8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Развитие познавательного интереса студентов как способа формирования творческой личности

Автор: Гарибян Ирина Ивановна, Петросова Лариса Ивановна

УДК 37.026.9/.36

 

РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА  СТУДЕНТОВ  КАК СПОСОБА  ФОРМИРОВАНИЯ  ТВОРЧЕСКОЙ  ЛИЧНОСТИ

 

доц. Гарибян И.И.

Ташкентский      институт   текстильной   и    лёгкой промышленности

доц. Петросова Л.И.

Ташкентский     государственный технический университет

Узбекистан

 

В статье рассматривается вопрос о развитии познавательного интереса студентов в мотивации учения на занятиях.

The article deals with the issue of developing students’ cognitive interest in motivating learning in the classroom.

 

Основной побудительной силой деятельности личности являются потребности. На основании потребностей возникает и развивается интерес. Потребности и интерес побуждают человека к деятельности, к приобретению новых знаний и умений.

В настоящее время исследования учёных убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрыть мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не замечают.  Поэтому важно в последние годы стоит вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более  глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у студента постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность студента совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный процесс положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание процессов мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

1) Самостоятельная работа. Самостоятельное выполнение задания – самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков студента. Организация самостоятельной работы – трудный момент занятия. Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находится в аудитории 3-4 студента, которые не успели усвоить материал, а ждать их – значит терять время. Как учить студента работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференциальными заданиями, продумывать последовательность заданий, наглядность.

2) Проблемное обучение. Проблемное обучение также можно отнести к созданию условий самовоспитания. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов, всегда вызывает неослабевающий интерес студентов. Такое обучение заставляет искать истину, и всем коллективом находить ее.

В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос «КАК?», а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научится. А это желание – залог успешного освоения  нового. У студентов появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять задаётся самостоятельное задание, чтобы вызвать у студентов желание еще и еще раз послушать объяснение. Проблемное обучение вызывает со стороны студентов живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции студентов, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении студента к учению.

3) Занимательный материал. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у студентов чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на занятиях, например, по предмету «Химия» и  «Охрана труда»  студенты незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы, находить общее и отличное в строении, свойствах объектов, делать логические выводы и умозаключения. Игра ставит студента в условия поиска.

4) Развитие познавательных способностей. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей студентов. Форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса как внимание. Для этого в учебный материал включаются содержательно-логические задания, направленные на развитии различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределить его на различные предметы и виды деятельности.

Знания не могут усваиваться механически. Переход от познания к знанию происходит при различных мыслительных операциях, начиная с очень простых и заканчивая сложными.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы организовать правильную в логическом отношении и посильную студентам мыслительную деятельность. Успех развития познавательной потребности в большей мере зависит от постановки перед студентами таких, доступных им, и в то же время требующих активной мыслительной деятельности познавательных задач и умений, а в случае необходимости, направлять решение этих задач, при максимально возможном сохранении самостоятельной мысли студентов.

Умение думать – центральное звено умения учиться.

Рассмотрение задач  курса химии позволяет утверждать, что значительное число учебных задач может развивать познавательную активность студентов. Не надо только навязывать готового решения или доказательства, а подталкивать его к поиску. Оказание преподавателем помощи студентам часто сковывает инициативу и активностью. Необходимо давать возможность организовать эвристическую беседу и самостоятельный поиск путей решения задач.

В заключение отметим, что основной характеристикой потенциала человека является не выдающийся интеллект, а внутренний мотив, движущий развитие человека. Часто люди, не обладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения, цель направленно решающие важную именную для них задачу, оказываются более продуктивными, чем способные, но менее заинтересованные. Каждый студент проявляет одарённость по-своему, но развитие интереса и познавательных потребностей к учебной деятельности формируется в процессе обучения.

Литература.

1.     Гарибян И. И., Петросова Л.И. Активизация творческих  и познавательных способностей студентов. Международная научно- техническая конференция  «Istiqlol»,  г. Навои, 2008 г.

2.     Межпредметная   интеграция  как   педагогическая  проблема в высших учебных заведениях. Международная дистанционная педагогическая конференция «Педагогика и образование». Международный педагогический портал «Солнечный свет».  04.10.2020.

3.     Роль и место познавательных задач в мотивации учения на занятиях химии. Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные идеи и работы одарённой молодёжи в условиях модернизации техники и технологии». Ташкент, ТИТЛП. 12-13 декабря 2017,  с.145-147, 2 часть

×
×