Автор: Нохрина Анна Дмитриевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №237
Красносельского района
Я в сети Интернет
Методическая разработка открытого урока
Разработчик: социальный педагог
Нохрина Анна Дмитриевна
г.Санкт- Петербург
2021 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………………3
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ……………………..…………4
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ………………………8
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ……………………………………….13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………7
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время, в период стремительного развития информационных технологий, Интернет стал неотъемлемой частью образовательного процесса всей нашей жизни. Использование сети Интернет в образовательной деятельности связано со многими положительными факторами. Вместе с тем, существующие риски негативного влияния сети Интернет на здоровье обучающихся связаны с использованием недопустимого объема информации, представляемой на экране, её несоответствием возрастным и индивидуальным особенностям учеников, существованием киберугроз, которыми изобилует Интернет.
Согласно российскому законодательству, информационная безопасность несовершеннолетних – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Предлагаемый урок проводится в рамках конкурсной программы «Социальный педагог года», целью которого является формирование у молодого поколения информационной грамотности при работе в сети Интернет.
Данный урок «открытия» нового знания представляет собой проблемную лекцию, суть которой заключается в том, что педагог в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает обучающихся в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, ученики самостоятельно приходят к тем выводам, которые обучающиеся должны усвоить в качестве новых знаний. Созданные проблемные ситуации побуждают обучающихся искать решения, сопоставлять факты, делать сравнения, выводы.
В течение всего учебного занятия ученики работают в малых группах. Все обучающиеся разделены на четыре группы. Участвуя в «открытии» нового знания, ученики коллективно отвечают на вопросы, выполняют задания, заполняют бумажки-звездочки, делают умозаключения, формулируют выводы, развивают умения и навыки сотрудничества при совместном решении проблемных задач.
Практическое применение знаний, полученных на данном занятии, даёт возможность повысить информационную грамотность учеников, что впоследствии благотворно скажется на их поведении сети Интернет.
Деятельностная карта учебного занятия
план урока
Учебная группа: 5 класс
Тема учебного занятия: Я в сети Интернет
Форма учебного занятия: эвристическая беседа
Место проведения: учебный кабинет
Средства обучения:
● технические:
мультимедийный проектор и доска, персональный компьютер;
● информационно-коммуникационные:
компьютерная мультимедийная презентация к уроку;
● дидактический материал:
памятки – 20 шт., листы – звездочки разных цветов, ручка, карандаш
Цель урока — способствовать осознанию учениками своего поведения в онлайн-пространстве, формированию конструктивных форм поведения, актуализации информации о правилах онлайн-общения.
Задачи урока:
развивающие:
● совершенствовать умения и навыки самостоятельной деятельности, работы в группах;
● совершенствовать умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
● совершенствовать умения анализировать проблемные ситуации;
познавательные:
● осмыслить свое отношение к социальным сетям, исходя из цели личной безопасности;
● создавать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;
● развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
● создавать условия для применения полученных знаний;
воспитательные:
● содействовать воспитанию культуры диалогического общения, умения слушать и принимать точку зрения оппонента;
● способствовать осознанию практической ценности правил безопасности в сети Интернет.
Образовательные технологии:
● здоровьесберегающие технологии;
● информационно-коммуникационные технологии.
Организационные формы образовательной деятельности: фронтальная, групповая.
Методы обучения:
● словесные: лекция, проблемная ситуация, диалогический метод;
● наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;
● практические: проблемный, частично-поисковый, дискуссия.
Планируемые результаты:
а) предметные:
● усвоение навыков поведения в информационном обществе с целью обеспечения собственной безопасности;
б) метапредметные:
регулятивные:
● умение ставить перед собой цель, прогнозировать ожидаемый результат работы;
● умение планировать свою деятельность;
● умение рационально распределять рабочее время;
познавательные:
● поиск и отбор необходимой информации;
● структурирование полученной информации;
● самостоятельное и групповое изучение материала, его анализ и обобщение;
● коммуникативные:
● умение слышать, слушать и понимать собеседника;
● умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
● умение взаимно контролировать действия друг друга, оказывать поддержку друг другу.
в) личностные:
● формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
● осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
— Федеральный государственный образовательного стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. №413.). – М.: Министерство образования и науки РФ. – 2012.
— Буклет Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу на тему: «Правила безопасности в сети «Интернет»
— Методические рекомендации для педагогов и руководителей ГБОУ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», Санкт‑Петербург, 2019
Организационная структура учебного занятия
Наименования этапов учебного занятия/ регламент (в минутах)
|
Ключевые учебно- познавательные, учебно- практические задачи, решаемые на данном этапе |
Виды деятельности ученика |
Виды деятельности педагога |
Средства контроля достижения планируемых результатов/ формы организации взаимодействия (интерактивного общения) на данном этапе |
Формируемые УУД |
1.Упражнение «фото» (5 мин.)
|
Показать возможности ошибочного суждения по фото в сети интернет. Создание позитивного настроя на активную деятельность и мыслительную работу, включение в деловой ритм |
Отвечают на вопросы преподавателя и делают выводы по результатам анализа фото, фиксируют проблему |
Демонстрация фото и постановка проблемных вопросов. Создает ситуацию разрыва. |
Побуждающий диалог Проблемная ситуация
|
Личностные: стремление к целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: готовность к информационно-познавательной деятельности. Пытаются решить проблему известным способом. Регулятивные: саморегуляция; умение быстро включаться в деловой ритм, активную деятельность и мыслительную работу. Коммуникативные: умение вести диалог. Строят речевые высказывания |
2. Дискуссия «Живое и интернет- общение» (5 мин.)
|
Активизация мыслительных операций и познавательных процессов (внимания, памяти и т.д.). Совершенствование умений и навыков вести диалог |
Выдвигают варианты. Отвечают на вопросы учителя. Пытаются определить и сформулировать тему |
Корректирует и конкретизирует тему занятия, организует деловое общение, способствующее актуализации опорных знаний |
Побуждающий диалог
|
Личностные: выработка учебной мотивации актуализация личного опыта Познавательные: выдвижение вариантов и их обоснование; анализ и обобщение суждений Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
Коммуникативные: умения и навыки обмениваться мыслями и суждениями в режиме диалога |
3. Информационный блок для учеников (5 мин.)
|
Активизация мыслительных операций и познавательных процессов (внимания, памяти и т.д.). «Погружение» в тему занятия, мотивированное пробуждение интереса к теме, расширение знаний по теме |
Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы. |
Организует общение, рассказывает информационный материал.
|
Побуждающий диалог
|
Личностные: расширение имеющихся знаний и умений; Познавательные: формирование понятий Регулятивные: самоконтроль, принятие учебной задачи Коммуникативные: умение вступать в диалог с преподавателем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета, слушать и отвечать на вопросы |
4. Тест «Где меня больше: онлайн или офлайн?» (3 мин).
|
Совершенствование умений и навыков самостоятельной деятельности, работы в группах;
|
Отвечают на вопросы |
Ставит вопросы. Контролирует работу обучающихся |
Вопросы по тесту, оценка результата |
Личностные: соотнесение предметного содержания учебного занятия с ценностно-смысловыми установками. Познавательные: умение самостоятельно принимать решения; анализ, обобщение Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать пути достижения поставленной цели. Коммуникативные: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; |
5.Упражнение «Правила общения в сети Интернет» (10 мин.)
|
Совершенствование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; развитие владения языком предмета; создание условий для развития положительной мотивации к учению, развития творческих возможностей обучающихся; развитие способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности |
По группам находят пути решения предложенных учителем правил общения в сети Интернет, по аналогии создают свои ситуации |
Организует работу обучающихся |
Решение ситуаций |
Личностные: действия смыслообразования (осознание возможности применения нового знания при решении задач). Познавательные: понимание и адекватная оценка ценностного смысла нового знания и границ его применимости. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать собеседника; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, уважать в общении и сотрудничестве партнера, оказывать поддержку друг другу |
6.Сочинение синквея. Подведение итогов учебного занятия (2 мин.)
|
Развитие у обучающихся навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых ими действий и мыслительных процессов, результатов деятельности, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения |
Сочинятют синквейн. Дают оценку своей деятельности на занятии по группам эмоционально-художественным методом |
Организует диалоговое общение, стимулирующее рефлексивную деятельность, оценку. Подводит итоги проделанной работы |
Диалог, рефлексия эмоционально-художественным методом
|
Личностные: соотнесение предметного содержания учебного занятия с ценностно-смысловыми установками. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивые: оценивание собственных достижений Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
План занятия:
№ |
Содержание |
Время (мин) |
1. |
Упражнение «Фото» |
5 |
2. |
Дискуссия. Живое и интернет общение. |
5 |
3. |
Информационный блок для участников тренинга |
5 |
4. |
Тест «Где меня больше: онлайн или офлайн?» |
3 |
5. |
Упражнение «Правила общения в сети Интернет» |
10 |
6. |
Завершение «Сочинить синквейн» |
2 |
Итого |
|
30 |
1. Упражнение «Фото»
Цель: Показать возможности ошибочного суждения по фото в сети интернет.
Текст для учителя: Ребята сегодня у нас интересная тема урока, а какая темы вы мне должны сказать сами. Кто первый догадается получает «корону победителя». А догадаться вам поможет первое задание, внимательно посмотрите на фото, кто поставит этому фото «лайк»?
Учитель показывает фото 1.
Очень многим понравилось фото симпатичной девушки, и вы поставили «лайк», но теперь узнайте, что скрывается за этим фото. На нем изображена девушка, которая в составе банды совершает грабежи и участвует в преступлениях. Теперь, когда вы знаете историю этой девушки захочется ли вам снова поставить «лайк» фотографии?
Учитель показывает фото 2.
Текст для учителя: Поставите ли вы «лайк» этой фотографии? Ребята, на фото изображена Лиза Пономарева, девочка, которая получила медаль «За спасение погибавших», она получила ее за спасение 2х семилетних детей, тонущих в реке. Теперь поменялось ли ваше отношение к этой девочке, захотелось поставить «лайк» фотографии? Бывает что фотокарточки человека в социальных сетях не обладают
привлекательностью, и его жизнь, на первый взгляд кажется «тусклой», а на самом деле
в реальной жизни он веселый, интересный человек. Живущий насыщенной, разнообразной
жизнью. И, подчас, может быть настоящим героем России.
Учитель показывает фото 3.
Текст для учителя: Ребята, теперь понимая, как ошибочно может быть суждение по фотографии посмотрите фото 3 и подумайте внимательно ставить ли «лайк» фотографии. На фото Кирилл Дайненко и Сергей Скрипник, которые проявили настоящее мужество спасая своих учителей от разрушений, вызванных падением Челябинского метеорита.
Текст учителя: теперь вы готовы назвать тему урока?
Ребята называют тему, кто догадался первый получает «корону победителя» до конца урока.
2. Дискуссия «Живое и интернет- общение. В чем разница?
Цель: информирование учащихся о понятии виртуального общения, разработка правил общения в сети интернет.
Учитель подводит учеников с помощью следующих вопросов:
− В каких сетях вы зарегистрированы? (записывает на доске)
После обсуждения учитель представляет ученикам информационный блок.
Текст для учителя: «Ни для кого не секрет, что сегодня интернет играет в жизни каждого человека далеко не последнюю роль.
На сегодняшний день Интернет – это колоссальный источник информации. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи с пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать всемирную
паутину не только как инструмент для получения информации, но и как инструмент для общения. Только вот интернет-общение сейчас стало активно заменять живое, почему же так происходит? Предлагаю порассуждать в чем разница этих двух видов общений и какой из них на ваш взгляд лучше».
Учитель дает возможность ученикам высказать свое мнение, по группам.
3. Информационный блок для учеников
Если у человека не получается общаться «вживую», по разным причинам: в силу отсутствия коммуникативных навыков, большой занятости или по другим причинам – как вы думаете, где и как он будет общаться? В виртуальном мире. Там, где легче. Здесь не нужно подходить первым и подбирать слова, чтобы познакомиться. Здесь никто не заметит и не будет смеяться, если он покраснеет от смущения. А если не знаешь, как продолжить разговор, можно просто нажать кнопку “выход” и закончить общение.
Подростки уходят в «виртуальный мир» тогда, когда им некомфортно в реальном. Именно неформального общения как правило не хватает детям, загруженным учебой и дополнительными занятиями.
Но, несмотря на неоспоримые преимущества передовых технологий, необходимо помнить, что во всем необходимо соблюдать разумную меру и не забывать, что в жизни
еще существует много других возможностей для совершенствования и духовного развития — занятия спортом, прикладными ремеслами, музыкальным и художественным творчеством, литературой, общением с живой природой.
Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Именно за ними наше будущее. Уже каждый пятый ребенок не только умеет пользоваться компьютером, но и в совершенстве владеет Интернетом. Многие подростки проводят свое свободное время в социальных сетях.
И что же ждет нас в ближайшем будущем? Неужели компьютеры станут нашими лучшими друзьями? Заменит ли «виртуальная реальность» реальную жизнь? Нет, если мы сможем это предотвратить. Все просто – нельзя забывать о золотой середине, о норме. Любое лекарство может стать ядом, если принято в слишком больших дозах. Важно научиться правильно проводить свое время в Интернете с пользой и в небольших количествах.
4. Тест «Где меня больше: онлайн или офлайн?»
Цель: показать участникам насколько они уже сейчас зависят от онлайнобщения, гаджетов и Интернета. Самодиагностика.
Учитель задает ребятам ряд вопросов, обозначенных ниже. Те ученики, у кого
ответ утвердительный, должны поднять большой палец руки вверх, если ответ отрицательный – показать «фигу».
Каждый должен считать, сколько раз он ответил утвердительно. Если больше 3-х раз, то можно говорить о наличии склонности к зависимости от Интернета.
Текст для учителя: «Ребята, сейчас я буду задавать вам разные вопросы и утверждения, если вы на вопрос отвечаете «Да», то нужно будет поднять большой палец руки вверх, если ответ отрицательный – показать «фигу». Начнем».
Вопросы:
1. Ты ставишь будильник на телефоне?
2. Просыпаясь, ты первым делом проверяешь телефон на наличие уведомлений?
3. Как только пришло звуковое уведомление о сообщении, ты тут же проверяешь что там, несмотря на занятость в данный момент?
4. Ты проводишь в телефоне более 3 часов в день?
5. Бывает ли так, что, даже когда ты смотришь фильм или сериал, ты одновременно
листаешь ленту социальной сети или с кем-то общаешься в мессенджерах?
6. Основное общение с друзьями происходит в мессенджерах и соцсетях?
7. Событиями своей жизни ты делишься в соцсетях?
8. Ты больше предпочитаешь написать сообщение, чем позвонить?
Ребята, если вы подняли большой палец руки вверх более 3х раз, то у вас есть признаки
зависимости.
5. Упражнение «Правила общения в сети Интернет»
Цель: Разработать правила общения в сети интернет
Текст для учителя: Ребята, как вы считаете, а нужны ли правила общения в интернете? (Ребята выражают согласие)
Об этих правилах мы с вами сейчас подробно и поговорим.
Текст для ведущего: «Сейчас вам нужно будет разделиться на команды.
Задача команд – посовещаться и написать на отдельных бумажках-звездочках правила Интернет-общения. На выполнение задания у вас 5минут».
После того, как обе команды будут готовы, проводится обсуждение –
представитель от каждой команды по очереди зачитывает свои правила, а учитель приклеивает бумажки-звездочки на лист ватмана.
Задача учителя подвести группу к тому, что как у живого общения,
так и у онлайн-общения есть ряд своих преимуществ и недостатков и выработать правила общения в сети Интернет.
Текст для учителя: Ребята, если вы понимаете, что есть люди, которые не следуют правилам общения, нарушают их. Или у вас появились вопросы по общению в сети интернет есть телефон линии «Дети онлайн» по которому всегда можно позвонить и задать свои вопросы. Листочек с номером я вам выдаю, приклейте его в дневник.
6. Завершение
Обратная связь по теме урока. Ученики придумывают синквейн с тем что полезного он почерпнул для себя сегодня на уроке, что понравилось больше всего, что не понравилось.
Текст учителя: Ребята, сегодня вы узнали много нового для себя про общение в интернет сети, разработали правила общения, как бывает обманчиво первое впечатление от фотографий и многое другое. Эти знания пригодятся вам при вашем дальнейшем использовании сети Интернет. Спасибо за урок, до свидания!
Памятка