8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

«УЧАСТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Автор: Анейчик Маргарита Владимировна

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Наиболее эффективно воспитательный процесс осуществляется при активной деятельности самих обучающихся. В условиях школы-интерната такая активная деятельность незрячих, частично видящих и слабовидящих воспитанников может проявляться в ходе досуговой деятельности.

         Кстати, сама досуговая деятельность имеет большое значение для выработки привычки к рациональной организации свободного времени, что немаловажно в условиях современной действительности, в которое нередко вся организации свободного времени заключается в двух видах деятельности подростков – погружение в компьютерные игры и просмотр телевизора. Не отрицая значение компьютера как инструмента для рационализации интеллектуальной деятельности человека, необходимо отметить, что в руках молодёжи он превращается в прибор для посещения виртуальной реальности, что отрицательно сказывается на духовно-нравственном становлении личности. Просмотр телевизора, нередко, сводится к обозрению всех программ подряд без целенаправленного усвоения информации. Конечно, смотреть телепередачи можно, но это не должно быть ведущим средством досуговой деятельности, да и сам просмотр необходимо контролировать взрослыми, отдавая предпочтение учебно-познавательным передачам и программам, содействующим духовно-нравственному становлению личности. В наше время последнее далеко не всегда осуществимо. Да и с медицинской точки зрения оптимальное время пребывания около телевизора для подростков не должно превышать два с половиной часа в день.

         Использование здоровье сберегающих технологий относится и к досуговой деятельности. Пребывание за компьютером должно сопровождаться перерывами в работе через каждые 40-45 минут не менее чем по пятнадцать минут и оптимальное время для компьютера в день – не более двух с половиной часов. В противном случае, даже у лиц со здоровым органом зрения, может накапливаться зрительное утомление, способное превратиться, например, в спазм аккомодации с последующим частичным снижением остроты зрения.

         Приходится на этом останавливаться для того, чтобы любой воспитатель считал своим долгом довести до сознания обучающихся воспитанников эти требования, которые они должны соблюдать особенно в не учебные дни. Нужно изложение этих знаний и на классных родительских собраниях. Если обучающиеся осознают, а родители и педагоги будут поддерживать исполнение этих требований как средства поддержания здоровья, то возможно появление у обучающихся, воспитанников настроения к поиску способов активизации собственной деятельности, обеспечивающей рациональную организацию досуга. Подобное отношение к свободному времени будет способствовать упрочению условий, побуждающих подростков к активным действиям по организации досуговой деятельности – активной деятельности в ходе воспитательного процесса.

         Создание или поддержание обстановки, мобилизующей учащихся на активную досуговую деятельность – один из путей побуждения их к проявлению собственных творческих способностей и природных задатков, обеспечивающих активную общественную работу. Важнейшая задача воспитателей школы-интерната состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся воспитанников стремление к постоянной занятости каким-то полезным занятием. «Смена занятий – тот же отдых». Эта формула опровергает мнение тех, кто считает, что постоянная занятость приведёт к утомлению. Всё зависит от того чем занят обучающийся, воспитанник и какое отношение у него к виду занятия. Полезно выработать у учащихся умение чередовать занятия одного вида другим и развить стремление заниматься полезным делом, а не проводить время в праздности. Незрячий, частично видящий или слабовидящий подросток, занимаясь в основной школе, должен понимать, что в будущем ему предстоит иметь уровень развития и знаний, не уступающий людям с нормальным зрением, а для этого он должен иметь привычку постоянно самосовершенствоваться. Он должен понимать, что для достижения уровня людей, не имеющих зрительных патологий, ему нужно большее время и потому умение иметь активную досуговую деятельность послужит ему верной опорой для следования в жизни лозунгу «Смотри на меня как на равного». 

         Подростки со значительными зрительными патологиями призваны осознать Российский менталитет, считающий любого человека с ограниченными возможностями здоровья, как бы не равным лицу с нормальным зрением. Равенство это людям со зрительными нарушениями нередко приходится доказывать. Умение организовать досуговую деятельность на основе постоянной жизненной активности с рациональным использованием времени подготовит незрячего, частично видящего или слабовидящего школьника к нахождению способов жизнедеятельности, обеспечивающих адаптацию и последующую интеграцию в общество людей, не имеющих ограничений здоровья. В условиях, когда предприятия общества слепых обеспечивают трудовую занятость лишь пяти процентов своих членов, каждый выпускник школы 3-4 видов должен в полной мере осознать, что возможная трудовая деятельность в будущем полностью зависит от него и готовиться к решению этого вопроса через проявление активности в досуговой деятельности. Фактор будущей борьбы за нахождение «места под солнцем» призван заинтересовать обучающихся, воспитанников школы-интерната для детей с нарушенным зрением активной досуговой деятельностью. Именно этот интерес позволит педагогам вовлекать их в такую деятельность. Без наличия интереса говорить об активной досуговой деятельности учащихся не имеет смысла. 

         В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. При проведении работы по всем направлениям   Воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним. Обеспечивая активное участие в досуговой деятельности, слепой или слабовидящий школьник на основе традиций коммуникативных взаимодействий способствует выработки у себя качеств личности, наиболее востребованных обществом.

         Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека. Именно эти качества и будут вырабатываться, если незрячий, частично видящий или слабовидящий подросток станет не пассивным присутствующим на мероприятиях, а организатором, участвующим в соответствии со своими возможностями в подготовке и проведении мероприятия, в подборе и переработке материалов к викторинам, вечерам, устным журналам, чтениям, конкурсам, беседам, дискуссиям, заочным путешествиям, экскурсиям и тому подобное.

         Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее достижения проявляется как повышение степени индивидуальной активности воспитанника. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное или духовно-нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. Умственное воспитание основывается на: развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов; формирование культуры учебного и трудового процессов; развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству; стимулирование интереса к работе с книгой

         Во внеурочное время умственное воспитание осуществляется через проведение таких мероприятий как викторины, вечера вопросов и ответов, отгадывание или составление кроссвордов, вечера занимательной науки, устные журналов, чтения по заданной научной проблеме, конкурсы на смекалку, беседы о деятелях отечественной и мировой науки, дискуссии по проблемам науки, коллективное чтение произведений с последующим обсуждением, заочные путешествия.

         Для викторины наиболее рационально такое проведение. В порядке подготовки всем учащимся задаётся тема, каждому «в тайне» от товарищей предлагается подготовить два-три вопроса со знанием пояснения ответа. Воспитатель в беседе с каждым учащимся знакомится с вопросами и ответами, координирует их разнообразие, предлагает заменить вопрос или уточнить его формулировку. При проведении викторины учащиеся поочерёдно задают свои вопросы, а остальные на них отвечают. Очки подсчитываются по количеству найденных ответов учащимися, не являющимися авторами вопроса. Полным считается ответ, указывающий не только само умозаключение, но и содержащий пояснение, почему сделан такой вывод. За каждый правильный и полный ответ в «копилку» ответившего заносится 2 очка, а за неполный ответ – 1 очко. Разрешается получать одно очко за существенное дополнение ответа. Можно предложить за два неправильных ответа снимать одно очко. Подобная система подведения итогов предлагается в связи с недопущением выкрикивания не обдуманных ответов. В конце полезно выявить победителя – обучающегося с наибольшим количеством набранных баллов и, по возможности, поощрить его за победу.

         Перед проведением вечера вопросов и ответов всем обучающимся предлагается подготовить интересный не только для себя, но и для других, вопрос из какой-либо области знаний. Вопросы в письменном виде собираются в особую не открываемую коробку или ящик, куда сбрасываются через щель. Затем воспитатель, извлекший вопросы через вскрытие контейнера,  предлагает учащимся подготовить ответы на вопросы, распределяя подготовку отдельным учащимся с учётом их склонностей и интересов. Для подготовки указывается определённый срок. Учащиеся по содержанию подготовленных вопросов могут проконсультироваться у педагогов с учётом предмета, который они ведут. Через ознакомление с литературой или на основе собственных аналитических способностей учащиеся готовят ответы к порученным вопросам и сообщают о готовности воспитателю. В зависимости от доверия к обучающемуся, педагог может проверить обоснованность готовности. Затем в назначенный срок проводится вечер, на котором оглашается вопрос и выступают с ответами те, кто готовили обширное разъяснение по его теме. В итоге мероприятия полезно указать кто наиболее ответственно отнёсся к подготовке ответов и кто показал уверенное знание освещаемой темы.

         Перед мероприятием по разгадыванию кроссвордов воспитатель объявляет тему и предлагает обучающимся самостоятельно ознакомиться с литературой по означенной теме. Воспитатель готовит сам кроссворд и таблицу для его заполнения (можно воспользоваться готовым вопросником). На мероприятии воспитатель задаёт вопросы и выслушивает ответы до правильного, кто-то из учащихся по поручению педагога заполняет таблицу кроссворда. При подведении итогов за три неправильных ответа снимается балл, а за каждый правильный ответ заносится балл в сумму заработанных очков. В конце мероприятия объявляется итог и, если есть возможность, победитель чем-то поощряется. Составление кроссвордов может быть проведено в виде конкурса. Всем учащимся предлагается составить собственный кроссворд, а затем на мероприятии они сравниваются по эстетическому восприятию и познавательной наполняемости, проявившейся глубине знаний. Лучше, если итоговое рассуждение будет проведено в форме беседы, в которой воспитатель лишь координирует направление рассуждения, а основной вывод делается учащимися.

Наиболее разнообразной формой мероприятий по умственному воспитанию являются вечера занимательной науки. Это могут быть вечера занимательной грамматики, математики, истории, географии, физики, биологии, химии. Первые два вида вечеров наиболее доступны для воспитателя, а остальные вечера лучше проводить при активной помощи специалиста-предметника.

         Важность вечеров занимательной грамматики проявляется в пробуждении интереса к русскому языку и повышение качества его усвоения с помощью занимательных приёмов. Синонимы и антонимы, ребусы, шарады, анаграммы, метаграммы, криптограммы, полиндромы, игры в слова (города, животных, растения и тому подобное),- всё это формы работы сос ловами, обрабатываемыми в голове в заданном направлении. Причём, упражнений для этих форм деятельности настолько много, что возможно проведение вечера занимательной грамматики чуть ли не раз в четверть. Перед подготовкой вечера совместно с учащимися составляется план, на основе которого кто-то готовит ребусы, кто-то анаграммы и так далее. Причём при распределении заданий подчёркивается необходимость обновления содержания, но сохраняется обязательность самостоятельной подготовки обучающихся. Поиск в литературе, Интернете, радиопередачах или в ходе бесед со знающими людьми,- это творческая работа готовящего тему, так необходимая для умственного развития. На вечерах может быть подбор синонимов и антонимов, отгадывание ребусов, поиск анаграмм, составление метаграмм с заданным числом шагов, отгадывание криптограмм, стоставление полиндромов в самых различных вариантах. Здесь для участников возможно творчество по ходу деятельности. Среди анаграмм интересен вид, когда из суммы двух или трёх слов нужно составить название города, птицы, животного, бытового предмета, имя человека и так далее. В этом случае конкретизируются знания не только по грамматике, но и по другим отраслям знаний. Важно только воспитателю заинтересовать обучающихся этим творческим поиском. 

         Вечер по занимательной математике может включать в себя небольшие викторины, числовые и геометрические головоломки, задачи на смекалку, на составление числовых последовательностей с заданными свойствами, решение логических задач, краткие рассказы о выдающихся математиках, занимательные случаи из истории математики, задачи на перенос палочек в примерах с римскими цифрами, на подсчёт заданных в изображении фигур и так далее. Воспитателю, имеющему среднее специальное или высшее образование с математикой в пределах общей средней школы разобраться просто и потому, он на этих вечерах вполне может выступать в роли арбитра. Математика – наука не простая, поэтому вечера готовят постоянно два-три ученика, увлечённые этой дисциплиной. Задача других активно выполнять предлагаемые задания. В конце мероприятия подводится итог по количеству наиболее удачных и правильных ответов и выявляется лучший математик на данный день.

         Вечера занимательной истории, физики, географии, биологии, химии могут включать в себя заочные путешествия, викторины, конкурсы, работы со схемами или картами, фрагменты «Знаете ли вы», рассказы о событиях или предметах, сообщения о выдающихся учёных. При подготовке мероприятия важно сделать, чтобы основную подготовительную работу осуществляли воспитанники, вызвавшиеся быть добровольными помощниками педагогов. Завершать вечер полезно итоговым сообщением о победителях викторин и конкурсов, о наиболее ответственных рассказчиках.

         Устный журнал – череда подготовленных кратких рассказов по некоторой теме, как правило, связанных по содержанию. Может быть,  даже пересказ несколькими выступающими одного какого-то значительного события. Качество подготовленности пересказа воспитатель призван обязательно проверить накануне и помочь рассказчику обеспечить такую готовность сообщать, чтобы аудитория воспринимала сообщение с интересом и увлечением. Завершиться устный журнал может итоговой эврестической беседой, призванной закрепить усвоение содержания материала.

         Чтение – череда выступлений с чтением напечатанного текста. Подготовка активной части учащихся заключается в предварительном неоднократном чтении подобранного текста с целью обеспечения относительно беглого, выразительного  и уверенного чтения. Беглое, эмоционально окрашенное, выразительное и уверенное чтение позволяет поддерживать интерес к излагаемой информации, а медленное монотонное чтение убивает всякое желание слушать то, что читается. Чтение может быть тематическим с прочтением подготовленных рефератов или сочинений, тематическим с прочтением некрупных произведений или фрагментов из крупных книг, материалов периодической печати. Пассивная часть обучающихся призвана активно воспринимать читаемый текст, что зависит. От заинтересованности и  качества чтения выступающих. В конце чтения полезно провести итоговый опрос, призванный проконтролировать качество усвоения информации пассивной частью обучающихся

         Устные журналы и чтения – это мероприятия информационного характера, требующие значительного умственного напряжения для усвоения излагаемого содержания. По этой причине они не должны быть продолжительными. Участие активной части обучающихся на таких мероприятиях заключается в поиске материала и в подготовке пересказа при проведении устного журнала или хорошего выразительного чтения при проведении чтений. Пассивная часть обучающихся, воспитанников  призвана быть активными слушателями, но проверить эту активность практически не предоставляется возможным.

         Конкурсы на смекалку лучше всего проводить в форме очных олимпиад с побуждением обучающихся к решению задач по математике, физике, химии, биологии, географии, или написанию ответов на вопросы по предмету в расчёте с временными затратами в среднем на 30-40 минут. В заданное время обучающийся должен решить определённое количество задач или оформить ответы на заданное количество вопросов с изложением в письменном виде правильных решений или полных развёрнутых ответов. После этого компетентное жюри из преподавателей с участием лучших учащихся из более старших классов подводит итоги, оценивая выполненные задания по временным затратам, качеству и точности решения или ответа, аккуратности и тщательности оформления. В итоге составляется рейтинговая таблица результатов конкурса, показывающая место, занятое каждым участником. В данном случае предполагается, что участниками являются все члены одного или нескольких классных коллективов.

         Беседы о деятельности отечественных учёных и представителей мировой науки могут проходить на основе предварительного самостоятельного ознакомления каждого обучающегося с материалами о жизни и деятельности выбранной знаменитости. Иногда в качестве информации может быть использовано чтение вслух воспитателем какого-то единого источника. Беседа, как правило , заключается в ответах присутствующих на вопросы ведущего. Ведущим может быть воспитатель, учитель по предмету, хорошо подготовленный ученик.

         Дискуссия по научной проблеме предполагает коллективное обсуждение какой-то идеи на основе представлений о рассматриваемом вопросе. Она также предполагает предварительное изучение школьниками информации на заданную тему. Тему лучше подобрать такую, в которой по факту существуют или возможны различные мнения. По-видимому вести дискуссию должен педагог, хорошо владеющий вопросом и способный направить обсуждение с помощью наводящих или уточняющих вопросов в направлении, отражающем наиболее адекватный и объективный вывод.

         Заочные путешествия предполагают косвенные экскурсии по замечательным и памятным местам, местам боевой славы. учебным заведениям, памятникам архитектуры и искусства, заповедникам и примечательным природным уголкам, музеям, паркам и другим объектам, не расположенным на территории  населённого пункта, в котором находится образовательная организация. Эта форма наиболее сложна для подготовки воспитанниками со значительными нарушениями зрительных функций, так как предполагает визуальное сопровождение с демонстрацией серии диапозитивов, фрагментов фильмов, или подготовленных документальных картин. В последних двух случаях воспитатель должен подготовить тифлокомментарий действий, идущих на экране, включая в себя описание строений и внешности участников. Чтобы не отвлекаться от тифлокомментария педагогу есть смысл подготовить демонстратора из учащегося-любителя техники или взрослого помощника. Готовить мероприятие может педагог или, что лучше, учащийся со значительным остаточным зрением.  При демонстрации диапозитивов воспитатель или учитель может привлечь обучающихся к подготовке комментария изображения. Заканчивать заочное  путешествие лучше всего обобщающей беседой, конкретизирующей или обобщающей основное содержание материала путешествия. Лучше, если обобщающую беседу будет проводить подготовленный ученик. Основная часть участников такого мероприятия является пассивными слушателями, призванными активно воспринять предложенную информацию.

         Три последние приведённые формы мероприятий предполагают самостоятельную подготовку обучающихся, воспитанников к ним. Чаще всего это связано с получением информации. В наше время источниками информации служат телевидение, радиовещение, интернет, средства массовой информации и книги. Наблюдается общее снижение интереса к книге. У незрячих и слабовидящих есть три возможности читать книгу: слушать текс на электронном носителе, читать самостоятельно книгу, напечатанную крупным или рельефно-точечным шрифтом, коллективное прослушивание текста, читаемого педагогом. Когда-то последний вид чтения был самым популярным, так как для многих чтение рельефно-точечного шрифта оказывалось не очень скоростным процессом. Думается, что в настоящее время должны в оптимальном сочетании использоваться все три способа чтения книг для детей со зрительными патологиями. Чтение призвано быть одним из наиболее часто используемых источников информации, так как позволяет познавать именно то, что интересно читателю. Оно должно являться одной из форм организации досуговой деятельности, обеспечивая занятость школьника и рациональное использование свободного времени. Полезно чтение членами классного коллектива одной и той же книги, так как это предполагает возможность единого воздействия текста на читателей и позволяет провести читательскую конференцию. На читательской конференции обсуждается содержание книги, художественные средства автора, идеи, пропагандируемые автором. Коллективно прочитанная книга может быть помощником педагогов в оказании одновременного воспитательного воздействия на всех одноклассников в заданном направлении.

         В последнее время в России всё большее внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности. Оно предполагает формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Формирование убеждений у ребенка, его духовно-нравственное воспитание – это, прежде всего, передача личного отношения взрослого окружения воспитуемого к родной земле, готовности бороться за ее свободу и независимость, гордости за героическое прошлое и настоящее своего Отечества и народа. Также в задачи этого направления входит осмысление детьми причастности к прошлому, настоящему и будущему Родины. Одновременно гражданин своего Отечества может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы и, таким образом, становиться гражданином мира.

         Составной частью духовно-нравственного воспитания является правовое воспитание основанное на воспитании уважительного отношения к Конституции и правам человека, а также критического отношения к тем, кто их нарушает. Оно предполагает знание человеком своих прав и обязанностей и ответственность за их нарушение. Конечно, правовое воспитание осуществляется на уроках граждановедения или обществоведения, но и в досуговой деятельности этому должно уделяться внимание через обсуждение проблемных ситуаций, материалов периодической печати, поступков одноклассников, нарушающих права других. Последнее должно делаться в тактичной форме при недопущении оскорбления человеческого достоинства. Само обсуждение может быть коротким, даже не обязательно в виде мероприятия, а, например, разговора во время прогулки, но обязательно через систему наводящих или уточняющих вопросов педагога обучающиеся подводятся к выводу, соответствующему законопослушности.

         Духовно-нравственное развитие личности призвано обеспечить бережное отношение человека ко всем богатствам страны. Это одна из сторон патриотизма. Усиление природоохранительной деятельности, необходимость рационального использования природных богатств делают актуальной такую грань личностного развития обучающегося, как экологическая воспитанность. Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общественной ценности, а также бережное отношение к ресурсам, флоре и фауне. В целом оно основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле, и того, что каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологических катастроф.

         Духовно-нравственное развитие осуществляется, прежде всего через создание вокруг подрастающего человека среды, которая бы наглядно показывала следование всех окружающих изложенным требованиям. Система формального лидерства и организация дежурства по классу с исполнением обязанностей дежурного в течение всего дня послужат основой духовно-нравственного воспитания. Формальные лидеры и дежурные по классу призваны требовать от одноклассников следования принципам гражданственности. Предъявление требований к другим требует и соблюдения их самим требующим. Поскольку дежурным может оказаться любой член классного коллектива, то при чётком исполнении дежурными возлагаемых обязанностей формирование у одноклассников поведения в соответствии с традициями Российского народа и гражданского общества постепенно должно стать единственным стилем коммуникативных взаимодействий. В проведении этой работы не исключаются беседы и диспуты на темы гражданственности, правовой культуры, исполнения обязанностей, следования национальным традициям и традициям семьи, но основным воспитывающим фактором является создаваемая в классном коллективе обстановка.

         Нравственное становление человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе.

         Для детей с нарушениями зрения значимость нравственного воспитания в том, что из-за не совсем адекватных отношений окружающих воспитание ребенка с нарушением зрения чаще всего выражается в чрезмерной опеке и создании щадящего режима, ограничивающего его самстоятельльность в игровой, учебной и трудовой деятельности, что глубоко неверно. Дети с нарушением зрения, насколько это возможно, должны быть приобщены к различным видам деятельности. В этой связи, прежде всего, следует воспитать у них самостоятельность, навыки самообслуживания и культурного поведения, приучать их жить и работать в коллективе. При этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития каждого отдельного обучающегося. Обеспечение в деятельности незрячего, частично видящего, или слабовидящего подростка максимально возможной его самостоятельности, выработка привычки у него всегда делать самостоятельно то, что позволяют сформированные умения и навыки – важнейшая задача нравственного воспитания этой категории школьников.

         В современных условиях одной из составляющих нравственного воспитания можно считать экономическое воспитание, направленное на формирование экономического мышления современного человека в масштабах семьи, производства, всей страны. Оно ставит целью развитие деловых качеств человека, таких как бережливость, предприимчивость, расчетливость, и накопление знаний в сфере экономики, хозяйства, налогообложения,- сфер деятельности человека, в которых чаще всего встречается нарушение законов. Воспитание законопослушности — одна из сторон нравственного воспитания.

В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка – общение со взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания. Подражание в поведении педагогам, родителям, уважаемым знакомым призвано привести к сформированности, необходимых обществу качеств, нравственности. В ходе досуговой деятельности формальные лидеры и дежурные по классу, по школе призваны быть проводниками важнейших нравственных принципов поведения, приветствуемых гражданским обществом. Под их влиянием у каждого одноклассника постепенно может сформироваться требовательность к себе на основе анализа собственных действий, побуждающая строить своё поведение именно по требованиям гражданского общества. В ходе досуговой деятельности есть время всё это осмыслить с достаточной полнотой.

         Также необходимо проведение бесед и диспутов на примере художественных произведений и практических ситуаций, возникающих в том числе,  и в ходе досуговой деятельности: «Правильно ли поступил герой?», «Как следовало поступить в данной ситуации?», «Что доказывает преданность героя стране?», «Почему герой поступил так, а не иначе?», «Какие поступки указывают на высокий уровень нравственности героя?». Получение ответов на подобные вопросы в ходе организуемых на досуге бесед и диспутов, содействует формированию убеждений, направляющих поведение в соответствии с морально-этическими нормами.

         Вплотную к нравственному воспитанию примыкает патриотическое воспитание обучающихся, некоторые считают патриотическое воспитание частью нравственного. Патриотизм как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его личностного развития. В досуговой деятельности для поддержания чувства патриотизма организуются конкурсы, призванные увлечь активной подготовкой каждого члена классного коллектива: на лучшее сочинение о родном крае, на лучшее исполнение патриотических песен, на лучшее чтение стихов о Родине, на лучшее чтение стихов к дню победы. Проводятся викторины на знание воинских званий, наград Родины в годы ВОВ, Российских орденов и медалей. Проводятся устные журналы о выдающихся полководцах Отечества, о днях воинской славы России, об исторических этапах становления Российского государства. Осуществляются заочные путешествия по местам боевой славы. Организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами-интернационалистами, участниками военных действий во второй половине ХХ века. Все эти формы занятий по патриотическому воспитанию предполагают активную подготовительную работу обучающихся по изучению информации, содержащей соответствующие тематические сведения.

         Таким образом, нравственное воспитание включает в себя вооружение обучающегося знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами.

         Нормы нравственного поведения должны использоваться обучающимися вполне осознанно. Прежде всего,  в классе для каждого обучающегося должно стать нормой поведение в соответствии с «золотым правилом нравственности»: не делай другому то, что не сделал бы себе. Привычка жить по этому правилу окажется тем ключом, который постепенно откроет для учащихся значимость других нравственных норм и общечеловеческих ценностей, следование которым обеспечит наиболее комфортное пребывание в обществе.

         Важнейшей предпосылкой всестороннего гармонического развития личности ребенка является его трудовое воспитание. Целями его являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

         Дежурство по спальне и классу, школе, наведение порядка в спальной комнате, поливание цветов, уборка класса в санитарную пятницу, участие в уборке территории школы, осуществление ухода за растениями в школьном дворе,- всё это элементы трудового воспитания в ходе досуговой деятельности. 

Для реализации задач трудового воспитания используются различные приемы и методы:

1. организация труда в кружках по интересам;

2. различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества;

3. творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества;

4. временные и постоянные домашние обязанности, дежурство в учебных заведениях, а также систематическое участие в общественно-полезном труде;

5. обучение технологиям и приемам трудовой деятельности на занятиях коррекционных курсов.

         Фундамент здоровья закладывается в детстве. От того, насколько правильно будет организовано физическое воспитание в школе-интернате, во многом будет зависеть самочувствие незрячего, частично видящего или слабовидящего школьника, настроение, успехи в учебе. Физическое воспитание способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития. Ежедневные прогулки, игры во время прогулок или в ходе пребывания на свежем воздухе,- элементы физического воспитания. Хорошо, если в классе будет подготовлено несколько инструкторов, способных самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры с одноклассниками. Поручение проведение игр таким обучающимся позволяет воспитателю становится при проведении игр арбитром и контролёром соблюдения правил, обеспечения равнозначных отношений между подростками с различным уровнем остроты зрения. Игры должны организовываться так, чтобы более высокая острота зрения не давала участникам игры преимуществ, а отсутствие зрения не порождало каких-то льгот или послаблений, заведомых дискриминацией. Лишь в этом случае может быть равноправие игроков среди одновременно играющих незрячих, частично видящих и слабовидящих обучающихся.

         Основными целями физического воспитания являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих работоспособность человека. В связи с этим воспитатель обеспечивает посещение занятий обучающимися, нуждающимся в коррекции физического развития. Всячески приветствуется участие учащихся в танцевальных кружках и секциях, связанных с лёгкой атлетикой, гимнастикой и борьбой. Школьники, увлекающиеся в ходе досуговой деятельности подобными занятиями, обеспечат себе более крепкое физическое здоровье. Во время прогулок полезно иметь школьников-инструкторов по использованию в ориентировке в пространстве звуковых сигналов, опосредованных осязательных ощущений и проводить игры на ориентировку без использования остаточного зрения. Для частично видящих и слабовидящих это подспорье для ориентировки в условиях темноты в вечернее время, а для незрячих – совершенствование общих умений и навыков ориентировки.

         Индивидуальные коррекционные занятия для учащихся, имеющих недостаточно сформированные навыки самообслуживания – элемент физического воспитания. Учитывая, что воспитатель работает с группой, полезно подготовить волонтёров-инструкторов из числа одноклассников, которые бы проводили эти занятия с недостаточно подготовленными товарищами под контролем воспитателя. Полезно этим же волонтёрам поручить соблюдение другими одноклассниками правил ношения одежды в зависимости от погодных условий – школьник ничего не должен делать во вред собственному здоровью.

         Физическое воспитание подразумевает работу по сбережению здоровья обучающихся. В связи с этим в его компетенцию входит проведение бесед и диспутов, объясняющих недопустимость вредных привычек – курение, употребления алкоголя и наркотиков. Лучше всего, если такие беседы или диспуты будут подготовлены наиболее успешными учащимися на основе собственного анализа ими литературных источников и телепередач. Обучающиеся должны знать и понимать, учитывать в своём поведении законы, запрещающие курение и принятие алкогольных напитков в общественных местах.

         Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, приобщить ребенка к художественному творчеству. Нередко считается, что проблемами эстетического воспитания должны заниматься педагоги, ведущие занятия изобразительным искусством и музыкой и пением, в то время как это должен быть всеобъемлющий процесс.

         Проблема эстетического воспитания слепых и слабовидящих в учебной, игровой и трудовой деятельности является одной из актуальных. До настоящего времени главное внимание уделялось овладению содержанием занятий. Именно этим занимаются кружки художественной самодеятельности, позволяющие познать искусство пения, художественного слова, драматическое искусство, искусство танца  и искусство владения музыкальными инструментами. Однако, на этих занятиях в условиях школы-интерната для детей с нарушениями зрения должно уделяться внимание становлению адекватной содержанию исполняемого произведения мимики, выработке осанки уверенности и стройности тела, принятию позы одухотворённости искусством. Занятия самодеятельных коллективов – вид досуговой деятельности и руководители различных кружков призваны заниматься и работой, обеспечивающей развитие мимики и пантомимики воспитанников, чтобы они понимали важность выразительности жестовой и мимической культуры и умели её проявлять адекватно обстоятельствам, не имея возможности оценить свои действия «взглядом со стороны». Руководители художественных коллективов, понимая необходимость должного внешнего восприятия исполнителей, должны всемерно содействовать адекватным мимическим и пантомимическим действиям незрячих, частично видящих и слабовидящих обучающихся. Для обеспечения нужного мимического и пантомимического состояния исполнителей им следует владеть методикой развития мимики и пантомимики у детей с нарушениями зрения и активно использовать приёмы, обеспечивающие участникам самодеятельности необходимую мимическую и пантомимическую культуру исполнения.

         В досуговое время по линии эстетического воспитания полезно проводить экскурсии в музеи изобразительного искусства, по знаменательным местам населённого пункта, обращая внимание на эстетику произведений живописи и архитектуры. Для активного восприятия материала экскурсии в музее изобразительного искусства, обучающимся, воспитанникам полезно ознакомиться с литературой, повествующей о живописных произведениях, например, с говорящей книгой  «Государственная Третьяковская галерея». Педагогу желательно договориться с экскурсоводом о таком качестве изложения материала экскурсии, чтобы оно было близко к интерактивному познанию содержания художественных произведений. Для ознакомления с архитектурными шедеврами и произведениями монументальной скульптуры воспитатель должен подготовить эмоционально насыщенное, выразительное, богатое сравнениями и сопоставлениями повествование по описанию объекта рассмотрения. Если памятник находится в сквере или парке, где не слышен городской шум, можно включить фоновое музыкальное сопровождение, соответствующее основному мотиву идее скульптора. Последнее можно сделать, учитывая компактность некоторых звуковоспроизводящих аппаратов.  Во время прогулок необходимо обращать внимание на красоты осенней, зимней или весенней природы, побуждать учащихся с приличной остротой зрения описывать возникающие чувства и передавать их в форме рассказа хуже видящим учащимся. Конечно, обучающиеся, воспитанники в этом случае являются пассивными слушателями, но эмоциональность восприятия ими материала, необходимо подготовить через самостоятельное ознакомление с литературными произведениями, создающими соответствующий настрой. Активность участия в этом случае измеряется объёмом прочитанной рекомендуемой литературы.

         Не менее важное значение , имеет поддержание творческого отношения к занятиям, характеризующего одну из главных черт личности людей искусства. Различие между видами деятельности, их привлекательностью не должно исключать творческого отношения к любому виду деятельности. Любой вид учения, игры, труда объективно обладает творческим содержанием, хотя насыщенность их творческими, эстетическими элементами различна. Широкое привлечение обучающихся, воспитанников к подготовке различных досуговых мероприятий призвано обеспечить творческий подход незрячих, частично видящих и слабовидящих подростков к любому виду деятельности. Не будет творческого подхода с их стороны, досуговые мероприятия будут проходить вяло, скучно, неинтересно. А ведь именно они призваны увлечь подростков активной досуговой деятельностью, которая будет успешной при наличии интересных, увлекательных, занимательных, приносящих эмоциональное удовлетворение вечеров, конкурсов, викторин, устных журналов, чтений, бесед, встреч с интересными людьми, дискуссий, заочных путешествий и так далее.

Вместо постоянного сострадания и сочувствия, выражающегося в жалости – активная выработка у детей со зрительными ограничениями компенсаторных умений и навыков, вместо опёки – предоставление максимально возможной самостоятельности подросткам на основе выработанных компенсаторных действий,  вместо постоянной боязни нанести врез здоровью – обеспечение активной смены видов деятельности обучающихся, вместо требования постоянного следования канонам – развитие творческой и плодотворной самостоятельности воспитанников, вместо ожидания негативных проявлений – обеспечение постоянной занятости школьников,- условия их активной досуговой деятельности. 

         Такова характеристика организации досуговой деятельности обучающихся воспитанников в коллективе класса. Однако, даже в условиях интерната у подростка должно быть время и место для того, чтобы заниматься любимым делом самому по себе без направляющего воздействия педагога. Для этого должны быть игровые комнаты и комнаты для занятий любимым делом.

         В игровых комнатах небольшие группы детей могут играть в домино, шашки, шахматы, лото, рендзю, крестики-нолики и другие игры в основном парами. Не исключено, что кто-то захочет быть болельщиком или наблюдателем, что тоже не возбраняется. Главное, чтобы воспитанник не шатался, страдая от безделья, или не пялился в телевизионный экран из принципа: чтобы не показывали, главное смотреть.

         Могут быть случаи, когда школьник желает что-то посочинять, писать стихи, читать, лепить, рисовать, плести, вязать и так далее. Для этого также необходимо создать условия. Занятость любимым делом всегда лучше, чем праздность или страдание от безделья.

         Нельзя исключить полностью и просмотр телевизора. Новости, научно-популярные фильмы, документальные фильмы, заслуживающие внимания художественные фильмы есть смысл просматривать. Главное, чтобы при этом соблюдались санитарно-гигиенические нормы и просмотр телепрограмм не заменял все другие возможные занятия. 

         В общем, досуговая деятельность в условиях коррекционной школы-интерната для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  должна иметь большие возможности для рациональной организации свободного времени детей и подростков. При наличии соответствующей материально-технической базы и творческого подхода педагогов, способных увлечь обучающихся, воспитанников в активную работу есть возможность обеспечить эффективную досуговую деятельность, исключающую потери драгоценного времени периода жизни человека, когда можно заниматься только учёбой в том или ином виде, не заботясь обо всём прочем. Это и будет самым надёжным свершением коррекционно-педагогического воздействия с решением задач подготовки к успешной адаптации и интеграции выпускников после завершения образовательного процесса средствами организации внеурочной деятельности.

×
×