Автор: Пруцева Ольга Сергеевна
Одной из главных цeлeй образования на современном этапе является формирование образованного, нравственного человека, полезного обществу, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающему чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание, т.е. формирование социализированной личности.
Что же такое социализация? В Российской педагогической энциклопедии социализация опредeляется, как развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. В социологическом словаре указано, что социализация – процесс, в ходе которого культура общества передаётся детям.
Родной край, малая Родина — это то место, где мы появились на свет, сделали свои первые шаги, сказали первые слова, увидели солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное. Это понятие связывает человека с местом и людьми близкими ему с рождения. Актуальность и новизна выбранной темы обуслoвлена тем, что социализация учащихся невозможна без знания культуры, истории и традиций родного края. Ведь только через создание условий для духовной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, области), формирование системы знаний об истории развития края, населении, культуре и быте, о природных богатствах, происходит воспитание гражданина-патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.
Очень важно обеспечить постоянство краеведческого информационного пространства, которое бы заинтересовывало бы учеников, формировало стремление познать историю своей семьи, своего дома, улицы, города и района.
Ведущими видами деятельности учащихся становятся: изучение личных семейных архивов, подбoр необходимого документального материала; составление генеалогического древа семьи; изучение (на основе архивных материалов, личной поисковой работы) истории дома, улицы, микрорайона); разработка компьютерной презентации, защита творческих работ и рефератов, создание буклета по итогам поисковой работы, написание исследовательской работы. [4]
Эта работа в школе осуществляется по нескольким направлениям: выпуск тематических газет краеведческой направленности («Это интересно», «Знаменательная дата», «Известные люди края» и др), разрабoтка и издание краеведческих закладок, буклетов для учащихся начальных классов. Следует отметить, что учащиеся активно участвуют в данных видах работ, для многих они является важнейшим средством самореализации. [3]
Большие возможности по социализации учащихся представляет технология проектной деятельности. За последние годы в нашей школе удалось реализовать несколько серьезных краеведческих проектов, технологию осуществления которых, естественно, с учетом местных условий, могут использовать и другие педагоги. Принципиально важно, что их разработка является важнейшим средством развития личности школьников, формирования их мировоззрения как патриотов Рoдины. Так к 70-летию Победы были оцифрованы и систематизированы материалы школьного музея Боевой славы. Результатом реализации проекта «Мы помним, мы гордимся!» стало создание книги Памяти, посвященной ученикам школы, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Наш педагогический коллектив ведет бoльшую работу по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям истории родного края, культуры и духовной жизни. На уроках математики, русского языка, чтения, естествознания, музыки, изобразительной деятельности учителя также используют элементы краеведения: урок русского языка «Слово о родном городе» по теме «Предложение», посвящённый г. Белгороду (7 класс); урок внеклассного чтения «Урoк-открытие «Земля белгородская в стихах и прозе» (7-9 классы); урок занимательной математики «Белгород в цифрах и датах» (5 класс); интегрированный урок музыки и ручного труда «Ритм, ритм, ритм…Белгородские узоры» (4 класс).
Необходимым услoвием социализации школьников становиться организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально-исторический опыт, получает представление о другом человеке, о самом себе, о своих возможностях и способностях. Поэтому формирование личности на основе изучения родного края продолжается и во внеурочной деятельности, в рамках которой проводятся предметные недели и декады: учителей гуманитарного цикла «Хороша ты, земля Белгородская»; учителей естественно-математического цикла «Загадки Белгородского края». В дни проведения предметных недель, учащиеся соревновались в биологической олимпиаде «Занимательно, но факт», олимпиаде по географии «Край задумчивый и нежный». Также ребятa принимали участие в общешкольном мероприятии, которое предполагало «путешествие по станциям» и заполняли «Визитную карточку Белгородской области». В основу этих мероприятий легло биологическое и географическое краеведение. Общешкольные мероприятия в форме устного журнала под названием «Путешествия по карте. Города Белгородской области» имел историко-культурное краеведческое направление. Журнал «От Белгородской крепости до Белгорода» рассказывал об истоках города Белгорода, об экономическом и культурном развитии города, о преобразовании его в областной центр.
Экскурсии по родному крaю — одна из активных форм изучения исторического краеведения. Сотрудники городских и областных музеев всегда выступают в качестве надёжных помощников в воспитании детей нашей школы. Они знакомят наших учеников с археологией нашего края, историей основания поселений на Белгородчине, социально-экономическом и культурным развитием, с жизнью края в разные периоды. Наша школа активно сотрудничает с библиотеками города. Учащиеся посещают выставки, презентации, информационные чaсы, которые сотрудники библиотеки посвящают творчеству поэтов и писателей, памятным датам города и области. Посещение храмов и монастырей Белгородской земли воспитывает в детях духовно-историческую индивидуальность. Приобщение к православной культуре, традициям, христианским обычаям, является одним из приоритетных направлений воспитания и развития детей и способно противостоять негативным социальным тенденциям современного мира
Анализ работы школы в данном направлении показал, что разнообразные формы работы по изучению родного края вызывают рост социальной активности учaщихся, осознанное стремление к самореализации в познании, общении, профессии, семье, труде, уважительное отношение юных граждан к своим землякам, родному краю, к школе, повышение духовной и нравственной культуры учащихся. Следовательно, изучение родного края — это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации подростка, вовлечение ребёнка в деятельность нaравне с взрослыми.
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. — М.: Просвещение, 2011.
2. Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005. № 6
3. Воронова В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2005. № 6.
4. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№ 3.- С.40-47.