Толерантное отношение сверстников

Автор: Головчак Виктория Вячеславовна

Конспект занятия для детей

Тема: Толерантное отношение сверстников

 

Цель занятия: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.

Задачи:

Воспитательные:

1)      Формирование толерантных установок по отношению к друг к другу;

2)      Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Развивающие:

3)      Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

4)      Развитие творческого потенциала учащихся.

Обучающие:

5)      Знакомство детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом  толерантности в мире;

6)      Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;

 

А вызнаете когда отмечается день толерантности?

16 ноября – международный день терпимости, толерантности.

 

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

 

Толерантность – это уважение,  терпимое отношение  к чужим мнениям, поступкам, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. Принятие и понимание разных людей, разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни. 

 

Но для того, чтобы понять различия надо, прежде всего, начать общение. А с чего обычно люди начинают общение? С приветствия.

 

Ход занятия:

Я предлагаю вам встать в круг и поздороваться друг с другом разными способами.

 

А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы?

 

Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.

Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если фигуры получатся не совсем такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи.

А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;

Кто выбрал квадрат, организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;

Кто выбрал треугольник, лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;

Кто выбрал зигзаг, творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;

Кто выбрал прямоугольник, неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни.

Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете. и учимся в одном классе и поэтому… мы должны принимать друг друга такими как есть.

 

А сейчас, ребята, я бы хотела с вами провести несколько игр, которые воспитывают толерантное отношение друг к другу:

 

Игра «Клубок»

Ребята, скажите, какие вы можете назвать составляющие толерантного отношения?

Ответ: уважение, доброта, сопереживание, дружба, понимание, поддержка, терпимость.

Безусловно все эти составляющие вы назвали верно!

 

Упражнение «Чем мы похожи»

Все сидят в кругу. Один выходит, он ведущий. Ведущий приглашает в круг одного из участников, который как он считает схож с ним.

 

Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы, похоже, тем,  что мы жители Земли, или мы одного роста)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого — нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. 

 

(Объяснить детям о том, что не смотря на много различий нас объединяет много общего)

 

Упражнение «Это здорово!»

Все сидят в кругу. Сейчас кто – нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любом своем качестве, умении или таланте (например, «Я обожаю танцевать», «Я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое высказывание все те, кто стоит  в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец.

 

Упражнение «Групповая картинка»

Группа делится на подгруппы из трех четырех человек. Каждая группа выбирает какую – то национальность, народ, этническую группу и придумывает, как ее изобразить так, чтобы остальные участники могли отгадать, что это за национальность. При изображении можно использовать мимику, жесты, возгласы, но нельзя использовать слова. Дается несколько минут на подготовку задания, затем подгруппы представляют свою пантомиму всей группе. Группа угадывает, какой народ изображает данная группа. 

 

Следующие упражнение  «Пазлы».

Вам нужно разбиться на разделить на 3 команды. Сейчас я вам раздам пазлы. Представьте что вы сейчас собираете фотографию нашего отряда.

— Наш отряд, класс и т.д  – это тоже единое целое, а каждый в нём — пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен.

Скажите, что вы почувствовали, когда на вашей картинке не хватало частей?

 

Сейчас мы с вами проведем одно упражнение «Паутина предрассудков»

Цели этого упражнения  — показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков

Задачи: достижение понимания того, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков; обучение навыкам оказания поддержки человеку, чувствующему себя униженным.

Сейчас Вам необходимо подумать, что испытывает человек, к которому в современном обществе относятся с нетерпимостью.

Выбирается несколько добровольцев, они садятся на стулья посреди круга. Они изображают «народ», который в сознании группы представлены самым большим количеством негативных стереотипов, анекдотов. Группа называет бытующие негативные представления, рассказывает анекдоты, и после каждого высказывания ведущий обматывает «народ» бумагой,  опутывая «паутиной предрассудков», до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться. Ведущий спрашивает «народ» о том, как он себя чувствует. «Народ» рассказывает о своем состоянии. Ведущий интересуется мнением группы, предлагает распутать «народ». Для этого необходимо вспомнить что-то хорошее об этом народе, посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются, а кондуктор в этой время распутывает «паутину». Упражнение заканчивается, когда «народ» полностью освобожден от «паутины предрассудков».

Обсуждение предполагает анализ следующего вопроса: что было бы, если бы на месте «народа» оказались представители других дискриминируемых групп (люди с ограниченными возможностями, больные, материальное необеспеченные, без определенного места жительства и т.д.).

Вопросы для обсуждения: какие чувства вы испытываете, если представитель другого народа рассказывает смешные истории о вашем народе? Какие этнические группы находятся в плену «паутины предрассудков»?

Упражнение «Как быть толерантным в общении».

Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем – то ссориться, получает незаслуженные обвинения. Каждый по – своему выходит из подобных ситуаций – кто – то обижается, кто – то «дает сдачи», кто – то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?

 Вот сейчас Вам необходимо  вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас лично или кого – нибудь из ваших  знакомых обидели. Вы выступите в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Сейчас я вам буду предлагать ситуацию а вы попытаетесь достойно выйти из нее. А выйти из ситуацию вам необходимо, используя предложенную схему.

Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.

Схема достойного выхода из ситуации:

1.    Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах…»

2.    Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по  отношению к тебе: «…я почувствовал себя неудобно…».

3.    Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «…поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…».

4.     Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: «…тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

×
×