Автор: Марина Игоревна Вайсброт
Социальной адаптацией называется активное приспособление человека к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе.
Проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, подготовка их к самостоятельной жизни всегда актуальна.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [ст.5] дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равное со всеми право на образование.
Воспитательные и социальные цели обучения, развитие адаптивных навыков, являются важнейшими в содержании образования детей с тяжелой степенью умственной отсталости.
Школа ответственна перед обществом и государством за реализацию прав умственно отсталого ребенка на образование и профессионально трудовую подготовку, за создание максимально благоприятных условий для организации образовательного (учебно-воспитательного) процесса в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями умственно отсталого школьника.
В исследованиях Г.М. Дульнева, Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой доказано, что с переходом из класса в класс у умственно отсталых детей под воздействием обучения и воспитания, происходят существенные изменения в их психическом развитии в сторону самостоятельной организации учебной деятельности. У них формируются умения и навыки, развивается интеллектуальная деятельность, они становятся более социально адаптированными.
Психическое развитие всех детей: и ребят с нормой, и умственно отсталых школьников подчинено общим законам развития, протекает под воздействием одинаковых факторов окружающей среды,
Разница в том, что дети с нарушением интеллекта, в силу особенностей развития не способны самостоятельно адаптироваться в социуме и включиться в трудовую жизнь.
Для детей с особенностями в развитии есть сеть учреждений системы здравоохранения, образования, социального обеспечения, предназначение которых помочь овладению необходимыми для интеграции в общество трудовыми и социальными навыками.
Особенности познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта затрудняют их социальную адаптацию. Таким детям необходимо регулярно напоминать правила поведения в различных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению задания, не анализируя условия, не подбирая средства для достижения цели, не составляя плана. Дети с нарушением интеллекта относятся к получаемым результатам недостаточно критически, не соотносят их с требованиями задачи и не обращают внимания на содержание и реальную значимость результатов, не подвергают должному сравнению и сопоставлению с имеющимся образцом, моделью.
В школе, в процессе коррекционной и воспитательной работы, возможна социализация обучающихся с интеллектуальными нарушениями: адаптация их к социальной среде, к меняющемуся социальному окружению.
Расширение социального и бытового опыта, применение знаний и умений в жизни является основной целью уроков социально-бытовой ориентировки в школе.
На первый план выступают следующие задачи обучения:
— формирование социального поведения; коммуникативных умений: установление и расширение социальных контактов, соблюдение правил приличия, умение правильно общаться, обращаться к окружающим за помощью;
— формирование и развитие коммуникативной функции речи;
— развитие навыков самообслуживания;
— соблюдение правил личной гигиены;
— включение обучающихся в домашний, хозяйственный труд;
— эмоциональное развитие, положительное отношение к себе и окружающим;
— развитие умения занять себя в свободное время;
— развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности;
— укрепление и охрана здоровья; физическое развитие ребенка.
Не все дети с нарушением интеллекта, став взрослыми, подготовлены к интеграции в социально-экономическую жизнь. Однако любой человек, в том числе с нарушениями в развитии, может при создании соответствующих условий развиваться, обслуживать себя самостоятельно, обеспечивать себя материально и приносить пользу обществу. Задача семьи и школы — подготовить детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни. При обучении педагоги уделяют внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. На предметах общеобразовательного цикла приближают учебный процесс к реальным, жизненным условиям, моделируют жизненные и производственные ситуации, включают их в процесс активной практической деятельности.
Особенности социализации детей, имеющих разные виды нарушений в развитии: физические и психические, на концептуальном уровне представлены в работах Л.С. Выготского. По мнению Л.С. Выготского, общение- важнейший фактор развития ребенка, как в онтогенезе, так и при дизонтогенезе. По мнению Л.С. Выготского, «практический интеллект может явиться точкой приложения компенсации, средством выравнивания других интеллектуальных функций». Способность детей с интеллектуальными нарушениями к овладению трудовыми и социальными навыками является главным критерием их обучаемости.
Приобретая навыки самообслуживания, ребята расширяют представления об окружающем мире, у них развивается речь, сенсорные восприятия, совершенствуются тонкая моторика и зрительно-моторная координация, совершенствуются умения соблюдать последовательность действий, ориентируясь на образец, выполнять словесную инструкцию.
Воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями требует от окружающих людей (педагогов, воспитателей, родителей, специалистов), педагогического такта, профессионализма, терпения, настойчивости, изобретательности.
Задача школы- помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в жизни.
Следует отметить, что большая часть детей с особенностями в интеллектуальном развитии, при правильном воспитании, способны адекватно относится к окружающему их миру, самостоятельно жить и даже работать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1995.
2. Маллер А.Р. Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М., 2003.
3. Маллер А.Р. Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988.
4. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина. – СПб.: Речь, 2006.
5. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.
6. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов: Учебное пособие / [под ред. С.М. Безух, С.С. Лебедевой]. – Спб.: Речь, 2007.