Автор: Вишневская Татьяна Александровна
Вишневская Татьяна Александровна
ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
преподаватель профессионального цикла
высшей категории
тел. 8-904-366-69-90
e-mail: tatyavis@yandex.ru
Реализация компетентностного подхода через проблемное обучение у студентов специальности «Фармация»
Ключевые слова: компетентностный подход, общие и профессиональные компетенции, проблемное обучение, проблемная ситуация, проблема.
Современный рынок труда предъявляет строгие требования к специалистам, особенно к специалистам-медикам и фармацевтам. Перед современным образованием стоит задача воспитания личности активной и ответственной, способной к осмыслению и наделенной способностью к преобразованию, обладающей положительным отношением к труду. Решение этой задачи требует совершенствования процесса обучения, что и определило проблему исследования: поиск способов повышения развивающих возможностей технологии проблемного обучения и использования их для формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.
Объект исследования — структура и содержание проблемных ситуаций; система проблемных задач, построенная на изучаемом материале; способы формирования общих и профессиональных компетенций у студентов.
Предмет исследования — процесс формирования общих и профессиональных компетенций у студентов в условиях использования технологии проблемного обучения.
Цель исследования — определить, при каких педагогических условиях возможно эффективное формирование у студентов общих и профессиональных компетенций в проблемном обучении.
Гипотеза исследования: если в учебный процесс внедрять технологии проблемного обучения, включить систему проблемных задач, прямо ориентированных на формирование общих и профессиональных компетенций, и организовать деятельность по их поэлементной отработке, то использование этого варианта технологии проблемного обучения позволит сформировать у студентов умение непрерывно пополнять и углублять свои знания.
Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
- Изучить исторический опыт использования технологии проблемного обучения;
- Разработать систему проблемных задач по дисциплине «Фармацевтическая химия»;
- Организовать внеаудиторную (кружковую) деятельность студентов с применением проектной методики на основе использования технологии проблемного обучения;
- Экспериментально проверить эффективность использования технологии проблемного обучения для формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.
Решение поставленных задач потребовало привлечения и использования теоретических и практических методов педагогического исследования: теоретического анализа педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме с целью определения исходных положений и основных направлений в разработке и организации исследования; изучения опыта работы образовательных учреждений и отдельных преподавателей, наблюдения, беседы, анкетирования, анализа результатов письменных самостоятельных, творческих и контрольных работ студентов с целью проверки реализуемой на практике гипотезы исследования; проектирования, моделирования, статистических методов. Использование системы методов, в том числе математических, позволило рассмотреть педагогические явления и факты в их взаимосвязи и выразить результаты исследования в качественных и количественных показателях.
На первом этапе изучались история и современное состояние проблемы, проводился анализ деятельности преподавателей по формированию у студентов общих и профессиональных компетенций; была изучена научная и методическая литература по проблеме, разработаны гипотеза и концепция преобразования технологии проблемного обучения, организована кружковая работа по проектной методике; сформулированы цель и задачи исследования, определены условия, содержание и методика проведения опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа, в процессе которой отрабатывался вариант технологии проблемного обучения, алгоритм проведения исследования по проектной методике, проверялась эффективность использования проблемного обучения для формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.
Исследование проводилось на базе двух подгрупп группы 31 ФМК отделения специальности «Фармация». В экспериментальной подгруппе создавались проблемные ситуации и применялись различные методы проблемного обучения. Для подготовки специалистов-фармацевтов предложены проблемные задачи профессионального содержания, где будущим выпускникам необходимо почувствовать себя в роли работника аптечной организации. О том, что такая форма образовательного процесс находит отклик у заинтересованных студентов, свидетельствует их активность. Так, при подготовке к неделе специальности «Фармация» студентами при консультативной помощи преподавателя разработан сценарий и подготовлено театрализованное открытое занятие-заседание кружка «Суд над химией». Итог теоретической работы со студентами – создана модель «Аптека прошлого».
За два года работы кружка по химии проведены два исследования: «Жесткость воды и ее влияние на организм человека» (презентация проекта осуществлялась на научно-практической конференции в Смоленском базовом медицинском колледже и на IV Российской межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Реабилитация в XXI веке» в рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни»; работа награждена дипломом II степени, проект вошел в сборник лучших работ научно-практической конференции) и «Фармацевтический анализ лекарственных форм промышленного производства» (работа удостоена награды «Лучшая исследовательская работа» по итогам внутритехникумовской научно-практической конференции).
Анализ полученных результатов позволил выявить динамику в развитии общих и профессиональных компетенций и определить ее направление. При 100%-й успеваемости в обеих группах стабильно высокое качество знаний по химии показывают студенты экспериментальной группы. Заметно повысилась активность студентов на занятии, выросли интерес к нестандартным проблемным ситуациям и удовлетворенность результатами своей работы. Существенные изменения наблюдались и в качестве мыслительной деятельности студентов экспериментальной группы: устойчивее стали проявления самостоятельности суждений, логичности доказательств, критичности оценок, гибкости в принятии решений.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило предположение: использование технологии проблемного обучения, включение системы проблемных ситуаций ориентирует студентов на формирование общих и профессиональных компетенций, умение непрерывно пополнять и углублять свои знания, проявление познавательного интереса и творческой активности.