Театр как средство развития и воспитания учащихся с ОВЗ

Автор: Веприкова Галина Николаевна

Театр как средство развития и воспитания учащихся с ОВЗ.

… Звучит третий звонок. И снова меркнет свет в зрительном зале. Снова распахивается занавес. Там, за занавесом, театр. Театр наших детей…

Да нет, конечно же, все немного не так. Не слышим мы третьего звонка, и свет выключается одним движением руки. А театр… А вот театр в школе есть. И хотя официально – это всего лишь драматический кружок, объединение дополнительного образования, мы с гордостью говорим: «Наш театр»

А нужен ли он, школьный театр? Н. В. Гоголь сказал: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

В наше время, когда присутствует низкий художественный уровень многих телевизионных и радиопередач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах, все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Разобщенность, замкнутость, агрессивность, не спадающая детская преступность, нетерпимость, непочтительное отношение к старшим, неуважительное отношение к труду, неумение сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе средствами искусства, требуют пристального внимания именно к нравственному воспитанию. 

При помощи театральной педагогики можно развить не только природные способности ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные качества. 
Все упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, беседы, просмотр спектаклей – все перечисленное подчинено одному: полезно ли это ребенку, не навредит ли ему.

Задача театральных занятий – подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем дало свои плоды — чем раньше, тем лучше
«Возраст нежный, – он скоро усвояет в себе то, что ему говорят; и как печать на воск, в душе детей отпечатывается то, что они слышат; а между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку или к добродетели» (Иоанн Богослов)

Обучение ребят осуществляется на основе комплексного использования программ А.П.Ершова и В.М.Букатова. эти программы привлекли мое внимание потому, что с их помощью помимо собственно театрального образования (!), решается ряд проблем, связанных с общими процессами обучения, воспитания и развития, обучения ребенка саморегуляции и налаживанию межличностных процессов через театральную игру. Детская потребность в игре совпадает с игровой природой актерского искусства.

Театр – игра, перевоплощение. А что как не игра наиболее органично и естественно для ребят. Если умело чередовать игры и упражнения, можно достичь хороших результатов.

… Давайте заглянем на репетицию. Начинаем работу над новым спектаклем по пьесе А.Антакольского «Орлята», в котором рассказывается о деятельности партизанского отряда, связными которого были дети Виктор и Катя, как они спасли отряд от гибели, заведя фашистов на минное поле.

Распределяю роли. Дело это ответственное. Как трудно избежать обид при распределении ролей, но надо, чтобы никто не был обижен, чтобы каждому досталась роль интересная и по силам. А самое, пожалуй, существенное, роль должна чему-то научить, что-то развить, о чем-то заставить задуматься. Работа над ролью – долгий труд. Нужно помочь разобраться в поступках героя. Почему он поступил так, а не иначе? Почему принял именно это решение? А выучить-то сколько надо!

Да только ли это? Известно, что выступающий на сцене должен иметь четкую и выразительную речь. У учащихся с ОВЗ затруднено понимание смысла даже не самых трудных слов. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом. И потому во время занятий и репетиций идет большая работа над словом. Работа идет и над словом, данном в тексте, и над словом, которое ученик может ввести в текст самостоятельно, не искажая смысла текста. Вот так, слово за словом, предложение за предложением, очень медленно, но развивается речь школьника с проблемами в обучении.

Часто материалом для сценического воплощения служат сказки, несущие в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка. По мнению В.А. Сухомлинского, «сказка развивает внутренние силы ребенка, в сказках содержатся правила общения людей друг с другом, она расширяет социально-нравственный опыт ребенка». Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает ее героев вполне реальными существами, поступки которых можно проецировать на собственную жизнь.

Более всего ребят, как и меня, захватила тема Великой Отечественной войны, героика этого периода. Учащиеся школы становятся зрителями театрализованных представлений «Дети военной поры», «Я пишу тебе перед боем», «У войны не женское лицо», спектаклей «Каска», «Последняя фотография», «Сигнальщики и горнисты», «Подвиг», «И нас двадцать…», «А зори здесь тихие…», «Я еще не хочу умирать», «Семь мисок, семь ложек» и др.

 …А что же происходит на сцене? А на сцене снова премьера. Премьера 2018 года по пьесе Андрея Гуркова «В апреле 45-го» – детский концентрационный лагерь, стремление детей – и русских и американских – после бомбежки спастись в подвале дома, гибель одного из героев, ради спасения других ребят.

Учащимся с проблемами в развитии необходимы такие сильные в эмоциональном плане произведения, так как при умственной отсталости наряду с недоразвитием познавательной деятельности недоразвита и эмоционально-волевая сфера. Детям нашим свойственна примитивность эмоций и переживаний. И для того, чтобы такой ребенок вдруг понял, осознал, ощутил, пережил это эмоционально сильное состояние, приходится сделать многое. Рассказываешь различные истории, приводишь примеры, ссылаешься на просмотренные детьми кинофильмы, чтобы увидеть хотя бы возникшее на миг волнение на лице и блеск в глазах. И когда это случается, понимаешь, что не все потеряно у этих детей и что еще есть резервы и возможности научить их по-настоящему чувствовать и переживать.

Так что же дает нашим детям нашего образовательного учреждения занятия в театральном объединении? Театр обогащает и развивает эмоциональную восприимчивость, умение ориентироваться и действовать в непривычных для этих детей условиях,

·         Развивает умение общаться друг с другом, понимать, сочувствовать другим;

·         Создает условия для раскрепощения, умения перебороть боязнь играть на публике;

·         Рождает взаимопонимание, дружбу, чувство ответственности и партнерства, вдохновения при работе, возможность для ребенка раскрыться и самореализоваться.

·         Развивает речь, внимание, наблюдательность, память.

Формирование нравственных качеств сложно оценивать, поскольку это процесс длительный и носит отсроченный характер. И только спустя несколько лет можно увидеть результат, какими стали дети и какова в этом заслуга педагогов.

Но о результатах работы театрального объединения можно сказать уже сегодня – это заряд положительных эмоций, удовлетворение от творчества, возрастающая уверенность в своих силах, желание прийти в театральный коллектив снова и привести с собой друзей. Это выраженное чувство ответственности за свой коллектив, сопереживание и поддержка друзей.

…А сейчас, пожалуйста, потише. Идет спектакль. Чем он закончится сегодня – успехом или неудачей – не самое главное, как ни странно. Если успех – значит, радость, ни с чем несравнимое счастье самостоятельности, собственной значимости в выполнении серьезной задачи. Если неудача – значит, трудности, огорчения, необходимость ответить перед товарищами за накладку, оплошность, невнимательность. Не следует бояться этого. Пусть будет все – и счастье победы, и горечь поражения. Не пережив, не перенеся мужественно и того, и другого, не сделаешься человеком.





×
×