока, используя цветные закладки. — Откройте содержание учебника, найдите и прочитайте тему нашего урока. -На какой странице мы будем искать урок? -Откройте страницу 26. Обсудите в паре, какого цвета закладку надо прикрепить? |
1. Работают с содержанием учебника, определяют тему урока, открывают нужную страницу.
— Тема нашего урока «Перестановка слагаемых».
— Мы будем искать урок на странице 26. Работая в паре постоянного состава, прикрепляют закладку нужного цвета. Несколько пар дают ответ вслух. -Мы считаем, что надо прикрепить закладку красного цвета, так как мы сегодня будем изучать новый материал. |
Познавательные УУД: поиск и выделение информации; умение работать с учебником |
2. Организует планирование деятельности по знакам-помощникам в учебнике. — Ориентируясьна знаки-помощники, спланируйте, что мы сегодня будем делать?
|
2. Планируют свою деятельность. — Мы сегодня будем думать, размышлять, работать в паре, рассказывать, выполнять задания в рабочей тетради и в тетради для самостоятельной работы, проверять правильность выполнения заданий. |
Регулятивные: планирование Познавательные УУД: использование знаково-символических средств; умение работать с условными обозначениями учебника |
|
3.Создает условия для постановки учебной задачи на урок.
— Поставьте перед собой задачу на урок, проговорите в паре.
-Я вам желаю решить на уроке поставленные задачи. |
3. Ставят задачу на урок, работая в паре постоянного состава. Несколько пар дают ответ вслух. — Я хочу разобраться, что такое перестановка слагаемых. — Я хочу научиться применять новые знания для решения заданий в тетради. — Я хочу правильно выполнить задания в тетради для самостоятельной работы. |
Регулятивные УУД: целеполагание Коммуникативные УУД: умение строить понятные для партнера высказывания, умения договариваться при работе в паре |
|
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала |
1.Организует работу с иллюстрацией учебника (задание №1), создает условия для открытия учащимися переместительного свойства сложения.
— Рассмотрите иллюстрацию в задании №1. Что делают Маша и Миша? — Прочитайте, какую сумму составил Миша, а какую составила Маша? — Объясните друг другу в паре, почему Маша и Миша записали разные суммы.
— Будут ли значения этих сумм равны?
— Откройте рабочие тетради. Запишите эти суммы, поставьте между ними знак сравнения. — Чем эти суммы похожи? Чем отличаются?
— Что вы скажете про значения этих сумм? — Такое свойство сложения называется переместительным. Давайте найдем и прочитаем его формулировку в учебнике. — Давайте прочитаем его хором и запомним. |
1. Выполняют задание №1: работают с иллюстрацией в учебнике, в паре составляют две суммы по картинке; объясняют, почему герои иллюстрации составили разные суммы; определяют, будет ли значение этих сумм одинаковым; объясняют, почему так произошло; открывают переместительное свойство сложения. — Маша и Миша считают ягоды. — Маша и Миша составляют суммы.
— Миша записал сумму 3 + 4, а Маша записала 4 + 3. — Маша и Миша записали разные суммы, потому что Миша считал сначала сливы, а потом вишни, а Маша наоборот. — Они смотрят с разных сторон на ягоды, поэтому суммы разные. -Значения сумм будут равны, потому что слагаемые одинаковые. — Значения сумм будут равны, потому что ягоды на столе одни и те же, только считают их с разных сторон.
3+4=4+3 — Суммы похожи слагаемыми. Суммы отличаются тем, что слагаемые в них поменялись местами. — Значения сумм не изменились.
— От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется. Хором: «От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется». |
Личностные УУД: познавательная инициатива (интрига), формирование уважительного отношения к иному мнению Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение, умение договариваться при работе в паре Познавательные УУД: подведение под понятие на основе выделения существенных признаков, умение выполнять задание с использованием рисунка |
2. Организует работу с учебником (задание №2)и рабочей тетрадью.
— Найдите №2. Прочитайте суммы, найдите их значения. Запишите. — Почему значения сумм равны?
— Самостоятельно запишите суммы второго столбика Организует взаимопроверку, корректировку записи с учетом сделанных ошибок и обратную связь сигнальными фишками.
|
2. Хором повторяют формулировку переместительного свойства сложения. Выполняют задание №2 в тетради самостоятельно.
5+4=94+5=9 От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется. 4+5=5+4
6+2=8 2+6=8 6+2=2+6 Проверяют задание в тетради товарища, вносят коррективы в запись.Оценивают свою работу и сигнализируют учителю о результате: синий круг – выполнено правильно, красный круг – есть ошибки. |
Регулятивные УУД: умение выполнять учебные действия на основе заданий учебника, коррекция, контроль, самооценка Познавательные УУД: умение выполнять учебные действия; умение работать с разными источниками информации |
|
3.Организует интеллектуальную динамическую паузу, используя средства ИКТ (Приложение №2 Презентация «Динамическая пауза» с музыкой).
— Какое свойство мы использовали? |
3.Выполняют физические упражнения в соответствии с требованием задания: · Хлопки над головой, если на экране появляются равные суммы (например: 5+4 и 4+5) · Наклоны туловища, если на экране появляются неравные суммы (например: 6+2 и 1+6) — Мы применяли свойство перестановки слагаемых. |
Познавательные УУД: умение применять правила и пользоваться инструкциями |
|
4. Организует работу в ТПО (тетради для самостоятельной работы). Задание№1. — Откройте тетрадь для самостоятельных работ. На какой странице мы будем работать? — Прочитайте самостоятельно задание №1.
— Какое свойство мы будем применять? — Проговорите в паре формулировку этого свойства. — Если вам понятно задание, приступите к работе. — Кому нужна моя помощь? Создает условия для работы консультантов (назначает консультантами учащихся, которые первыми справились с работой).
|
4. В паре повторяют формулировку переместительного свойства сложения.
— Мы будем работать на странице 37. — Каждую математическую запись дополни числом так, чтобы значения сумм были равны. — Мы будем применять свойство перестановки слагаемых. В паре: «От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется». Самостоятельно выполняют задание №1 в ТПО, индивидуально обращаются за помощью к учителю. Консультанты проверяют работы ребят на своем ряду, помогают тем, кто затрудняется, исправляют ошибки. Учащиеся принимают помощь консультантов, вносят коррективы в запись. Консультанты дают оценку самостоятельной работе учащихся. |
Познавательные УУД: умение работать с разными источниками информации, применять правила и пользоваться инструкциями Коммуникативные УУД: умение оказывать помощь в сотрудничестве Регулятивные УУД: умения выполнять учебные действия на основе задания тетради на печатной основе, контроль, коррекция Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях |
|
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач |
Создает условия для применения учащимися переместительного свойства сложения, оказывает дифференцированную помощь учащимся. — Прочитайте самостоятельно задание №2. — Найдите первую математическую запись.Какое свойство здесь использовано? — Кто готов повторить это свойство? — Зачем авторы учебника применили это свойство, почему они не стали находить значение первой суммы? — Давайте и мы с вами воспользуемся этим свойством, чтобы вычислить значения сумм. Организует проверку в парах сменного состава (динамическая пауза) и обратную связь сигнальными фишками.
— Встаньте те, кто поднял синюю фишку. Вы поняли новый материал и смогли применить знания для решения учебных задач. Я награждаю вас смайликами за отличную работу. |
Обсуждают в паре постоянного состава, зачем в задании №2 применяется переместительное свойство сложения. Обмениваются мнениями в коллективе класса, приходят к единому мнению. -Вычисли значения указанных сумм с помощью перестановки слагаемых.
— Здесь применили свойство перестановки слагаемых. — От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется. — Здесь применили свойство перестановки слагаемых, чтобы легче было найти значение суммы. Самостоятельно выполняют задание в ТПО, применяя переместительное свойство сложения для вычислений; обращаются за помощью к учителю по мере необходимости. В парах сменного состава проверяют задание, вносят коррективы в запись. Оценивают свою работу и сигнализируют учителю о результате работы: синий круг– выполнено правильно, красный круг – есть ошибки.
Получают смайлики. |
Познавательные УУД: сравнение, анализ; умение применять изученное свойство Коммуникативные УУД: умение обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Регулятивные УУД: умения выполнять учебные действия на основе задания тетради на печатной основе,контроль, коррекция, самооценка Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях |
Рефлексия деятельности
|
Организует работу учащихся по оценке и самооценке деятельности на уроке.
— Вспомните, какую задачу вы перед собой ставили в начале урока. Удалось ли вам ее решить? Проговорите в паре.
Помогает детям оценить деятельность друг друга, вручает смайлики. — Наш урок окончен |
В паре постоянного состава анализируют свою деятельность на уроке и делают вывод. Несколько пар проговаривают свои выводы вслух. — Я ставил задачу понять новый материал и получить смайлик. Я решил задачу. Я выполнил правильно задания в тетради и получил за это смайлик. — Я хотел разобраться, что такое перестановка слагаемых. Я понял это свойство, но еще не смог до конца выучить формулировку. Поэтому я не до конца решил поставленную задачу. Я доучу формулировку свойства на следующем уроке. Коллективно учащиеся оценивают работудруг друга, выбирают тех, кого можно поощрить смайликами за продуктивную деятельность на уроке. |
Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание, договариваться при работе в паре Регулятивные УУД: оценка деятельности (умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели) Личностные УУД: принятие образа «хорошего ученика» |
Инновационный подход в организации урока проявляется:
· в целевой установке, которая предусматривает формирование УУД, обеспечивающих умение школьника учиться;
· в реализации деятельностного и личностно-ориентированного подхода к обучению и развитию младших школьников;
· в отборе содержания, позволяющего младшему школьнику работать в зоне своего актуального развития и создающего возможности индивидуального продвижения ученика;
· в создании условий для самообразования и формирования у учащихся приемов самостоятельной работы и самоконтроля;
· в проблемном изложении материала;
· в развитии коммуникативно-познавательной активности каждого школьника на уроке;
· в сочетании различных активных методов, средств, форм обучения и контроля;
· в сочетании индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах, в организации учебного сотрудничества;
· в выстраивании на уроке «субъект-субъектных» отношений.
Все это позволяет осуществлять образовательный процесс с учетом основных требований ФГОС НОО.
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}
table.MsoTableGrid
{mso-style-name:»Сетка таблицы»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-priority:59;
mso-style-unhide:no;
border:solid black 1.0pt;
mso-border-themecolor:text1;
mso-border-alt:solid black .5pt;
mso-border-themecolor:text1;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-border-insideh:.5pt solid black;
mso-border-insideh-themecolor:text1;
mso-border-insidev:.5pt solid black;
mso-border-insidev-themecolor:text1;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}