Автор: Зарипова Лилия Алиекбаровна
У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии, в большей мере у них страдает мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм.
Речедвигательная ритмика это движения, а дети любят двигаться, поэтому элементы упражнения речедвигательной ритмики включаю в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки, а на индивидуальные занятия по коррекции звука.
С помощью речедвигательной ритмики удаётся быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.
Речедвигательная ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия. При этом подбор упражнений осуществляется в строгом соответствии с темой и целями занятия, с учётом индивидуальных особенностей детей.
Упражнения речедвигательного тренинга.
Упражнение — игровой массаж «Мошка»
Рассказывание стихотворения, сочетая его с самомассажем кистей и пальчиков:
Вот кулак, а вот ладошка,
(Сжимаем, разжимаем кулачок 3-4 раза, чередуя правую и левую руку.)
На ладошку села мошка.
(Растираем круговыми движениями середину ладошки.)
И пошла, пошла, пошла,
(Растираем фаланги пальчиков, начиная с большого пальца.)
До мизинчика дошла.
Упражнение – игровой массаж «Весёлые ежата»
На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого), гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:
Этот ёжик танцевал,
Этот ёжик в мяч играл.
Этот ёжик песни пел,
Этот ёжик супчик ел.
Самый маленький ежонок,
Спал под ёлочкой зелёной.
Упражнение – игровой массаж «Весёлые свинки»
Проводим пальчиковую гимнастику. На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого), гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:
Эта свинка танцевала,
Эта свинка рисовала.
Эта свинка умывалась,
Эта свинка наряжалась.
А эта свинка – малышка,
Маленькая, как мышка.
Упражнение – игровой массаж «Гуси и гусята»
Проводим пальчиковую гимнастику. На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого), гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:
Гуси важные идут,
И гусят с собой ведут:
Раз гусёнок – очень белый,
Два гусёнок – очень смелый.
Три гусёнок – очень важный,
А четыре – был отважный.
Пятый — был уж очень мал,
Потому от всех отстал!